Новый механизм регулирования экспорта российской пшеницы необходимо определить как можно быстрее - эксперт






Новый механизм регулирования экспорта российской пшеницы необходимо определить как можно быстрее - эксперт

Новый механизм ограничения экспорта пшеницы из РФ, предусматривающий введение "плавающей" пошлины, необходимо определить как можно быстрее. Он должен по возможности учесть и исключить недостатки, которые были в период действия этой пошлины раньше, и быть максимально щадящим по отношению к отечественной цепочке поставки на экспорт. Необходимо также восстановить государственный интервенционный фонд зерна, считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
НЕ ПОЗДНЕЕ РАННЕЙ ВЕСНЫ
"Мы против постоянно действующей пошлины на экспорт пшеницы и других зерновых из России. Но если ситуация признается форс-мажорной и принимается такое решение, то это нужно сделать оперативно и учесть недостатки, которые были выявлены в тот период, когда действовала "плавающая" пошлина", - заявил Рылько в интервью агентству "Интерфакс".
На заседании тарифной подкомиссии в пятницу глава Минэкономразвития Максим Решетников сообщил, что с 1 июля 2021 года обнуления экспортной пошлины на пшеницу не будет, планируется ввести постоянно действующий механизм защиты внутреннего рынка.
Речь идет о так называемой "плавающей" экспортной пошлине на пшеницу, которая была введена постановлением правительства от 30 августа 2013 года. Она формально не отменена, срок обнуления ее ставки истекает 1 июля 2021 года. Эта пошлина определялась по утвержденной формуле и с 1 октября 2015 года составляла 50% от таможенной стоимости минус 6,5 тыс. рублей, но не менее 10 рублей за тонну. С 23 сентября 2016 года пошлина была обнулена до 1 июля 2018 года. Затем нулевая ставка была продлена еще на год - до 1 июля 2019 года, а потом сразу на два года - до 1 июля 2021 года.
"Если такое решение будет принято, необходимо как можно быстрее определиться с конкретным механизмом пошлины и с ее параметрами с тем, чтобы они были обнародованы не позднее ранней весны, - заявил Рылько. - Это сделает ситуацию на рынке более предсказуемой и позволит возобновить фиксацию цен на будущий урожай".
Он пояснил, что аграрии, трейдеры, экспортеры еще с осени прошлого года, используя различные, в том числе новые биржевые, механизмы, имели возможность зафиксировать цены будущего урожая, исходя из фьючерсных контрактов. "Сначала цена будущего урожая была $210-215 за тонну и постепенно вышла на уровень $240 за тонну и выше. То есть, по сути, в любой точке европейской территории России можно было продать новый урожай пшеницы четвертого, допустим, класса по $230-240 за тонну в пересчете на базис FOB Новороссийск. Это очень привлекательная цена, - сказал глава ИКАР. - Но как только появилась информация, что с нового сельхозгода (с 1 июля 2021 года - ИФ) обнуления пошлины не будет, фиксация цен прекратилась и не возобновится до прояснения всех новых деталей регулирования".
"Таким образом, обостряется старинная болезнь российского сельского хозяйства, в частности растениеводства, которая связана с очень коротким периодом между контрактом и его исполнением, - считает Рылько. - Наши контракты очень краткосрочны. То есть горизонт планирования очень ограничен, что крайне негативно влияет на уровень и доступность инвестиций в зерновом хозяйстве".
УЧЕСТЬ НОВЫЕ РЕАЛИИ И СТАРЫЕ НЕДОСТАТКИ
Кроме того, отметил глава ИКАР, "плавающая" пошлина должна быть щадящей и учитывать новые объективные уровни цен на сельхозпродукцию и на средства производства для сельского хозяйства. "За последние месяцы и недели мировые цены на зерно в целом и на пшеницу в частности, в том числе из-за "ковидной накачки" мировой экономики, выросли до очень высоких уровней. Это ведет к тому, что цены на основные покупные средства производства тоже растут, причем бурно и во всем мире. Соответственно, себестоимость нашего зерна тоже будет расти. И довольно серьезно", - заявил Рылько, добавив, что эти реалии должен учитывать механизм пошлины, если она начнет действовать с 1 июля. Она должна включаться только при условии запредельного роста цен на экспортном рынке в пересчете на рубли. "Российские производители должны сохранить те преимущества по марже, которые они имели над зарубежными коллегами, это и в стратегических интересах потребителей зерна на внутреннем рынке", - сказал он.
Как считает Рылько, следует также учитывать ряд негативных и проблемных моментов, проявившихся в тот период, когда действовала предыдущая "плавающая" пошлина. "Прежде всего, пошлина рассчитывалась по контрактной цене затаможки пшеницы экспортером - это тот базис, где затаможивается товар. В результате, фигурально говоря, пшеница, затаможенная в Самаре, получала налоговые преимущества над пшеницей, затаможенной в Азове. В свою очередь, Азов имел преимущества над Новороссийском, а в самом Новороссийске многие компании быстро перешли с ФОБа на затаможку на базисе FAS (склад продавца), а платить за перевалку зерна в порту предлагалось покупателям. Указывать таможенную стоимость на базисе CIF стало вообще невозможно, - отметил он.
"Еще одна группа проблем связана с тем, что пошлина считалась на основе индивидуальной таможенной стоимости груза. В результате плавающая пошлина "наказывала" в наибольшей степени производителей самой качественной пшеницы - твердой и высокопротеиновой мягкой. То есть осуществил дополнительные инвестиции, вложился в технологию - тебя сильнее наказали, чем остальных, - сказал он. - В непростой ситуации тогда оказались и многие компании, занятые трансфертным ценообразованием - насколько знаю, некоторые из них до сих пор не уладили всех проблем по части налогообложения".
Этот механизм был неудобен и в работе с рядом чрезвычайно важных для российского зернового хозяйства потребителей, например, с египетской GASC (госкомпания по закупкам зерна), отметил Рылько. "Проблема в том, что затаможка товара бывает примерно через полтора месяца после того, как поставщик выигрывает тендер GASC. При этом уровень пошлины он заранее не знает и захеджировать его не может. То есть компаниям, которые поставляли пшеницу по долгосрочным контрактам, крайне некомфортно было работать в рамках "плавающей" пошлины - вместе с пошлиной "плавал" и уровень доходности/убытка", - пояснил он.
"Поэтому ведомствам необходимо разработать такой механизм, который нивелирует эти недостатки. Радикальным решением был бы расчет и уплата единой пошлины на тонну пшеницы любого качества, затаможиваемую в любой точке страны с пересчетом пошлины раз в месяц, - считает Рылько. - Но возможны и более мягкие варианты. Например, таможня может фиксировать курс рубля на следующий квартал, по которому она будет взимать налог".
При этом глава ИКАР напомнил, что такой механизм некоторое время назад действовал на сахарном рынке, когда ставка пошлины фиксировалась, исходя из биржевой цены предыдущего месяца, "и компании уже знали, сколько им придется платить". "Все эти и другие вопросы нужно обсуждать с экспортерами, создавая им максимально комфортные условия. Но, подчеркну, сама пошлина должна действовать исключительно в случае "форс-мажорных" цен", - сказал он.
ИНТЕРВЕНЦИОННЫЙ ФОНД ЗЕРНА НАДО ВОССТАНОВИТЬ
Рылько также подчеркнул, что в новом сельхозгоду необходимо возобновить функционирование государственного интервенционного фонда зерна, который, как он отметил, был практически "свернут" по требованиям Минфина, которые появились еще при прежней аграрной администрации.
"Заявлялось, что, мол, зерно в фонде лежит без движения, продать без убытка невозможно, каждый месяц надо платить за его хранение, есть случаи растрат, - сказал Рылько. - В результате мы оказались без фонда, хотя я и другие эксперты ранее неоднократно подчеркивали, что это крайне опасная ситуация для российского зернового рынка. Достаточно было этот фонд "отреставрировать". В частности, надо убрать государственное зерно с элеваторов, которые финансово и логистически не годятся для такой серьезной роли, навести порядок при выгрузке зерна с элеваторов победителям торгов. В прошлые годы были случаи, когда элеваторы в разы завышали тарифы на свои услуги для победителей торгов в рамках товарных интервенций или задерживали отгрузку зерна".
"Все это - вполне решаемые вопросы. Если бы у нас по стране был ресурс в 1,5-2,5 млн тонн государственной пшеницы, ситуация на рынке сейчас была бы гораздо спокойнее. Поэтому надо восстанавливать интервенционный фонд в разумных, компактных, разумеется, пределах. Это вполне нормальный механизм регулирования зернового рынка. А сейчас остался только один рычаг регулирования - экспорт", - заявил Рылько.
Как считает глава ИКАР, на формирование фонда можно было бы целевым путем направить средства, которые будут поступать от взимания экспортных пошлин на зерновые культуры с 15 февраля по 30 июня 2021 года.
Источник: http://zerno.avs.ru
Категория: Зерно, корма | Добавил: hellmann (20.01.2021) Просмотров: 348 | Теги: пшеница, пошлина, регулирование, интервенционный фонд зерна, экспорт, ИКАР, Дмитрий Рылько, ЭКСПЕРТ | Рейтинг: 0.0/0
All Right Reserved. Copyright: poultrysite.ru ™ © 2000 - 2024.
Поддержка сайта: Ринат Мустаев admin@poultrysite.ru
Подписка на рассылку: новости птицеводства и сельского хозяйства
Проверить тИЦ и PR
Top.Mail.Ru
Рассылка-Птицеводство
Правильный CSS!
Информация с новостных сайтов, публикуется согласно авторского права
с активной гиперссылкой на сайт первоисточника