
Казахстан: Минсельхозовская лапша о «равном доступе к субсидиям»







Казахстан: Минсельхозовская лапша о «равном доступе к субсидиям»
Субсидии в сельском хозяйстве Казахстана продолжают оставаться не инструментом развития отрасли, а средством обогащения приближенных к аграрному ведомству хозяйств. И это, несмотря на широко разрекламированную реформу схемы господдержки, заложенную в новую Государственную программу развития АПК РК на 2017 - 2021 годы.
Переходящая рубашка
Посевная страда 2017 года - лакмусовая бумажка для министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова. Если прошлый сезон был заквашен на старых мамытбековских дрожжах, то нынешний - уже целиком и полностью идет по тем правилам, которые сформировал новый глава аграрного ведомства и его команда.
На днях в СМИ появилась информация о том, кто получил самые сладкие куски бюджетного пирога - субсидии от государства.
Согласно ранее звучавшим из МСХ РК заявлениям, отмена погектарных субсидий на выращивание пшеницы была сделана для ухода от различных схем злоупотреблений. Также были пересмотрены и другие подходы, якобы - для обеспечения справедливого распределения бюджетных средств, напоминает собкор издания «КазахЗерно.kz».
Однако реальная картина оказалась настолько далека от обещаний МСХ РК, насколько это только возможно. Становится очевидно, что спешно принятая Госпрограмма на 2017 - 2021 годы - никакой не путь для подъема сельского хозяйства страны, а просто способ перенаправить вливаемые государством в отрасль финансовые потоки, переложив деньги из одних карманов в другие.
Интересы сельхозотрасли страны, деградирующей на протяжении последних лет, опять остались вне внимания чиновников. А чему удивляться: лица в кабинетах меняются, а принцип «своя рубашка ближе к телу» остается для них непререкаем. Складывается впечатление, что рубашка эта – как переходящее знамя «труда» чиновников, передается из рук в руки вместе с министерскими портфелями.
Деньги не для всех
Напомним, что один из краеугольных камней в Госпрограмме - обещание обеспечить доступ к госфинансированию как можно более широкому кругу аграриев. Не постеснялся Минсельхоз заложить и целевые показатели в документ.
Согласно приведенным в Госпрограмме данным, в 2015 году (последнем году «мамытбековщины»), через холдинг «КазАгро» было выдано 203 млрд. тенге для 15 тыс. заемщиков. При этом, практически вся сумма ушла «в одни руки», поскольку 50% прямого финансирования пришлось на 1% заемщиков!
Новая команда Минсельхоза пообещала за пять лет кардинально поменять ситуацию и к 2021 году выдать 300 млрд. тенге для 25 тыс. заемщиков - с равномерным распределением кредитов между ними.
Планы оказались настолько же благородными, насколько далекими от правды.
Что мы видим в реальности по истечении 5 месяцев 2017 года?
В январе-мае текущего года на поддержку АПК холдинг «КазАгро» направил 102,9 млрд тенге. Это на 7% меньше, чем в первые пять месяцев прошлого года! При этом, средства получили лишь порядка 7 тыс. аграриев.
Понятно, что впереди еще большая часть года. Но основные траты уже сделаны - кредитование весенних полевых работ. Так что тенденция понятна: в прямую противоположность с анонсированными планами МСХ РК сокращается и объем финансирования, и число получателей дешевых бюджетных денег.
Так что, уже сейчас, по прошествии всего нескольких месяцев со старта Госпрограммы, можно без труда прогнозировать ее оглушительный провал.
Сказка о равенстве
Идем дальше и пытаемся понять, изменился ли подход аграрного ведомства в плане выдачи госсредств «своим»? Тут нам интересно ознакомиться со статистикой финансирования в разрезе регионов. Картина вырисовывается очень интересная: из 102,9 млрд. тенге, которые «КазАгро» в течение пяти первых месяцев 2017 года влил в агросектор Казахстана, треть (!) всей суммы ушла в Акмолинскую область - 33,3 млрд. тенге (32,3%).
С точки зрения здравого смысла «золотой дождь», обрушившийся на аграриев столичного региона, объяснить никак нельзя. Ведь по площади пашни Акмолинская область (4,8 млн. га в 2016 году) уступает Костанайской (5,1 млн. га) и совсем чуть-чуть обходит Северо-Казахстанскую (4,4 млн. га). При этом, костанайцы получили в три раза госпомощи (10,9%, или 11,2 млрд. тенге), а североказахстанцы в два раза меньше (17%, или 17,4 млрд. тенге).
Да, логики в таком распределении бюджетных ресурсов нет. Но когда хоть что-то в нашей сельхозотрасли делалось логично? Ничего и никогда. (Вспомним хотя бы завоз дорогостоящего породистого скота из-за океана, который без заранее созданной кормовой базы приходилось пускать под нож, лишь бы он не сдох от голода). Традицию нелогичности с успехом продолжает новая команда МСХ РК.
Ну, а там, где нет логики, нетрудно все объяснить чьими-то корыстными соображениями: не секрет, что многие наши чиновники через племяшек-братишек владеют сельхозпредприятиями. Вспомним хотя бы самый нашумевший пример - Серика Ахметова, который в бытность акимом Карагандинской области обзавелся крупнейшим в стране тепличным комплексом, прокредитовавшись через «КазАгроФинанс».
Так что можно предположить, что и столичные чиновники в свое удовольствие резвятся на плодородных целинных землях в окрестностях столицы. Такая близость удобна тем, что легко контролировать свой бизнес. И, конечно, у столичных господ достаточно влияния, чтобы обеспечить аффилированому бизнесу максимальный пакет господдержики за счет бюджета.
Рядовым крестьянам страны остается только смотреть на это со стороны да стряхивать с ушей раскидистую минсельхозовскую лапшу о «равном доступе к субсидиям».
Столичный приоритет
Давайте посмотрим на структуру вливаний в регионы. За счет чего вырвалась вперед Акмолинская область?
Как не раз отмечали крестьяне, в нынешнем году особо остро стоял вопрос кредитования весенних полевых работ. Из-за отмены форвардного закупа «Продкорпорацией», прокредитоваться через «АКК» или банки многим оказалось не под силу в связи с отсутствием залогов.
Так вот, у столичных аграриев проблем с кредитованием ВПР не возникло - они получили 21,8 млрд. тенге, тогда как (при сравнимых площадях пашни) Костанайская область получила 7,2 млрд. тенге, а Северо-Казахстанская - 10,6 млрд. тенге. В три и в два раза меньше!
По другим статьям расходов ситуация аналогичная: на лизинг сельхозтехники Акмолинская область получила 2,6 млрд. тенге, тогда как Костанайская - менее 1 млрд. тенге, а СКО - 1,8 млрд. тенге.
Показательная строка - закуп сельхозпродукции, так как гарантированный сбыт крестьянам очень важен. Так вот, на закуп в Акмолинской области было направлено 2,2 млрд. тенге, в Костанайской области - смешные 17 млн. тенге, а в СКО - всего 275 млн. тенге.
Учитывая, что сам Минсельхоз отмечает проблему перепроизводства зерна в Казахстане, получается, что аграрное ведомство заведомо ставит акмолинских крестьян в более выгодную конкурентную позицию по сравнению с коллегами из других зерновых регионов страны. А это уже - признак коррупционной схемы.
Не пора ли компетентным органам задать руководству МСХ РК вопросы о причинах лоббирования интересов одних сельхозпредприятий в ущерб другим?
Переходящая рубашка
Посевная страда 2017 года - лакмусовая бумажка для министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова. Если прошлый сезон был заквашен на старых мамытбековских дрожжах, то нынешний - уже целиком и полностью идет по тем правилам, которые сформировал новый глава аграрного ведомства и его команда.
На днях в СМИ появилась информация о том, кто получил самые сладкие куски бюджетного пирога - субсидии от государства.
Согласно ранее звучавшим из МСХ РК заявлениям, отмена погектарных субсидий на выращивание пшеницы была сделана для ухода от различных схем злоупотреблений. Также были пересмотрены и другие подходы, якобы - для обеспечения справедливого распределения бюджетных средств, напоминает собкор издания «КазахЗерно.kz».
Однако реальная картина оказалась настолько далека от обещаний МСХ РК, насколько это только возможно. Становится очевидно, что спешно принятая Госпрограмма на 2017 - 2021 годы - никакой не путь для подъема сельского хозяйства страны, а просто способ перенаправить вливаемые государством в отрасль финансовые потоки, переложив деньги из одних карманов в другие.
Интересы сельхозотрасли страны, деградирующей на протяжении последних лет, опять остались вне внимания чиновников. А чему удивляться: лица в кабинетах меняются, а принцип «своя рубашка ближе к телу» остается для них непререкаем. Складывается впечатление, что рубашка эта – как переходящее знамя «труда» чиновников, передается из рук в руки вместе с министерскими портфелями.
Деньги не для всех
Напомним, что один из краеугольных камней в Госпрограмме - обещание обеспечить доступ к госфинансированию как можно более широкому кругу аграриев. Не постеснялся Минсельхоз заложить и целевые показатели в документ.
Согласно приведенным в Госпрограмме данным, в 2015 году (последнем году «мамытбековщины»), через холдинг «КазАгро» было выдано 203 млрд. тенге для 15 тыс. заемщиков. При этом, практически вся сумма ушла «в одни руки», поскольку 50% прямого финансирования пришлось на 1% заемщиков!
Новая команда Минсельхоза пообещала за пять лет кардинально поменять ситуацию и к 2021 году выдать 300 млрд. тенге для 25 тыс. заемщиков - с равномерным распределением кредитов между ними.
Планы оказались настолько же благородными, насколько далекими от правды.
Что мы видим в реальности по истечении 5 месяцев 2017 года?
В январе-мае текущего года на поддержку АПК холдинг «КазАгро» направил 102,9 млрд тенге. Это на 7% меньше, чем в первые пять месяцев прошлого года! При этом, средства получили лишь порядка 7 тыс. аграриев.
Понятно, что впереди еще большая часть года. Но основные траты уже сделаны - кредитование весенних полевых работ. Так что тенденция понятна: в прямую противоположность с анонсированными планами МСХ РК сокращается и объем финансирования, и число получателей дешевых бюджетных денег.
Так что, уже сейчас, по прошествии всего нескольких месяцев со старта Госпрограммы, можно без труда прогнозировать ее оглушительный провал.
Сказка о равенстве
Идем дальше и пытаемся понять, изменился ли подход аграрного ведомства в плане выдачи госсредств «своим»? Тут нам интересно ознакомиться со статистикой финансирования в разрезе регионов. Картина вырисовывается очень интересная: из 102,9 млрд. тенге, которые «КазАгро» в течение пяти первых месяцев 2017 года влил в агросектор Казахстана, треть (!) всей суммы ушла в Акмолинскую область - 33,3 млрд. тенге (32,3%).
С точки зрения здравого смысла «золотой дождь», обрушившийся на аграриев столичного региона, объяснить никак нельзя. Ведь по площади пашни Акмолинская область (4,8 млн. га в 2016 году) уступает Костанайской (5,1 млн. га) и совсем чуть-чуть обходит Северо-Казахстанскую (4,4 млн. га). При этом, костанайцы получили в три раза госпомощи (10,9%, или 11,2 млрд. тенге), а североказахстанцы в два раза меньше (17%, или 17,4 млрд. тенге).
Да, логики в таком распределении бюджетных ресурсов нет. Но когда хоть что-то в нашей сельхозотрасли делалось логично? Ничего и никогда. (Вспомним хотя бы завоз дорогостоящего породистого скота из-за океана, который без заранее созданной кормовой базы приходилось пускать под нож, лишь бы он не сдох от голода). Традицию нелогичности с успехом продолжает новая команда МСХ РК.
Ну, а там, где нет логики, нетрудно все объяснить чьими-то корыстными соображениями: не секрет, что многие наши чиновники через племяшек-братишек владеют сельхозпредприятиями. Вспомним хотя бы самый нашумевший пример - Серика Ахметова, который в бытность акимом Карагандинской области обзавелся крупнейшим в стране тепличным комплексом, прокредитовавшись через «КазАгроФинанс».
Так что можно предположить, что и столичные чиновники в свое удовольствие резвятся на плодородных целинных землях в окрестностях столицы. Такая близость удобна тем, что легко контролировать свой бизнес. И, конечно, у столичных господ достаточно влияния, чтобы обеспечить аффилированому бизнесу максимальный пакет господдержики за счет бюджета.
Рядовым крестьянам страны остается только смотреть на это со стороны да стряхивать с ушей раскидистую минсельхозовскую лапшу о «равном доступе к субсидиям».
Столичный приоритет
Давайте посмотрим на структуру вливаний в регионы. За счет чего вырвалась вперед Акмолинская область?
Как не раз отмечали крестьяне, в нынешнем году особо остро стоял вопрос кредитования весенних полевых работ. Из-за отмены форвардного закупа «Продкорпорацией», прокредитоваться через «АКК» или банки многим оказалось не под силу в связи с отсутствием залогов.
Так вот, у столичных аграриев проблем с кредитованием ВПР не возникло - они получили 21,8 млрд. тенге, тогда как (при сравнимых площадях пашни) Костанайская область получила 7,2 млрд. тенге, а Северо-Казахстанская - 10,6 млрд. тенге. В три и в два раза меньше!
По другим статьям расходов ситуация аналогичная: на лизинг сельхозтехники Акмолинская область получила 2,6 млрд. тенге, тогда как Костанайская - менее 1 млрд. тенге, а СКО - 1,8 млрд. тенге.
Показательная строка - закуп сельхозпродукции, так как гарантированный сбыт крестьянам очень важен. Так вот, на закуп в Акмолинской области было направлено 2,2 млрд. тенге, в Костанайской области - смешные 17 млн. тенге, а в СКО - всего 275 млн. тенге.
Учитывая, что сам Минсельхоз отмечает проблему перепроизводства зерна в Казахстане, получается, что аграрное ведомство заведомо ставит акмолинских крестьян в более выгодную конкурентную позицию по сравнению с коллегами из других зерновых регионов страны. А это уже - признак коррупционной схемы.
Не пора ли компетентным органам задать руководству МСХ РК вопросы о причинах лоббирования интересов одних сельхозпредприятий в ущерб другим?
Источник: http://www.kazakh-zerno.kz