В Ростовской области опробовали новую схему по растаскиванию земельных долей






В Ростовской области опробовали новую схему по растаскиванию земельных долей

Страшный сон главы любого хозяйства – узнать, что кто-то из пайщиков начал скупать земельные доли. Жди неприятностей: сначала он не согласится с условиями аренды, потом выделит доли в натуре – и прощай, кусок земельного массива!
Но, оказывается, бывает кошмар и пострашнее: когда доли не просто покупают, а... передают в наследство. Причём не родственникам, а членам конкурирующего хозяйства.
Пресечь такие сделки невозможно, так что любое хозяйство рискует в любой момент остаться без пашни.
Жертвой нового «относительно законного» способа получения земельных долей стало ЗАО «Нива».
Предприятие это известное, одно из лучших в Ростовской области. Здесь выращивают и зерно, и овощи, и картофель. Около 1 700 гектаров находятся под орошением – вложено в него немало. Глава хозяйства на инвестиции не скупился: знал, что высокая культура земледелия позволит получить прибыль и вернуть кредиты, взятые на модернизацию.
Единственным уязвимым местом хозяйства оказалась земля. Больше половины обрабатываемой пашни (а если быть точным, 2,5 тыс. из 4,26 тыс. га) находится в долевой собственности. Причём крупный массив «долевой» земли сосредоточен на одном участке, который имеет площадь 1 746 га и состоит из 260 с лишним долей. На эти доли и покусились конкуренты «Нивы».
Но сначала предыстория.
Как обычно уводят земельные доли
С растаскиванием земельных долей «Нива» однажды уже сталкивалась. Это было в 2014 году, и схема применялась довольно известная.
Один из жителей хутора, имея долю в участке, стал предлагать соседям продать ему их доли в том же участке. Цену называл приемлемую, люди соглашались. За очень короткий срок куплю-продажу оформили почти 70 человек, земельных долей набралось на 500 с лишним гектаров.
Сделки происходили незадолго до окончания очередного договора аренды участка с «Нивой», руководство о движении земельных долей ничего не знало. Как только аренда закончилась, житель хутора заявил, что не намерен больше продолжать арендные отношения, и выделил свои земельные доли в натуре. «Нива» лишилась 528 гектаров – а это 19 пар рабочих рук, которые без этой земли стали лишними.
А что же новоиспечённый землевладелец? Занялся фермерским трудом? Сеет на отмежёванных участках пшеницу, горох, кукурузу? Увы! Землю, которую забрал из аренды у «Нивы», он продал фермеру Сергею. Который, как подозревают в «Ниве», вполне мог спонсировать предварительную покупку земельных долей.
Как ещё можно увести доли
Житель, который теперь возглавляет СПК «Маныч», на приобретённых участках не остановился. Ведь у «Нивы» в аренде осталось ещё много земельных долей! Только вот взять их было непросто.
Как известно, закон «Об обороте земель сельхозназначения» ограничивает владельца земельной доли в праве распоряжения (ст. 12 ФЗ). Долю, например, нельзя продать абы кому – только хозяйству-арендатору или кому-то другому из участников долевой собственности. Этим и объясняется, почему в 2014 году не мог напрямую покупать у людей доли, а житель хутора – мог.
Только вот второго такого больше не было. А без собственного «агента» среди дольщиков – как ещё можно выкупить земельные паи?
Ответ – не покупать. А принять в наследство...
Статья 12, эта железная броня, которая была призвана защищать сельхозпредприятия от рейдерства, оказалась с брешью. Действительно, продать долю можно только ограниченному кругу лиц, а вот завещать – кому угодно...
«Кем угодно» стал как раз фермер Сергей.
В назначенный день одна из жительниц хутора, которая хотела продать свою земельную долю, в кабинете у нотариуса засвидетельствовала, что желает, чтобы после её смерти Сергей стал полноправным собственником её земельной доли площадью 6,6 га. А пока жива, доверяет осуществлять любые действия с земельной долей (голосование на общем собрании, выдел, межевание и так далее) Евгению – близкому другу Сергея, который, также как и Сергей, является учредителем СПК.
За переданное Сергею «наследство» женщина получила около полумиллиона рублей, рассказали нам в «Ниве».
– Об этом завещании, которое по сути было притворной сделкой, мы узнали случайно, в разговоре, – рассказал Алексей. – Мы предложили пайщице расторгнуть договорённость с Сергеем, отменить завещание, вернуть деньги и продать земельную долю нам – за бОльшую сумму.
К счастью, дольщица согласилась. Но, к сожалению, она была не единственной, кто писал завещание. Будущее «наследство» Сергея может исчисляться десятками долей – и точное их количество узнать невозможно.
– В отличие от сделок купли-продажи, в результате которых переход права собственности регистрируется в Росреестре, завещания нигде, кроме как у нотариуса, не фиксируются, а их содержание является нотариальной тайной, – объясняет юрист «Нивы» Карина Хабовец. – Так что выяснить, какие паи уже предназначены по завещанию для Сергея, невозможно. Собственником он станет только после смерти наследодателя, а до тех пор доли числятся за жителями хутора.
Оценить «масштаб катастрофы» руководство «Нивы» сможет только в 2025 году, когда подойдёт к концу очередной договор аренды участка и на общем собрании «доверенное лицо» пайщиков Евгений объявит, сколько долей он собирается отмежевать в пользу Сергея.
Полный текст статьи на сайте по адресу:
https://agrobook.ru/blog/user/aleksandra-koreneva/v-rostovskoy-oblasti-oprobovali-novuyu-shemu-po-rastaskivaniyu
Источник: https://agrobook.ru
Категория: Фермеры | Добавил: hellmann (06.02.2020) Просмотров: 431 | Рейтинг: 0.0/0
All Right Reserved. Copyright: poultrysite.ru ™ © 2000 - 2025.
Поддержка сайта: Ринат Мустаев admin@poultrysite.ru
Подписка на рассылку: новости птицеводства и сельского хозяйства
Проверить тИЦ и PR
Top.Mail.Ru
Рассылка-Птицеводство
Правильный CSS!
Информация с новостных сайтов, публикуется согласно авторского права
с активной гиперссылкой на сайт первоисточника