Упрощен ввод в оборот ГМ-сои для животных. Благо или вред?
Упрощен ввод в оборот ГМ-сои для животных. Благо или вред?
В январе нынешнего года президент России своим указом утвердил новую Доктрину продовольственной безопасности, в которой говорилось в том числе и о том, что в страну нельзя ввозить генетически модифицированные организмы — как семена, так и животных, а фермерам запрещено их сеять или разводить. В качестве исключения ученым разрешалось в опытных хозяйствах выращивать растения и животных «при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ». 20 апреля председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2020 г. N 520, согласно которому временно упрощен ввод в оборот ГМ-сои для животных. Нововведение не осталось незамеченным среди специалистов сельхозотрасли.
Как пишет РБК, в Минсельхозе считают, что документ направлен на поддержку предприятий животноводства и сохранение уровня себестоимости животноводческой продукции. В 2019 году производство сои в России составило 4,36 млн тонн. В 2020 году планируется достичь показателя в 4,7 млн тонн, в 2021 году — в 5,1 млн тонн, 2022 году — в 5,6 млн тонн.
Генно-модифицированная кормовая соя и шрот из нее будут использоваться при условии, если их безопасность подтверждена Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В свою очередь Россельхознадзор напоминает, что Постановление Правительства не разрешает ввоз в Россию сои и соевого шрота новых ГМ-линий. Ввозиться будет только продукция проверенных ГМ-линий, которые безопасны для человека.
Однако многие аграрии опасаются, что упрощение ввода кормовой ГМ-сои откроет рынок для американских корпораций и демпингующих южноамериканских компаний. Кроме того, возникают вопросы по поводу безопасности сельхозпродукции, выращенной с использованием ГМО, для человека.
Поделиться мнениями по данной проблеме мы попросили наших экспертов, партнеров журнала «Агротайм».
Сергей Коршунов, к.п.-н., председатель правления Союза органического земледелия, член Общественного совета Минсельхоза РФ:
— Разрешение в упрощенном порядке импортировать шрот кормовой ГМ-сои в перспективе не даст России преимуществ, при этом может стать промежуточным шагом к разрешению выращивания ГМ-культур в России. Логика такая: раз мы ГМО импортируем без регистрации, то почему сами не можем выращивать? При упрощенном импорте ГМ-сои вся продукция птицеводства и свинина будет выращиваться на ГМ-кормах, а российские покупатели этого не хотят. Цена импортной ГМ-сои отличается от отечественных аналогов незначительно. Как покупатели конечной продукции снижения ее цены на полках мы не увидим, разница в цене осядет у производителей. Зачем тогда России поддерживать зарубежных производителей сои в ущерб российским? Как раз в России соя стала интересной для аграриев сельхозкультурой, маржинальной, во многих регионах ее успешно выращивают. Импорт ГМ-сои негативно скажется на российских производителях данной культуры. Таким образом, ни российскому АПК, ни покупателям разрешение упрощенного импорта ГМ-сои не даст ничего. Мы не поддерживаем это решение. Оно не в интересах России.
Олег Ширинян, президент компании «Соевый комплекс»:
— Сразу несколько губернаторов крупных соесеющих регионов – Курской, Белгородской и других областей попросили отменить постановление, упрощающее ввоз в Россию сои с ГМО для кормов животных, – в нем они увидели риски для местного производства и здоровья россиян. Пока Минсельхоз РФ не поддержал предложение губернаторов о приостановке действия постановления правительства, упрощающего доступ на российский рынок генно-модифицированной (ГМ) сои для кормов животных.
На мой взгляд, разрешение свободного оборота ГМ-сои на российском рынке может иметь катастрофические последствия для соевой отрасли России. Если сейчас соеводство в России на подъеме: растут площади и урожаи сои, то в связи с поступлением на рынок дешевого ГМ-продукта наша отрасль сильно пострадает. Под вопросом будет и само существование российской селекции сои. Поэтому необходимость принятия такого шага абсолютно необоснованно.
Казалось бы, в связи с принятой Доктриной продовольственной безопасности РФ, в стране должны в первую очередь поддерживаться собственные селекционные учреждения и разработки, собственное семеноводство. В последнее время были усилены программы по развитию российской селекции и семеноводства, создавались кластеры для масличных культур, но и на этом векторе развития российской селекции приход ГМО в РФ может поставить крест.
Еще один риск. В связи с распространением ГМ-сои, она со временем несомненно перейдет и в производство пищевой продукции. Фактически контроля над тем, что именно сегодня будет сеять наш фермер, нет. А когда контроля нет, то уже через пару лет никто вообще не будет знать, что за семена сеет фермер – генно-модифицированную или чистую сою. Нет закона и сопутствующих структур, способных взять на себя контроль за этим процессом. Так, в документах будут указаны сорта без ГМО, а фактически фермер будет сеять ГМ-сою, так как это упрощает структуру производства, основа которой строится не на безукоризненном исполнении агротехнических мероприятий, направленных на борьбу с вредными объектами при помощи общепринятых средств, а нацелена на использование химических препаратов на основе действующего вещества — глифосата и др. Но это путь – в никуда! Во всем мире звучат призывы за отказ от применения гербицидов, содержащих в своем составе данное действующее вещество. И причин здесь множество: начиная от непоправимого влияния данного вещества на здоровье человека, его репродуктивных функций, его доказанного в медицине влияния на заболеваемость онкологическими заболеваниями, до изменения в геноме сорных растений, способных мутировать и становиться абсолютно устойчивыми к данным группам химических препаратов. С подобными проблемами, например, уже столкнулись как в соседней Украине, так и в США — основном производителе сои в мире.
Также в связи с принятием такого решения мы, соевики, потеряем свое конкурентное преимущество. Есть страны, которые выступают только за чистую сою и заинтересованы в ее приобретении, это Китай, Япония, Южная Корея, страны Евросоюза и др. Для рынков Японии не генно-модифицированная соя – это первостепеннейшей важности продукт. Не генно-модифицированная соя – это наше основное конкурентное преимущество на рынке, так как чистая соя стоит дороже. «Чистая», свободная от ГМО соя может и должна стать визитной карточкой российских соеводов на мировом рынке.
В Китае вся выращиваемая соя – это не ГМ-сорта. По этому показателю Россия вторая после Китая. И теперь мы рискуем попросту растерять это свое преимущество. Спрашивается зачем?
Также у нас в России создание организмов с ранее несвойственными им признаками и до конца неизвестными последствиями подобного вмешательства в генотип вызывает серьезные опасения за здоровье людей. Последствия вмешательства в геном могут наступить и проявиться через многие поколения людей (4-5 поколений). Но уже сейчас есть неблагоприятный прогноз: одним из таких последствий, которое вызывают ГМ-продукты, у теплокровных может стать бесплодие.
Перерабатывающая промышленность также против поступления ГМО на российский рынок. Здесь ожидается такой неблагоприятный сценарий: зарубежными поставщиками предлагается дешевая импортная продукция с ГМО, в связи с этим в России уничтожается собственный рынок производства сои и соевого сырья, а следом зарубежные поставщики поднимают цены на свое сырье и наши переработчики попадают в зависимость от них.
Поэтому нельзя позволить бизнесу крупных мировых корпораций оказывать на внутренний российский рынок какое-либо давление: политическое, экономическое, научное.
Считаю, что наше сельское хозяйство в России должно развиваться своим собственным путем, опираясь на разработки российской науки, селекции, семеноводства. Мы не должны допустить того, что открытие рынка ГМ-сои приведет к ускоренному уничтожению соеводства в РФ.
Консультирует ВОЗ
Что представляют собой генетически модифицированные (ГМ) организмы и продукты питания?
Генетически модифицированные организмы (ГМО) — это организмы (т.е. растения, животные или микроорганизмы), чей генетический материал (ДНК) был изменен, причем такие изменения были бы невозможны в природе в результате размножения или естественной рекомбинации. Соответствующие технологии известны как современная биотехнология, генная технология, а также технология рекомбинантных ДНК и генетическая инженерия. Они позволяют передавать отдельные гены от одного организма другому, а также между неродственными видами. Продукты питания, произведенные из или с использованием ГМ организмов, часто называют ГМО-продуктами.
Каковы проблемы, вызывающие обеспокоенность в отношении окружающей среды?
Проблемы, вызывающие обеспокоенность, включают способность ГМО к утечке и потенциальному введению произведенных генов популяциям, существующим в естественных условиях; персистенция гена после того, как были собраны ГМО; подверженность нецелевых организмов (например, насекомых, которые не являются сельскохозяйственными вредителями) генному продукту; устойчивость гена; сокращение спектра других растений, включая потерю биоразновидности; и возрастающее использование химических веществ в сельском хозяйстве. Аспекты безопасности окружающей среды, касающиеся генетически модифицированных сельскохозяйственных культур, в значительной степени варьируются в зависимости от местных условий.
Как пишет РБК, в Минсельхозе считают, что документ направлен на поддержку предприятий животноводства и сохранение уровня себестоимости животноводческой продукции. В 2019 году производство сои в России составило 4,36 млн тонн. В 2020 году планируется достичь показателя в 4,7 млн тонн, в 2021 году — в 5,1 млн тонн, 2022 году — в 5,6 млн тонн.
Генно-модифицированная кормовая соя и шрот из нее будут использоваться при условии, если их безопасность подтверждена Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В свою очередь Россельхознадзор напоминает, что Постановление Правительства не разрешает ввоз в Россию сои и соевого шрота новых ГМ-линий. Ввозиться будет только продукция проверенных ГМ-линий, которые безопасны для человека.
Однако многие аграрии опасаются, что упрощение ввода кормовой ГМ-сои откроет рынок для американских корпораций и демпингующих южноамериканских компаний. Кроме того, возникают вопросы по поводу безопасности сельхозпродукции, выращенной с использованием ГМО, для человека.
Поделиться мнениями по данной проблеме мы попросили наших экспертов, партнеров журнала «Агротайм».
Сергей Коршунов, к.п.-н., председатель правления Союза органического земледелия, член Общественного совета Минсельхоза РФ:
— Разрешение в упрощенном порядке импортировать шрот кормовой ГМ-сои в перспективе не даст России преимуществ, при этом может стать промежуточным шагом к разрешению выращивания ГМ-культур в России. Логика такая: раз мы ГМО импортируем без регистрации, то почему сами не можем выращивать? При упрощенном импорте ГМ-сои вся продукция птицеводства и свинина будет выращиваться на ГМ-кормах, а российские покупатели этого не хотят. Цена импортной ГМ-сои отличается от отечественных аналогов незначительно. Как покупатели конечной продукции снижения ее цены на полках мы не увидим, разница в цене осядет у производителей. Зачем тогда России поддерживать зарубежных производителей сои в ущерб российским? Как раз в России соя стала интересной для аграриев сельхозкультурой, маржинальной, во многих регионах ее успешно выращивают. Импорт ГМ-сои негативно скажется на российских производителях данной культуры. Таким образом, ни российскому АПК, ни покупателям разрешение упрощенного импорта ГМ-сои не даст ничего. Мы не поддерживаем это решение. Оно не в интересах России.
Олег Ширинян, президент компании «Соевый комплекс»:
— Сразу несколько губернаторов крупных соесеющих регионов – Курской, Белгородской и других областей попросили отменить постановление, упрощающее ввоз в Россию сои с ГМО для кормов животных, – в нем они увидели риски для местного производства и здоровья россиян. Пока Минсельхоз РФ не поддержал предложение губернаторов о приостановке действия постановления правительства, упрощающего доступ на российский рынок генно-модифицированной (ГМ) сои для кормов животных.
На мой взгляд, разрешение свободного оборота ГМ-сои на российском рынке может иметь катастрофические последствия для соевой отрасли России. Если сейчас соеводство в России на подъеме: растут площади и урожаи сои, то в связи с поступлением на рынок дешевого ГМ-продукта наша отрасль сильно пострадает. Под вопросом будет и само существование российской селекции сои. Поэтому необходимость принятия такого шага абсолютно необоснованно.
Казалось бы, в связи с принятой Доктриной продовольственной безопасности РФ, в стране должны в первую очередь поддерживаться собственные селекционные учреждения и разработки, собственное семеноводство. В последнее время были усилены программы по развитию российской селекции и семеноводства, создавались кластеры для масличных культур, но и на этом векторе развития российской селекции приход ГМО в РФ может поставить крест.
Еще один риск. В связи с распространением ГМ-сои, она со временем несомненно перейдет и в производство пищевой продукции. Фактически контроля над тем, что именно сегодня будет сеять наш фермер, нет. А когда контроля нет, то уже через пару лет никто вообще не будет знать, что за семена сеет фермер – генно-модифицированную или чистую сою. Нет закона и сопутствующих структур, способных взять на себя контроль за этим процессом. Так, в документах будут указаны сорта без ГМО, а фактически фермер будет сеять ГМ-сою, так как это упрощает структуру производства, основа которой строится не на безукоризненном исполнении агротехнических мероприятий, направленных на борьбу с вредными объектами при помощи общепринятых средств, а нацелена на использование химических препаратов на основе действующего вещества — глифосата и др. Но это путь – в никуда! Во всем мире звучат призывы за отказ от применения гербицидов, содержащих в своем составе данное действующее вещество. И причин здесь множество: начиная от непоправимого влияния данного вещества на здоровье человека, его репродуктивных функций, его доказанного в медицине влияния на заболеваемость онкологическими заболеваниями, до изменения в геноме сорных растений, способных мутировать и становиться абсолютно устойчивыми к данным группам химических препаратов. С подобными проблемами, например, уже столкнулись как в соседней Украине, так и в США — основном производителе сои в мире.
Также в связи с принятием такого решения мы, соевики, потеряем свое конкурентное преимущество. Есть страны, которые выступают только за чистую сою и заинтересованы в ее приобретении, это Китай, Япония, Южная Корея, страны Евросоюза и др. Для рынков Японии не генно-модифицированная соя – это первостепеннейшей важности продукт. Не генно-модифицированная соя – это наше основное конкурентное преимущество на рынке, так как чистая соя стоит дороже. «Чистая», свободная от ГМО соя может и должна стать визитной карточкой российских соеводов на мировом рынке.
В Китае вся выращиваемая соя – это не ГМ-сорта. По этому показателю Россия вторая после Китая. И теперь мы рискуем попросту растерять это свое преимущество. Спрашивается зачем?
Также у нас в России создание организмов с ранее несвойственными им признаками и до конца неизвестными последствиями подобного вмешательства в генотип вызывает серьезные опасения за здоровье людей. Последствия вмешательства в геном могут наступить и проявиться через многие поколения людей (4-5 поколений). Но уже сейчас есть неблагоприятный прогноз: одним из таких последствий, которое вызывают ГМ-продукты, у теплокровных может стать бесплодие.
Перерабатывающая промышленность также против поступления ГМО на российский рынок. Здесь ожидается такой неблагоприятный сценарий: зарубежными поставщиками предлагается дешевая импортная продукция с ГМО, в связи с этим в России уничтожается собственный рынок производства сои и соевого сырья, а следом зарубежные поставщики поднимают цены на свое сырье и наши переработчики попадают в зависимость от них.
Поэтому нельзя позволить бизнесу крупных мировых корпораций оказывать на внутренний российский рынок какое-либо давление: политическое, экономическое, научное.
Считаю, что наше сельское хозяйство в России должно развиваться своим собственным путем, опираясь на разработки российской науки, селекции, семеноводства. Мы не должны допустить того, что открытие рынка ГМ-сои приведет к ускоренному уничтожению соеводства в РФ.
Консультирует ВОЗ
Что представляют собой генетически модифицированные (ГМ) организмы и продукты питания?
Генетически модифицированные организмы (ГМО) — это организмы (т.е. растения, животные или микроорганизмы), чей генетический материал (ДНК) был изменен, причем такие изменения были бы невозможны в природе в результате размножения или естественной рекомбинации. Соответствующие технологии известны как современная биотехнология, генная технология, а также технология рекомбинантных ДНК и генетическая инженерия. Они позволяют передавать отдельные гены от одного организма другому, а также между неродственными видами. Продукты питания, произведенные из или с использованием ГМ организмов, часто называют ГМО-продуктами.
Каковы проблемы, вызывающие обеспокоенность в отношении окружающей среды?
Проблемы, вызывающие обеспокоенность, включают способность ГМО к утечке и потенциальному введению произведенных генов популяциям, существующим в естественных условиях; персистенция гена после того, как были собраны ГМО; подверженность нецелевых организмов (например, насекомых, которые не являются сельскохозяйственными вредителями) генному продукту; устойчивость гена; сокращение спектра других растений, включая потерю биоразновидности; и возрастающее использование химических веществ в сельском хозяйстве. Аспекты безопасности окружающей среды, касающиеся генетически модифицированных сельскохозяйственных культур, в значительной степени варьируются в зависимости от местных условий.
Источник: http://www.agrotime.info