Накопить влагу, укротить ветер. День поля ноутил на базе АО «Усть-Медведицкое»






Накопить влагу, укротить ветер. День поля ноутил на базе АО «Усть-Медведицкое»

Хозяйство «Усть-Медведицкое» отказалось от обработки почвы. И за 12 лет ни разу об этом не пожалело
В Серафимовичском районе Волгоградской области ветер дует 365 дней в году. А осадков выпадает мало. Никакими удобрениями, никакими стимуляторами не добиться здесь высоких урожаев. Единственный выход – накапливать влагу.
Александр Пименов, директор АО «Усть-Медведицкое», давно это понял и, двадцать лет назад возглавив хозяйство, стал постепенно сводить обработку почвы к нулю. Сейчас ноутилом охвачены все 10 тысяч гектаров сельхозугодий, а глава хозяйства занялся высшим пилотажем технологии – уборкой с очёсывающими жатками.
Тонкостями нулевого земледелия Александр Николаевич поделился во время Дня поля ноутил.
«Было тяжело психологически»
АО «Усть-Медведицкое» – самое южное хозяйство Серафимовичского района, на западе оно граничит с Советским районом Ростовской области. Климат для земледелия здесь не самый благоприятный: ветер дует без остановки, температурный режим с каждым годом повышается, а осадки «приходят скачками». И, конечно, дожди редко случаются в то время, когда больше всего нужны.
– Главной задачей для себя мы наметили сохранение влаги. А чтобы влагу сохранить, не нужно землю лишний раз переворачивать, не нужно её рыхлить, подставлять под ветровую эрозию, – рассказал глава хозяйства. – Сначала мы отказались от отвальной вспашки, потом – от безотвальной. Перешли на КПШ-9, затем на дискаторы, культиваторы. Последние шесть лет работаем только по нулю.
Переходить на ноутил, признался Александр Пименов, было тяжело психологически. Во-первых, большая ответственность – всё-таки 10 тысяч гектаров! Во-вторых, роптал коллектив: мужчины не могли сидеть без дела. Приходили разгневанные: «Пахать хочу!»
– Доходило до абсурда. Я им предлагал: идите к соседу-фермеру – он и сеет, и пашет… Только зарплату не платит, потому что денег нет, – вспоминает Александр Николаевич.
В «Усть-Медведицком» с переходом на ноутил деньги, напротив, стали появляться. Получилось уйти от кредитов. Стали повышать зарплаты.
– В среднем работники хозяйства получают 32 990 рублей в месяц. Это лидирующий показатель в сельском хозяйстве и по району, и по региону, – говорит зам. начальника отдела сельского хозяйства Серафимовичского района Волгоградской области Надежда Родионова.
Кстати, «Усть-Медведицкое» – единственное в районе хозяйство, которое практикует нулевую технологию. С 2008 года прямому посеву было отдано несколько полей, а к 2014-му на ноутил перевели все сельхозугодья.
– Первое время мы ещё держали плуги, дискаторы, плоскорезы. А потом, чтобы не было соблазна, всё распродали, – говорит Александр Пименов. – Хотя честно скажу: обратно к пахоте возвращаться не хочется.
Техника для технологии
Главный аргумент в пользу ноутила – конечно, рентабельность растениеводства.
– В нашей зоне класси­ческая технология предполагает чередование пара и пшеницы. Те, кто работает по классике, мечтают получать 50 центнеров с гектара пшеницы, но в этом году многие и 40 ц/га не получали. Мы, работая по нулевой технологии, в этом и прошлом году имели среднюю урожайность 25-26 ц/га, а в 2018 году – 35 ц/га, – говорит Александр Пименов. – Но, заметьте, у нас поля не простаивают. Тогда как у соседей земля находится под парами, мы сеем нут, лён, сафлор, горчицу, кориандр. Наши 26 ц/га по нулю – всё равно что 52 ц/га по классике.
Урожайность зерновых в хозяйстве ниже средней по району: например, по озимым колосовым вышло 24,7 ц/га против районных 30,1 ц/га, по яровым зерновым – 10,3 ц/га против районных – 11,5 ц/га. Однако благодаря сокращению затрат на пахоту себестоимость тонны зерна выходит ниже.
– Мы на полях выполняем всего три производственные операции: сев, опрыскивание и комбайнирование, – говорит Пименов.
С севом у хозяйства проблем обычно не было – если не считать отсутствия влаги. Из-за этого частенько приходилось с озимой пшеницей практиковать «амбарный сев».
– Это когда влаги нет ни вверху, ни внизу, а сроки уходят. Сеешь на 2-4 сантиметра и ждёшь дождя. Получается, что семена как в амбар положил – в сухую землю, – объясняет Пименов.
Проблемы с севом возникли, когда в хозяйстве появились очёсывающие жатки (сделаны, кстати, на Украине, цена – около 2,5 млн рублей).
Очёсывающая жатка снимает зерно со стебля и оставляет много растительных остатков (в особенности стебли пшеницы высотой 25-30 см). С одной стороны, это хорошо: почва защищена от солнечных лучей, лучше накапливает влагу, задерживает снег, останавливает ветер. С другой стороны, не всякой сеялке под силу прорезать такую стерню.
– У нас есть и «Сэлфорды», и «Ватерштады» – ни один посевной комплекс по очёсанному полю не пошёл. Мучались до тех пор, пока не купили монодисковую сеялку John Deere 1890 – и она пошла сеять, – рассказал Александр Пименов. – В этом году мы приобретаем ещё две такие сеялки. Они неплохо агрегатируются с нашими тракторами Buller, которые, кстати, стоят раза в два дешевле тракторов John Deere аналогичного класса.
Александр Николаевич отметил, что потери зерна при уборке очёсывающими жатками не превышают тех, что возникают при уборке режущими жатками: в «Усть-Медведицком» специально пускали одновременно два комбайна с разным навесным оборудованием и выяснили, что бункер они наполняют одновременно.
– Производительность комбайна с очёсывающей жаткой увеличивается почти на треть. Если с 9-метровыми жатками комбайны идут со скоростью 8 км/ч, то с очёсывающей – 12 км/ч. Больше 12 км/час идти нельзя – возникают потери, – объяснил Пименов.
Поделился глава хозяйства и другим интересным наблюдением об эффектах очёсывающей жатки. На одном из полей «Усть-Медведицкое» намолотило ею рекордные 55 ц/га.
– Но и соломы после уборки осталось немало. Весной возник вопрос: как сеять? Поле не высыхало! Зимой в растительные остатки набилось столько снега, что всю весну не могли зайти. Пришлось зацепить за трактор тяжёлую борону и вытащить эту солому на край поля. И только тогда смогли нут посеять – правда, уже в поздние сроки. В тот раз мы впервые получили свыше 20 центнеров нута с гектара, тогда как на остальных полях урожайность была не более 15 ц/га, – рассказал Александр Николаевич.
Третья важная техническая составляющая ноутила – опрыскиватели. Поскольку ноутил не позволяет иными агроприёмами бороться с сорняками и вредителями, качество работы этих агрегатов становится очень значимым.
Чтобы «не терять скорость» на обработках, «Усть-Медведицкое» разместило на своей базе растворный узел. В пятикубовой ёмкости с помощью насосов перемешивают и пестициды, и подкормки. Воду берут из артезианской скважины – сделанной тут же, на базе. Когда баковая смесь готова, специально оборудованные «Камазы» забирают по 20-25 куболитров рабочего раствора и увозят его в поле. Процесс обработок значительно ускоряется, потому что опрыскиватель не тратит время на приготовление раствора.
Культура для бедной почвы
В Волгоградской области АО «Усть-Медведицкое» известно не только своей приверженностью прямому посеву, но и семеноводческой деятельностью. Нут, который не раз упоминал Александр Пименов, говоря о технике, в хозяйстве начали возделывать в 2002 году. С 2006 года «Усть-Медведицкое» стало заниматься этой культурой на уровне семеноводства. Размножают суперэлиту нута двух наиболее востребованных сортов – Приво 1 и Волжанин 50, авторство которых принадлежит двум волгоградским учёным-селекционерам, Василию Балашову и его сыну Андрею Балашову.
– Вегетационный период Приво 1 при благоприятных условиях – 100 дней, при жаре – 80 дней. Даже в неблагоприятный год он успевает вызревать и даёт массу 250 граммов, – сказал Александр Пименов. – Волжанин 50 – крупносемянный сорт, у него масса доходит до 450 граммов. Лучше этих двух сортов я ничего не знаю.
В 2018 году нут занимал в хозяйстве 44% посевной площади: культуру разместили на рекордных 4 360 га. В прошлом году помимо нута, которому отвели четверть площадей, «Усть-Медведицкое» возделывало лён (14%) и сафлор (6%). Половину площадей традиционно занимает пшеница.
– Мы чередуем культуры с мочковатой и стержневой корневой системой, чтобы избежать образования почвенной подошвы, – объяснил Александр Николаевич.
Несколько лет назад нут давал хозяйству большую экономическую выгоду: в 2017 году, например, семена «разлетались как горячие пирожки» по 100 рублей за килограмм, признался Пименов. Но тогда цена товарного нута доходила до 53 рублей за килограмм. Теперь, когда она упала практически в два с половиной раза, до 22 рублей, интерес к культуре поутих.
– Беда нута в том, что россияне не научились его употреблять в пищу, и эта культура остаётся преимущественно экспортной, – заметил доктор с/х наук профессор ДонГАУ Константин Пимонов. – А ведь нут – перспективная культура для бедных почв.
Особенности севооборота по технологии no-till в условиях низкой влагообеспеченности
Константин Игоревич уверен, что возделывать нут несложно, но есть агроприёмы, которыми не стоит пренебрегать. Например, обработка семян перед посевом, чтобы не допустить аскохитоза и фузариоза. С другой стороны, некоторые сорта (тот же Приво 1) устойчивы к этим заболеваниям. Более устойчивы к болезням коричневые сорта нута (Краснокутский 123 или Аватар), но их, по отзывам аграриев, сложнее продать.
«Погореть» на нуте могут и те, кто допустил зарастание поля сорняком. Либо проворонил отрастание перед уборкой (такое происходит, если перед уборочной случаются осадки). Не проведя десикацию, аграрий рискует получить маркое, невостребованное зерно.
– Если мы научим птицеводов использовать его как альтернативу сое, позиции нута в России сильно укрепятся, – сказал Константин Пимонов.
Ноутильщики не стонут
Пленарная часть Дня поля прошла с живым диалогом – как это обычно бывает, когда в зале собираются сторонники прямого посева. Аграрии делились опытом по самым разным вопросам – от выбора предшественника для пшеницы до настройки сеялки.
Ценными наработками поделился Виктор Дридигер – доктор с/х наук, профессор, руководитель научного направления Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра, а также председатель совета Союза сторонников прямого сева сельскохозяйственных культур Ставропольского края.
Северо-Кавказский ФНАЦ исследовал влияние различных предшественников на урожайность озимой пшеницы в системе ноутил. Выяснилось, что лучшим в этом смысле является горох, после которого пшеница на опытных полях в среднем за три года давала 53 ц/га. На втором месте оказалась соя (50 ц/га) и эспарцет (47,8 ц/га). Зато экономическая эффективность пшеницы, посеянной после сои, была выше, чем пшеницы с предшественником горохом (рентабельность – 123,5% и 112,9% соответственно), что объяснялось более привлекательными ценами на сою.
Озимая, посеянная по озимой в системе ноутил, согласно обзору Виктора Дридигера, снижала урожайность почти на 40% по сравнению с горохом – до 32,8 ц/га, а её рентабельность падала вовсе до 18,7% (тогда как пшеница, посеянная после подсолнечника или кукурузы, имела рентабельность 70-76%).
Изучали в Северо-Кавказском ФНАЦ и другие аспекты выращивания пшеницы в системе ноутил: глубина заделки, сроки сева, количество удобрений и другие. Выяснилось, что на «нулевых» полях питание усваивается лучше благодаря влаге; при севе действует правило «Лучше на неделю позже, чем на день раньше», а санитарная «отвальная» обработка почвы хотя и помогает бороться с эгилопсом, наносит вред и почве, и будущему урожаю (полную версию выступления и презентации Виктора Дридигера и других спикеров можно посмотреть на сайте Agrobook.ru).
Сторонники прямого посева делились своими бедами и победами, что-то советовали, где-то указывали друг другу на ошибки. Сошлись во мнении, что технология всё ещё мало изучена, агроприёмы, работающие в одной местности, могут не дать никакого эффекта в другой, а технику нужно подбирать под свои поля, отличные от аргентинских.
И, конечно, один тезис ни у кого не вызывал разногласий: что технология ноутил – самая лучшая.
– В этом году я объехал более трети полей сторонников прямого посева (а всего таких угодий у нас в Ставропольском крае более 250 тысяч гектаров), – рассказал Виктор Дридигер. – Засуха в этом году была аномальная, но ни один руководитель хозяйства из ноутильщиков не стонал и не плакал.
Источник: https://agrobook.ru/
Категория: Зерно, корма | Добавил: hellmann (26.09.2020) Просмотров: 407 | Теги: «No-Till», модель обработки почвы, ноутил, технология | Рейтинг: 0.0/0
All Right Reserved. Copyright: poultrysite.ru ™ © 2000 - 2024.
Поддержка сайта: Ринат Мустаев admin@poultrysite.ru
Подписка на рассылку: новости птицеводства и сельского хозяйства
Проверить тИЦ и PR
Top.Mail.Ru
Рассылка-Птицеводство
Правильный CSS!
Информация с новостных сайтов, публикуется согласно авторского права
с активной гиперссылкой на сайт первоисточника