В чём государство должно, а в чём – не должно регулировать зерновой рынок?
В чём государство должно, а в чём – не должно регулировать зерновой рынок?
В декабре вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут опубликовал в «Крестьянских ведомостях» статью «Двадцать лет роста зернового рынка: что дальше?». Вопрос в ней поднят животрепещущий – о степени вмешательства государства в рынок. В чём Минсельхоз должен, а в чём – не должен регулировать производство и сбыт зерна, Agrobook.ru спросил у аграриев юга России.
Но сначала – кратко к сути проблемы.
Умеет ли министерство управлять?
В своей статье Александр Корбут пишет, что стал всё чаще замечать некие «звонки», которые заставляют его задуматься: всё ли так хорошо в госуправлении отраслью?
В качестве примера вице-президент РЗС приводит «ржаную» проблему: низкий урожай 2019 года привёл к резкому скачку цен и дефициту качественного зерна этой культуры.
«Причина вполне объективная — низкие цены прошлых лет исключили стимулы к производству, посевные площади сократились. Однако вопрос в другом: а где государство?», – пишет Корбут.
По его мнению, Минсельхоз, который собирает всю возможную статистику по рынку, должен был предвидеть такой сценарий и принять превентивные меры, сгладить последствия.
«А вот независимые аналитики эти вопросы публично обсуждали, но их спросить министерство почему-то не захотело. То ли принцип – только хорошие новости, то ли внутриведомственная разобщенность, но, в любом случае, и то, и другое указывают на системные проблемы в управлении», – отмечает вице-президент РЗС.
«Абсурдной» называет Александр Корбут экспортную пошлину на пшеницу (пусть даже она обнулена); с недоумением говорит и о повышении пошлин на подсолнечник.
«Наивно утверждать, что 2-3% экспорта семечки ведут к проблемам для маслодобытчиков. Давайте говорить прямо: цель – сокращение каналов реализации, и в итоге — снижение закупочных цен внутри страны, – пишет автор. – В этом году предусмотрен механизм субсидирования производств сои и рапса. Вполне возможно, что к лету мы услышим стройный хор – «Как можно экспортировать продукцию, по которой государство дало господдержку, если мы должны реализовать программу экспорта масел!!!». То есть возможен процесс преобразования субсидии для крестьян в субсидию для маслодобытчиков. Очень хочется ошибиться, но посмотрим!
Монополизация экспорта...
По мнению Александра Корбута, в первые 20 лет становления зернового рынка происходило естественное рыночное развитие, а участие государства было направлено именно на коррекцию рыночных «перехлёстов». Сегодня же возникает опасность «огосударствления» зернового рынка.
Признаки этой тенденции Александр Корбут стал замечать с осени 2018 года: крупнейшим экспортёрам намекали, что нужно менее активно вывозить зерно, чтобы не оголить внутренний рынок; Россельхознадзор начал задерживать выдачу сертификатов; неожиданно обнаружился непорядок на отгрузочных площадках… Звучат идеи ограничить экспорт зерна. На рынке появился крупный игрок в лице ВТБ, который за короткое время собрал и зерновые активы, и объекты транспортной инфраструктуры.
«Скорее всего никакого «злого и коварного умысла» не было. Ключевые активы на перевалке перешли к банку в счет долгов, а дальше скупались активы для формирования полного цикла экспорта, что вполне естественно и разумно, – пишет Александр Корбут. – Вместе с тем очевидны и риски для рынка. Основной — снижение конкуренции на рынке не только перевалки, но и закупок зерна у сельхозпроизводителей».
...и усиление надзора
Вызывает беспокойство у автора тренд «всё отследить, отмаркировать и надзирать» – в частности, создать систему прослеживаемости зерна. По мнению Корбута, чтобы следить за безопасностью зерна достаточно Технического регламента ЕАЭС, а также фитосанитарных требований стран-импортёров.
«Эта дублирующая "система прослеживаемости", на наш взгляд, просто создаст ещё одно "государство в государстве"».
«Что, весьма вероятно, приведёт к предпосылкам для «неформальных» отношений государства и бизнеса, – полагает Корбут. – По оценкам РЗС, дополнительный оброк будет стоить только для сельхозпроизводителей 20-25 млрд рублей. Далее по цепочке сумма вырастет. Дальше просто: или эти все затраты будут вычтены из закупочной цены, снижая стимулы крестьян к производству, или снизится конкурентоспособность российского зерна. Других вариантов не существует!»
Грозит ли зерновому рынку "селекция"?
Вице-президент РЗС констатирует, что инициативы органов власти возникают и проводятся в жизнь практически без участия бизнес-сообщества: отраслевые объединения отрезаны от подготовительной, аналитической работы.
По мнению Корбута, сегодня Россия стоит на развилке путей. Можно либо адаптировать государственные меры к задачам рынка (создавать стимулы к росту производства зерна, не ограничивать экспорт, снимать фитосанитарные и ветеринарные барьеры, лоббировать интересы экспортёров и т.д.), либо – «огосударствливать» отрасль, проводить административную селекцию рынка, вводить «контроль ради контроля» и так далее.
«Путь по этой развилке тоже достаточно ясно прогнозируем. Постепенно будет формироваться «пул правильных экспортеров», конкуренция станет условной, стимулы к производству будут снижаться. <...> Что будет в итоге — писать не хочется!»
Вопрос о выборе пути Александр Корбут оставил открытым.
______________________________
Виктор Коломейцев, глава КФХ (Ставропольский край): «Если регулировать, то регулировать всё»
Если государство хочет регулировать рынок зерна, то регулировать нужно всё. Буквально перед Новым годом солярка стоила 45 рублей, а сейчас – уже 47 рублей. Минсельхоз пытается повлиять на цену сельхозпродукции, а составляющие её стоимости – цены на минеральные удобрения, средства защиты растений, запчасти – не регулирует.
Сдерживая цену на зерно, они, видимо, хотят, чтобы аграрии выращивали урожай бесплатно. Такого не бывает!
______________________________
Алексей Емельянов, глава КФХ (Ростовская область): «Непонятные скачки цен не дают возможности планировать»
Мне кажется (хотя, конечно, эта идея нереализуема) если уж регулировать рынок зерна, то нужно вернуть твёрдые цены, как это было в советское время.
Фермеру ни на зерно, ни на молоко цены поднимать нельзя. А ГСМ, средства защиты растений, семена дорожают и дорожают. Солярка уже до 50 рублей доползла. А пшеница три года на одном уровне держится: 10-12 рублей в среднем. В какой-то месячишко выстрелит – и всё на этом кончится.
Сидим на урожае – дёргаемся. Повезёт – не повезёт. Друг мой продал 400 тонн подсолнечника по 16,50 рубля. Сейчас 19,50 предлагают. Считайте, миллион двести потерял. А что такое миллион для фермера, у которого всего 300 гектаров земли? Деньги значительные.
С нишевыми культурами, с тем же просо и горохом – вообще дурдом. Два года назад горох по 22-24 тысячи рублей стоил, сейчас – 10-11, и то не берут. Кукуруза – 9,50. Тоже не цена, 12 рублей минимум должна стоить.
С такими скачками ничего планировать не получается, каждый год будто в рулетку играешь.
______________________________
Юрий Каширин, директор ООО «Шумилинское», председатель Агропромсоюза Ростовской области: «Деньги должны оставаться в стране»
Я знаком с публикацией Александра Корбута и идеями, которые обсуждаются в Минсельхозе России. Агропромсоюз уже отправил пиьсом в правительство, где высказался против пошлин и любых других ограничений.
На сдерживании экспорта масличных зарабатывают только переработчики. Доходы, которые они получают, уходят в оффшоры. Деньги не остаются в России, с них не платятся налоги, а значит, не строятся социальные объекты, жильё, дороги. У крестьян же, которые реализуют свой урожай, нет счетов за границей. Вся их выручка остаётся в стране.
Насчёт регулирования цен на топливо и минеральные удобрения… Я уверен, у правительства есть данные, какую прибыль получают эти компании. И когда у генерала таможни находят больше миллиона долларов и золотые слитки – это ведь не просто так. Вот, чем государству нужно заниматься.
Может быть, поменяется правительство – поменяется и политика.
______________________________
Александр Ярошенко, президент холдинга «Урал-Дон»: «В нормальной экономике ничего регулировать не нужно»
Любые попытки отрегулировать экспорт антирыночны.
Зачем Минсельхоз собирается ввести квоту на вывоз пшеницы? Эта мера совершенно не нужна – мы больше 20 млн тонн вывезти не сможем, потому что у нас в принципе нет больше.
Я понимаю, если бы мы намолотили всего 50 млн тонн зерна. Тогда да, это бы означало голод в стране и государству следовало бы закрыть границы и выкупить всё у аграриев – по серьёзной цене, чтобы они не разорились. Но такого форс-мажора, я думаю, не будет никогда.
Или возьмём экспортную пошлину на семечку. Идея увеличить её противоречит обязательствам, которые мы взяли при вступлении в ВТО. Раз уж вступили, мы обязаны плавно снижать эту пошлину, а не поднимать её.
Повышение пошлин выгодно только нашим переработчикам. Неужели нельзя найти другие механизмы?
Почему отвезти сырьё в Турцию и там переработать выходит дешевле, чем переработать у нас? Что-то ведь не так? Может, кто-то в России просто пытается получить сверхдоходы?
Боятся, что внутренние цены на зерно и масличные в России будут расти вслед за мировыми. Но, с другой стороны, цены на горючее у нас – мировые, попытки регулировать рынок топлива выглядят безуспешными. Или взять производителей удобрений. На них покрикивают: «не продавайте дорого!». И что? Не продают здесь – продают за границу. Сейчас Украина отказалась от наших фосфорных удобрений – цена на аммофос с 32 рублей упала до 24 рублей. И ничего, производители удобрений не разоряются, спокойно работают и при такой цене.
В нормальной экономике ничего регулировать не нужно. Если хотите что-то подправить – регулируйте за счёт бюджета. Компенсируйте выпадающие доходы, издержки – тем, кому хотите. Дайте населению деньги на хлеб, вместо того, чтобы цену на зерно регулировать. А у нас всё пытаются сделать в ручном режиме...
Что касается системы прослеживаемости зерна, то она, на мой взгляд, необходима – даже несмотря на то, что анализы будут дублироваться по три раза. Я считаю, отслеживать нужно каждую тонну, чтобы не было укрывательства урожая.
Но сначала – кратко к сути проблемы.
Умеет ли министерство управлять?
В своей статье Александр Корбут пишет, что стал всё чаще замечать некие «звонки», которые заставляют его задуматься: всё ли так хорошо в госуправлении отраслью?
В качестве примера вице-президент РЗС приводит «ржаную» проблему: низкий урожай 2019 года привёл к резкому скачку цен и дефициту качественного зерна этой культуры.
«Причина вполне объективная — низкие цены прошлых лет исключили стимулы к производству, посевные площади сократились. Однако вопрос в другом: а где государство?», – пишет Корбут.
По его мнению, Минсельхоз, который собирает всю возможную статистику по рынку, должен был предвидеть такой сценарий и принять превентивные меры, сгладить последствия.
«А вот независимые аналитики эти вопросы публично обсуждали, но их спросить министерство почему-то не захотело. То ли принцип – только хорошие новости, то ли внутриведомственная разобщенность, но, в любом случае, и то, и другое указывают на системные проблемы в управлении», – отмечает вице-президент РЗС.
«Абсурдной» называет Александр Корбут экспортную пошлину на пшеницу (пусть даже она обнулена); с недоумением говорит и о повышении пошлин на подсолнечник.
«Наивно утверждать, что 2-3% экспорта семечки ведут к проблемам для маслодобытчиков. Давайте говорить прямо: цель – сокращение каналов реализации, и в итоге — снижение закупочных цен внутри страны, – пишет автор. – В этом году предусмотрен механизм субсидирования производств сои и рапса. Вполне возможно, что к лету мы услышим стройный хор – «Как можно экспортировать продукцию, по которой государство дало господдержку, если мы должны реализовать программу экспорта масел!!!». То есть возможен процесс преобразования субсидии для крестьян в субсидию для маслодобытчиков. Очень хочется ошибиться, но посмотрим!
Монополизация экспорта...
По мнению Александра Корбута, в первые 20 лет становления зернового рынка происходило естественное рыночное развитие, а участие государства было направлено именно на коррекцию рыночных «перехлёстов». Сегодня же возникает опасность «огосударствления» зернового рынка.
Признаки этой тенденции Александр Корбут стал замечать с осени 2018 года: крупнейшим экспортёрам намекали, что нужно менее активно вывозить зерно, чтобы не оголить внутренний рынок; Россельхознадзор начал задерживать выдачу сертификатов; неожиданно обнаружился непорядок на отгрузочных площадках… Звучат идеи ограничить экспорт зерна. На рынке появился крупный игрок в лице ВТБ, который за короткое время собрал и зерновые активы, и объекты транспортной инфраструктуры.
«Скорее всего никакого «злого и коварного умысла» не было. Ключевые активы на перевалке перешли к банку в счет долгов, а дальше скупались активы для формирования полного цикла экспорта, что вполне естественно и разумно, – пишет Александр Корбут. – Вместе с тем очевидны и риски для рынка. Основной — снижение конкуренции на рынке не только перевалки, но и закупок зерна у сельхозпроизводителей».
...и усиление надзора
Вызывает беспокойство у автора тренд «всё отследить, отмаркировать и надзирать» – в частности, создать систему прослеживаемости зерна. По мнению Корбута, чтобы следить за безопасностью зерна достаточно Технического регламента ЕАЭС, а также фитосанитарных требований стран-импортёров.
«Эта дублирующая "система прослеживаемости", на наш взгляд, просто создаст ещё одно "государство в государстве"».
«Что, весьма вероятно, приведёт к предпосылкам для «неформальных» отношений государства и бизнеса, – полагает Корбут. – По оценкам РЗС, дополнительный оброк будет стоить только для сельхозпроизводителей 20-25 млрд рублей. Далее по цепочке сумма вырастет. Дальше просто: или эти все затраты будут вычтены из закупочной цены, снижая стимулы крестьян к производству, или снизится конкурентоспособность российского зерна. Других вариантов не существует!»
Грозит ли зерновому рынку "селекция"?
Вице-президент РЗС констатирует, что инициативы органов власти возникают и проводятся в жизнь практически без участия бизнес-сообщества: отраслевые объединения отрезаны от подготовительной, аналитической работы.
По мнению Корбута, сегодня Россия стоит на развилке путей. Можно либо адаптировать государственные меры к задачам рынка (создавать стимулы к росту производства зерна, не ограничивать экспорт, снимать фитосанитарные и ветеринарные барьеры, лоббировать интересы экспортёров и т.д.), либо – «огосударствливать» отрасль, проводить административную селекцию рынка, вводить «контроль ради контроля» и так далее.
«Путь по этой развилке тоже достаточно ясно прогнозируем. Постепенно будет формироваться «пул правильных экспортеров», конкуренция станет условной, стимулы к производству будут снижаться. <...> Что будет в итоге — писать не хочется!»
Вопрос о выборе пути Александр Корбут оставил открытым.
______________________________
Виктор Коломейцев, глава КФХ (Ставропольский край): «Если регулировать, то регулировать всё»
Если государство хочет регулировать рынок зерна, то регулировать нужно всё. Буквально перед Новым годом солярка стоила 45 рублей, а сейчас – уже 47 рублей. Минсельхоз пытается повлиять на цену сельхозпродукции, а составляющие её стоимости – цены на минеральные удобрения, средства защиты растений, запчасти – не регулирует.
Сдерживая цену на зерно, они, видимо, хотят, чтобы аграрии выращивали урожай бесплатно. Такого не бывает!
______________________________
Алексей Емельянов, глава КФХ (Ростовская область): «Непонятные скачки цен не дают возможности планировать»
Мне кажется (хотя, конечно, эта идея нереализуема) если уж регулировать рынок зерна, то нужно вернуть твёрдые цены, как это было в советское время.
Фермеру ни на зерно, ни на молоко цены поднимать нельзя. А ГСМ, средства защиты растений, семена дорожают и дорожают. Солярка уже до 50 рублей доползла. А пшеница три года на одном уровне держится: 10-12 рублей в среднем. В какой-то месячишко выстрелит – и всё на этом кончится.
Сидим на урожае – дёргаемся. Повезёт – не повезёт. Друг мой продал 400 тонн подсолнечника по 16,50 рубля. Сейчас 19,50 предлагают. Считайте, миллион двести потерял. А что такое миллион для фермера, у которого всего 300 гектаров земли? Деньги значительные.
С нишевыми культурами, с тем же просо и горохом – вообще дурдом. Два года назад горох по 22-24 тысячи рублей стоил, сейчас – 10-11, и то не берут. Кукуруза – 9,50. Тоже не цена, 12 рублей минимум должна стоить.
С такими скачками ничего планировать не получается, каждый год будто в рулетку играешь.
______________________________
Юрий Каширин, директор ООО «Шумилинское», председатель Агропромсоюза Ростовской области: «Деньги должны оставаться в стране»
Я знаком с публикацией Александра Корбута и идеями, которые обсуждаются в Минсельхозе России. Агропромсоюз уже отправил пиьсом в правительство, где высказался против пошлин и любых других ограничений.
На сдерживании экспорта масличных зарабатывают только переработчики. Доходы, которые они получают, уходят в оффшоры. Деньги не остаются в России, с них не платятся налоги, а значит, не строятся социальные объекты, жильё, дороги. У крестьян же, которые реализуют свой урожай, нет счетов за границей. Вся их выручка остаётся в стране.
Насчёт регулирования цен на топливо и минеральные удобрения… Я уверен, у правительства есть данные, какую прибыль получают эти компании. И когда у генерала таможни находят больше миллиона долларов и золотые слитки – это ведь не просто так. Вот, чем государству нужно заниматься.
Может быть, поменяется правительство – поменяется и политика.
______________________________
Александр Ярошенко, президент холдинга «Урал-Дон»: «В нормальной экономике ничего регулировать не нужно»
Любые попытки отрегулировать экспорт антирыночны.
Зачем Минсельхоз собирается ввести квоту на вывоз пшеницы? Эта мера совершенно не нужна – мы больше 20 млн тонн вывезти не сможем, потому что у нас в принципе нет больше.
Я понимаю, если бы мы намолотили всего 50 млн тонн зерна. Тогда да, это бы означало голод в стране и государству следовало бы закрыть границы и выкупить всё у аграриев – по серьёзной цене, чтобы они не разорились. Но такого форс-мажора, я думаю, не будет никогда.
Или возьмём экспортную пошлину на семечку. Идея увеличить её противоречит обязательствам, которые мы взяли при вступлении в ВТО. Раз уж вступили, мы обязаны плавно снижать эту пошлину, а не поднимать её.
Повышение пошлин выгодно только нашим переработчикам. Неужели нельзя найти другие механизмы?
Почему отвезти сырьё в Турцию и там переработать выходит дешевле, чем переработать у нас? Что-то ведь не так? Может, кто-то в России просто пытается получить сверхдоходы?
Боятся, что внутренние цены на зерно и масличные в России будут расти вслед за мировыми. Но, с другой стороны, цены на горючее у нас – мировые, попытки регулировать рынок топлива выглядят безуспешными. Или взять производителей удобрений. На них покрикивают: «не продавайте дорого!». И что? Не продают здесь – продают за границу. Сейчас Украина отказалась от наших фосфорных удобрений – цена на аммофос с 32 рублей упала до 24 рублей. И ничего, производители удобрений не разоряются, спокойно работают и при такой цене.
В нормальной экономике ничего регулировать не нужно. Если хотите что-то подправить – регулируйте за счёт бюджета. Компенсируйте выпадающие доходы, издержки – тем, кому хотите. Дайте населению деньги на хлеб, вместо того, чтобы цену на зерно регулировать. А у нас всё пытаются сделать в ручном режиме...
Что касается системы прослеживаемости зерна, то она, на мой взгляд, необходима – даже несмотря на то, что анализы будут дублироваться по три раза. Я считаю, отслеживать нужно каждую тонну, чтобы не было укрывательства урожая.
Источник: https://agrobook.ru