Пять уроков аномальной весны: как защитить урожай от комплекса неблагоприятных факторов
Пять уроков аномальной весны: как защитить урожай от комплекса неблагоприятных факторов
В сезоне 2019/20 посевы озимых на юге России попали под целый комплекс неблагоприятных явлений: сухая и жаркая осень, бесснежная зима, мизерные осадки в феврале и заморозки в апреле. Часть посевов погибла, а те, что выжили, подойдут к уборке в разное время. Какие уроки следует извлечь и как действовать в следующий раз, эксперты обсуждали на заседании Клуба агрознатоков ИД «Крестьянин».
Генеральным партнёром мероприятия выступила компания BASF.
Урок 1-й: не сеять в сухую почву
– Осень была сложной для нашего хозяйства, – говорит Александр Илюшечкин, главный агроном «Агрофирмы Новобатайская» (Кагальницкий район Ростовской области). – В отсутствие дождей долго не могли получить всходы. Пшеница взошла только в ноябре. Благо, что зима была мягкой, и даже на самых слабых полях озимые успели развиться.
В апреле Кагальницкий район пережил три волны возвратных заморозков, температура опускалась до -12 градусов. Холод оставил на пашне неравномерные следы: поля, расположенные в низинах, пострадали сильно, а где-то на посевах не оказалось никаких повреждений.
Первыми, по словам Александра Витальевича, сдались морозам именно слабые, изреженные посевы.
Но можно ли было получить без осадков сильные всходы?
По мнению доктора с/х наук агроконсультанта Александра Лабынцева, в условиях недостатка влаги фермерам не стоило спешить с посевом.
– Осенью локально прошли осадки, и все кинулись в поля. Я был поражён, когда увидел, как сеют пшеницу в сентябре в Краснодарском крае, в Белоглинском районе, – говорит Александр Лабынцев. – На севере Ростовской области в конце августа начали сеять! Ставропольский край приступил к массовому севу с пятого сентября. Посеяли в ранние сроки, и каков результат? Семена два, а то и три месяца пролежали в сухой земле. И всё это время их атаковали вредители и микроорганизмы, потому что при температуре свыше 25 градусов любой протравитель начинает моментально разлагаться.
Время, которое семя лежит в земле, нужно сокращать до минимума, говорит агроконсультант. И если уж сентябрь сухой, не нужно сеять – нужно ждать, пока среднесуточная температура воздуха не снизится хотя бы до +15.
Профессор ДонГАУ доктор с/х наук Николай Зеленский предлагает, если погода не позволяет сеять в оптимальные сроки и если нет гарантии, что всходы будут получены к зиме и хорошо раскустятся, переходить на подзимний посев. Его смысл в том, чтобы к наступлению зимы зерно «слегка наклюнулось».
А всходы можно получить и позже, например в феврале. В ДонГАУ десять лет ставили опыты, чтобы определить лучшие сроки для подзимнего посева. В Приазовской зоне, например, это период с 5 по 25 ноября, когда температура опустится ниже трёх градусов.
– Многолетние опыты, которые проводили в ДонГАУ, показали, что сохранность всходов и урожайность подзимних посевов выше по сравнению с посевами поздних сроков сева, – заметил Александр Зеленский. – Но, конечно, эта закономерность работает только при условии качественной подготовки семян. Покупайте элитные семена – на них государство выплачивает субсидию; обрабатывайте их хорошими протравителями и – обязательно! – стимуляторами развития корневой системы.
Доктор с/х наук, зам. директора по науке АНЦ «Донской» Елена Ионова, однако, отметила, что подзимние посевы, которые проводили селекционеры в течение ряда лет, успешными не были.
– Мы наблюдали значительное снижение урожайности: больше 3,5 тонны с гектара не получали, хотя использовали сорта, которые формируют до 6-7 тонн и более. Так что мы подзимний посев не можем рекомендовать.
Урок 2-й: не загущать посевы
– Большие нормы высева – по пять, по шесть миллионов семян на гектар – не имели смысла: фактически взошло в лучшем случае 80% семян, – говорит Александр Лабынцев.
Сеять больше, чем нужно, плохо при всех раскладах: не взойдут – похоронишь семя в земле, взойдут – будет слишком жёсткая конкуренция за влагу.
– В Краснодарском крае на некоторых полях видел ужасно густые посевы. В зиму уходили со стеблестоем 20-25 миллионов на гектар – сумасшедшая плотность! Аграрии размышляли: как бы выстроить подкормки, чтобы попытаться эти стебли сохранить? – говорит Александр Лабынцев. – Для Ростовской области 600-800 стеблей на квадратный метр к уборке – это потолок. Больше наши почвы просто не вытягивают ни по влаге, ни по питанию.
Эксперт отметил, что в Ростовской области от засухи в первую очередь начали страдать поля, где было посеяно 6-7 миллионов семян.
Николай Зеленский, в свою очередь, рассказал, что закладывал опыты по снижению нормы высева. При посеве
1 млн всхожих семян он получал урожайность 32 центнера с гектара. Кущение составляло в среднем 4-6 продуктивных стеблей, масса зерна с одного растения – 4 грамма. Чтобы достичь таких результатов, работать надо прежде всего над развитием вторичной корневой системы, говорит эксперт.
Урок 3-й: не спешить в поля с обработками
Тёплая зима заставила многих аграриев рано начать весенние подкормки. В условиях недостатка влаги этот шаг был опрометчивым, считает Александр Лабынцев.
– Кормить озимые начали ещё в январе. Помню, 22 февраля мы проводили совещание в Новоалексанровске. К тому моменту вся пшеница на Кубани уже была подкормлена. Аграрии внесли азот, он в свою очередь простимулировал развитие растений. При этом корневая система не успела за ростом вегетативной массы, потому что условия осени-зимы не были благоприятными для потребления фосфора и развития корней, – объяснил эксперт. – Из-за недостатка фосфора и все дальнейшие весенние подкормки – разбрасывания, разбрызгивания – оказались неэффективными.
Ещё одной ошибкой были попытки «снять стресс» от заморозков аминокислотами и стимуляторами роста. Такой метод мог бы сработать после единичного понижения температуры, но в условиях, когда морозы приходили волнами, стимуляция только усугубила процесс – увеличилась обводнённость тканей, и они стали более подвержены влиянию низких температур.
– Когда растение идёт в рост, доля сахаров в клетках уменьшается, и это способствует обледенению растения, – говорит Николай Зеленский. – Поставьте в морозилку бутылку воды и бутылку вина – что замёрзнет быстрее?
Специалисты АНЦ «Донской» заметили ещё одну ошибку: некоторые аграрии, видя, что уходит фаза развития, кинулись проводить гербицидные обработки, которые только усилили стресс озимых культур.
– Порой на полях даже не было сорной растительности – работали по чёрной земле, – рассказала доктор с/х наук, зам. директора по науке АНЦ «Донской» Елена Ионова.
Оставить поля после заморозков в покое и не паниковать – пожалуй, универсальный совет, о каких бы манипуляциях с посевами ни шла речь.
– Нам часто звонили с вопросом, нужно ли пересевать или подсевать поля, – говорит Елена Ионова. – Я считаю, каждый аграрий должен завести себе рамку – метр на метр. Если меньше 150 растений на квадратный метр, нужно пересевать, например, поздними гибридами подсолнечника. Если от 150 до 200 растений, возможен подсев. Но всегда помните, что, подсевая, мы уничтожаем и травмируем 15-20% живых растений. Кроме того, подсев начинает конкурировать с развившимися растениями по влаге и может не сформировать колос. Решение надо принимать индивидуально. Вы должны лично оценивать поля, потому что никто не знает вашу землю, ваши условия лучше, чем вы сами.
Урок 4-й: не увлекаться краснодарскими сортами
В начале своего выступления агроном Александр Илюшечкин заметил, что кроме слабых посевов серьёзный ущерб холода нанесли сортам пшениц краснодарской селекции. Под удар попали раннеспелые Таня и Степь.
Другие аграрии, с которыми общался «Крестьянин», также отмечали, что спелость сортов имела значение и любимой Тане в этот раз пришлось тяжелее всего. Николай Зеленский говорит, что физиологически более молодые растения лучше перенесли заморозки. Но и сорта имеют значение, уверены селекционеры.
– Списания наших сортов в Ростовской области отмечено не было, – сказала Елена Ионова. – Наиболее пострадавшим минсельхоз назвал Песчанокопский район. Мы отправили туда своих селекционеров, отобрали по 70 растений сортов Краса Дона, Ермак, Лилит и раннеспелого сорта Станичная, который на тот момент выходил в трубку. Ради интереса взяли также кубанский сорт Юка. Препарировали стебель и смотрели, сохранился ли колосок. Во всех растениях наших сортов колосок был живым. У Юки в пяти из 16 стеблей колосок погиб.
Что помогло сортам зерноградской селекции держать удар? Возможно, то, что учёные Зернограда сконцентрировали своё внимание на засухоустойчивости сортов. Один из механизмов спасения растений в засуху – их ксероморфная структура. Это целый комплекс «приспособлений» живого организма, в том числе – способность формировать мелкоклеточную ткань, которая и в жару меньше влаги теряет, и в мороз дольше не повреждается.
Фермер Александр Дейнека из Неклиновского района, поклонник селекции СНИИСХа, с клеточной структурой растений не разбирался, но на практике увидел, что и ставропольские сорта неплохо выстояли в холод. Только на одном поле мороз прихватил озимую пшеницу – листья пожелтели и опали, но растения не погибли, начали отрастать.
– Мы выращиваем Викторию, Олимп, Ставку, на испытаниях Армада, Паритет и другие ставропольские сорта, – сказал Александр Иванович. – У нас в округе примерно 80% озимой пшеницы – краснодарской селекции. В этом году, признаюсь, наши поля выглядят лучше, чем у соседей: ставропольские сорта оказались более морозостойкими.
– Что можно посоветовать аграриям на следующий год? Расширяйте линейку сортов, – сказала Елена Ионова. – В 2013 году после заморозков в Ростовской области списали 600 тысяч гектаров, все они были иностранной и инорайонной селекции. И тогда начался бум зерноградских сортов. Тёплые зимы нас снова расслабили. Выбирайте морозостойкие сорта – Дон 107, Аскет, Полина. Пшеница гибнет при температуре на узле кущения до -19 градусов. А у нас есть сорта, которые уже до -21 выдерживают.
Идею разнообразить арсенал пшениц поддержал и Александр Дейнека.
– В начале 1980-х годов один металлургический завод по заданию района обустроил все хозяйства крытыми токами. А в зиму с 1986-го на 1987 год прошли обильные осадки: то лило, то подмерзало. Образовался такой слоёный пирог изо льда и снега, и крыши этого не выдержали. Все тока порушились. Не дай бог, чтобы такое когда-нибудь случилось с краснодарскими сортами, – сказал фермер.
Урок 5-й: бороться с болезнями и вредителями на корню
Тёплая зима дала возможность всем вредителям отлично сохраниться. И если активность насекомых во время заморозков уменьшилась, сами непрошеные едоки никуда не делись. Кроме того, после дождей активизировались грибы и бактерии.
– Борьбу с болезнями нужно начинать с семенного материала, – говорит Александр Лабынцев. – К сожалению, наши аграрии даже фитоэкспертизу семян не делают, чтобы узнать, какой протравитель им нужен, – берут пестицид произвольно и работают им.
Николай Зеленский добавил, что и с вредителями та же проблема. Например, появление мышей аграрии отмечали ещё осенью, но отраву раскладывать не стали, считая, что порог вредоносности не превышен. Теперь наблюдают нашествия грызунов…
То же самое с насекомыми.
Раньше мы рекомендовали профилактические обработки половинными дозами. Сейчас уже профилактика бесполезна, полной дозой надо работать. Лучше выбирать препараты и контактные, и системные.
С чем подойдём к уборке?
В отличие от Ставрополья или части Кубани, Ростовскую область заморозки урожая не лишили. Но на пострадавших полях уборка может быть сложной.
– К счастью, генеративная часть растений на наших полях не пострадала, только листья отмёрзли, – говорит Александр Илюшечкин. – С другой стороны, на их восстановление потребовались и время, и дополнительные ресурсы. Из-за повреждения проводящих пучков растениям стало сложно усваивать и доставлять питательные вещества. На подмороженных полях наблюдаем сильную ярусность. Растения, которые были повреждены морозами, отстают от нормальных в развитии на полторы-две недели. Одни растения вошли в фазу налива, а у других ещё даже цветения не началось, разрыв большой.
Такая картина характерна не только для Кагальницкого района, говорит Александр Лабынцев.
– В середине марта казалось, что уборка будет ранней, но теперь, возможно, будем даже немного отставать от средних сроков, – говорит эксперт. – На полях много боковых побегов – подгона, который толком не зацвёл.
Фермеры даже поговаривают о раздельной уборке урожая. Если разрыв между растениями не сократится, возможно, придётся использовать валковые жатки (их в хозяйствах, правда, почти не осталось) либо применять десикацию.
– Десикация может потребоваться, если к уборке пойдёт вторая волна сорняков, – заметил Александр Лабынцев. – Но пока говорить о десикации как об обязательном агроприёме нельзя – до уборки ещё несколько недель. Мы прошли только три четверти пути, и оставшаяся четверть будет решающей.
Мнение эксперта
Сергей Валерьевич ДЫГУН, главный агроном ГК «Биоцентр»:
– Возвратные заморозки обычно обходили стороной Ростовскую область и Краснодарский край, а в регионах центральной России и Поволжья они случаются постоянно. Поэтому аграрии Татарстана, Саратовской, Самарской областей и других регионов часто заказывают у нас бактериальный препарат, который способен «согреть» растения при минусовой температуре.
Он называется «Стимикс Фитостим NF». Последние две буквы означают «no frost», или, говоря по-русски, «незамерзайка». Препарат представляет собой сложный консорциум – сообщество 15 агрономически ценных бактерий. Они взаимодействуют между собой, и продукты их метаболизма как раз создают эффект защиты растения во время ранних и поздних весенних заморозков.
Способность «Стимикс Фитостим NF» притормозить замерзание растений обусловлена тем, что в препарат введена бактерия (10-15% от объёма), которая при понижении температуры ниже нуля выделяет глицерин природного происхождения. Вещество снижает температуру замерзания клеточного сока – и листья не повреждаются, даже когда столбик термометра показывает минусовые значения. Этот эффект держится в течение нескольких часов.
Опыты, которые мы проводили на посевах озимой пшеницы, показывают, что препарат отлично защищает растения при понижении температуры до 6-7 градусов мороза. И даже при краткосрочных заморозках до -9 градусов вегетативная масса остаётся живой.
«Стимикс Фитостим NF» – это мера экстренной помощи, чтобы быстро «одеть» растение. Как только вы получили сигнал о возврате морозов, необходимо выйти обработать посевы. Бактериям требуется от четырёх до шести часов (лаг-фаза), чтобы заселить всю листовую поверхность. Микроорганизмы чувствительны к солнечному свету, поэтому наносить препарат следует в пасмурный день либо в вечернее время. Способность устойчивости к заморозкам сохраняется 6-10 дней.
Важное уточнение: после одной волны заморозков жизненный цикл бактерий заканчивается, поэтому перед очередным понижением температуры потребуется снова внести препарат.
«Стимикс Фитостим NF» сегодня применяют главным образом садоводы и овощеводы: работают им по вегетативной массе раннего картофеля, лука, обрабатывают плодовые деревья за несколько часов до предполагаемых заморозков. Обычно наши клиенты приобретают «Стимикс Фитостим NF» на случай весенних заморозков, однако есть хозяйство в Московской области, которое применяет биопрепарат осенью – обрабатывает созревшие томаты, чтобы избежать повреждений от заморозков в первых числах сентября.
А что, если заморозков не случилось? «Стимикс Фитостим NF» будет благотворно влиять на посевы и в этом случае. Бактерии, собранные в консорциум нашего препарата, являются антагонистами патогенных бактерий и грибов – возбудителей мучнистой росы, септориоза, гельминтоспориоза, корневых гнилей. Препарат работает как биофунгицид и подавляет размножение патогенов.
Сельхозпроизводители всегда подсчитывают, стоит ли эффект затраченных средств. Норма внесения «Стимикс Фитостим NF» – 1 литр препарата на 100-150 литров воды, это стандартный расход на гектар. Обработка обходится в 238 рублей на гектар. Плюс прилипатель для биопрепаратов, «Адьюгрейн 10» или «Вегетон» – это дополнительно 20 рублей на гектар. Если мы говорим о краткосрочных возвратных заморозках, полученный урожай несколько раз покроет затраты на обработку посевов.
Крестьянин №24 от 10.06.2020
Источник: https://agrobook.ru