Казахстан теряет $500 млн в год из-за контрабанды российского зерна
Казахстан теряет $500 млн в год из-за контрабанды российского зерна
Рост урожайности пшеницы в России в последние годы привел к снижению ее себестоимости. Это повысило привлекательность Казахстана как рынка сбыта для фермеров соседнего государства – зерно у нас стоит дороже, а везти его россиянам сюда ближе, чем в порты Черного моря. С одной стороны, приток более дешевого зерна для Казахстана благо, поскольку создает на внутреннем рынке возможность выбора для покупателя – брать отечественное зерно или импортное. Также наличие альтернативы стимулирует и зерновиков Казахстана развиваться, работать над повышением производительности труда – чтобы также снижать себестоимость своей продукции.
Однако часть поставок российского зерна в Казахстан быстро ушла в «серую» зону: такое зерно завозится в страну нелегально, без уплаты НДС. Это искажает здоровую рыночную конкуренцию и бьет по тем трейдерам, кто работает честно. Также большая проблема в том, что «серое» российское зерно в прошлом сезоне начало активно реэкспортироваться в Среднюю Азию – без уплаты российской экспортной пошлины и транзитного тарифа. Это привело к падению цен на легальные поставки.
Об этом порталу ElDala.kz рассказал Алихан Талгатбек, президент Союза зернопереработчиков Казахстана.
Лидеры «серого» импорта
По оценкам экспертов, «серый» импорт (то есть, контрабанда) зерна из России в Казахстан составляет от 1,5 до 2 млн тонн в год.
Завезенная без уплаты НДС пшеница оформляется на крестьянские хозяйства, а потом в виде скрытого реэкспорта, без уплаты транзитного железнодорожного тарифа, направляется в страны Средней Азии и Афганистан.
- В течение последних лет Павлодарская область является лидером по приему и транзиту нелегального зерна из России, - рассказал Алихан Талгатбек. - В текущем маркетинговом сезоне активный ввоз нелегальной пшеницы наблюдается также со стороны Актюбинской и Западно-Казахстанской областей.
Об этом говорят цифры: из Павлодарской области (при валовом сборе урожая зерновых в 913,5 тыс. тонн), экспорт зерна и муки в зерновом эквиваленте, а также перемещение внутри страны за 2022 год только железнодорожным транспортом составило 977,1 тыс. тонн (107% от объема производства).
По Западно-Казахстанской области при валовом сборе урожая зерновых в 255,7 тыс. тонн, экспорт и перемещение в 2022 года составили 354,1 тыс. тонн (138% от объема производства).
По Актюбинской области при валовом сборе урожая зерновых в 432,9 тыс. тонн, экспорт и перемещение составили 232,5 тыс. тонн (54%).
А ведь эти цифры не учитывают внутреннее потребление областей на продовольственные, фуражные и семенные цели, а также перевозки автомобильным транспортом!
Факторы ущерба
В результате деятельности контрабандистов наносится ущерб и государству, и легальному бизнесу страны. Прежде всего, фермерам.
В целом, негативные последствия выглядят так:
- искаженной статистики реального урожая зерна в Казахстане, следствием чего становится невозможность сформировать баланс производства и потребления зерна. Не имея этих цифр, правительство в периоды повышенного спроса со стороны соседей начинает нервничать и вводит запреты и ограничения на экспорт. Это ведет к разрушению многолетних торговых отношений и недополучению прибыли участниками рынка.
- недопоступления обязательных налоговых отчислений в бюджет (НДС, КПН);
- недополученной доходности от транзитных ставок казахстанскими железными дорогами;
- доначисления НДС на последующих добросовестных покупателей-мукомолов такого зерна.
- Но главная проблема состоит в том, что дешевое контрабандное зерно становится маркет-мейкером для наших покупателе в Средней Азии и Афганистане, - рассказал Алихан Талгатбек. – «Серая» пшеница на станции «Сарыагаш» предлагается на 5-10% дешевле легальной, и покупатель начинает требовать скидок и от трейдеров, работающих с казахстанским зерном. Они вынуждены идти на эти условия, иначе продажи просто встанут.
По оценке Зернового союза Казахстана и Союза зернопереработчиков Казахстана, только по НДС на импорт неуплаченная сумма налогов с теневого оборота зерна может составлять ежегодно более 27 млрд тенге ($57 млн).
Потери АО «НК «КТЖ» от неуплаты транзитного тарифа при объеме нелегального импорта и транзита зерна в объеме 1,7 млн тонн ежегодно оцениваются в сумме 40,2 млрд тенге ($85 млн).
Что касается, искаженной объективной стоимости казахстанского зерна, то тут Казахстан теряет $50 с каждой тонны. При среднем годовом экспорте зерна 5 млн тонн и муки 2 млн тонн, казахстанские сельхозпроизводители, зернотрейдеры и мукомолы недополучают $350 млн.
Итого, общий ущерб от «серого» импорта для бюджета и бизнеса Казахстана выливается в $500 млн. в год.
Контрабандные тропы
Отраслевые ассоциации подготовили свои предложения по пресечению «серого» зернопотока через российско-казахстанскую границу. Конечно, тут основной вопрос - борьба с коррупцией. Ведь проезд через границу зерновых грузов возможен только если соответствующие службы закрывают глаза на нарушения.
Поэтому Союз зернопереработчиков и Зерновой союз предлагают создать межведомственный штаб с участием КГД, КНБ, КГИ в АПК, КВКН, КТК по контролю за ввозом российской пшеницы и других продовольственных товаров на территорию Казахстана.
Также помогла бы большей прозрачности и специальная цифровая система прослеживаемости зерна – в России такая уже действует.
Нужен и контроль над тем, какие ухищрения придумывают контрабандисты для преодоления границ. В частности, это перегруз автомобильного и железнодорожного транспорта, когда нормативную вместимость грузовика или вагона превышают на 50-100%.
Кстати, именно перевес вагонов может быть причиной участившихся сходов вагонов с путей и разрушения железнодорожного полотна. В этой связи вопрос борьбы с контрабандой приобретает и новое измерение – предотвращение аварий на железнодорожных магистралях, участниками которых рано или поздно может стать и пассажирский состав.
Источник: ElDala
Однако часть поставок российского зерна в Казахстан быстро ушла в «серую» зону: такое зерно завозится в страну нелегально, без уплаты НДС. Это искажает здоровую рыночную конкуренцию и бьет по тем трейдерам, кто работает честно. Также большая проблема в том, что «серое» российское зерно в прошлом сезоне начало активно реэкспортироваться в Среднюю Азию – без уплаты российской экспортной пошлины и транзитного тарифа. Это привело к падению цен на легальные поставки.
Об этом порталу ElDala.kz рассказал Алихан Талгатбек, президент Союза зернопереработчиков Казахстана.
Лидеры «серого» импорта
По оценкам экспертов, «серый» импорт (то есть, контрабанда) зерна из России в Казахстан составляет от 1,5 до 2 млн тонн в год.
Завезенная без уплаты НДС пшеница оформляется на крестьянские хозяйства, а потом в виде скрытого реэкспорта, без уплаты транзитного железнодорожного тарифа, направляется в страны Средней Азии и Афганистан.
- В течение последних лет Павлодарская область является лидером по приему и транзиту нелегального зерна из России, - рассказал Алихан Талгатбек. - В текущем маркетинговом сезоне активный ввоз нелегальной пшеницы наблюдается также со стороны Актюбинской и Западно-Казахстанской областей.
Об этом говорят цифры: из Павлодарской области (при валовом сборе урожая зерновых в 913,5 тыс. тонн), экспорт зерна и муки в зерновом эквиваленте, а также перемещение внутри страны за 2022 год только железнодорожным транспортом составило 977,1 тыс. тонн (107% от объема производства).
По Западно-Казахстанской области при валовом сборе урожая зерновых в 255,7 тыс. тонн, экспорт и перемещение в 2022 года составили 354,1 тыс. тонн (138% от объема производства).
По Актюбинской области при валовом сборе урожая зерновых в 432,9 тыс. тонн, экспорт и перемещение составили 232,5 тыс. тонн (54%).
А ведь эти цифры не учитывают внутреннее потребление областей на продовольственные, фуражные и семенные цели, а также перевозки автомобильным транспортом!
Факторы ущерба
В результате деятельности контрабандистов наносится ущерб и государству, и легальному бизнесу страны. Прежде всего, фермерам.
В целом, негативные последствия выглядят так:
- искаженной статистики реального урожая зерна в Казахстане, следствием чего становится невозможность сформировать баланс производства и потребления зерна. Не имея этих цифр, правительство в периоды повышенного спроса со стороны соседей начинает нервничать и вводит запреты и ограничения на экспорт. Это ведет к разрушению многолетних торговых отношений и недополучению прибыли участниками рынка.
- недопоступления обязательных налоговых отчислений в бюджет (НДС, КПН);
- недополученной доходности от транзитных ставок казахстанскими железными дорогами;
- доначисления НДС на последующих добросовестных покупателей-мукомолов такого зерна.
- Но главная проблема состоит в том, что дешевое контрабандное зерно становится маркет-мейкером для наших покупателе в Средней Азии и Афганистане, - рассказал Алихан Талгатбек. – «Серая» пшеница на станции «Сарыагаш» предлагается на 5-10% дешевле легальной, и покупатель начинает требовать скидок и от трейдеров, работающих с казахстанским зерном. Они вынуждены идти на эти условия, иначе продажи просто встанут.
По оценке Зернового союза Казахстана и Союза зернопереработчиков Казахстана, только по НДС на импорт неуплаченная сумма налогов с теневого оборота зерна может составлять ежегодно более 27 млрд тенге ($57 млн).
Потери АО «НК «КТЖ» от неуплаты транзитного тарифа при объеме нелегального импорта и транзита зерна в объеме 1,7 млн тонн ежегодно оцениваются в сумме 40,2 млрд тенге ($85 млн).
Что касается, искаженной объективной стоимости казахстанского зерна, то тут Казахстан теряет $50 с каждой тонны. При среднем годовом экспорте зерна 5 млн тонн и муки 2 млн тонн, казахстанские сельхозпроизводители, зернотрейдеры и мукомолы недополучают $350 млн.
Итого, общий ущерб от «серого» импорта для бюджета и бизнеса Казахстана выливается в $500 млн. в год.
Контрабандные тропы
Отраслевые ассоциации подготовили свои предложения по пресечению «серого» зернопотока через российско-казахстанскую границу. Конечно, тут основной вопрос - борьба с коррупцией. Ведь проезд через границу зерновых грузов возможен только если соответствующие службы закрывают глаза на нарушения.
Поэтому Союз зернопереработчиков и Зерновой союз предлагают создать межведомственный штаб с участием КГД, КНБ, КГИ в АПК, КВКН, КТК по контролю за ввозом российской пшеницы и других продовольственных товаров на территорию Казахстана.
Также помогла бы большей прозрачности и специальная цифровая система прослеживаемости зерна – в России такая уже действует.
Нужен и контроль над тем, какие ухищрения придумывают контрабандисты для преодоления границ. В частности, это перегруз автомобильного и железнодорожного транспорта, когда нормативную вместимость грузовика или вагона превышают на 50-100%.
Кстати, именно перевес вагонов может быть причиной участившихся сходов вагонов с путей и разрушения железнодорожного полотна. В этой связи вопрос борьбы с контрабандой приобретает и новое измерение – предотвращение аварий на железнодорожных магистралях, участниками которых рано или поздно может стать и пассажирский состав.
Источник: ElDala
Источник: http://www.zol.ru