
Хозяйства слишком увлеклись импортом непроверенного племенного материала в Казахстане







Хозяйства слишком увлеклись импортом непроверенного племенного материала в Казахстане
Круглый стол по развитию племенного дела в животноводстве состоялся в Алматы. Эксперты отрасли на встрече заявили, что страна растеряла такие понятия как племенные заводы, племенные хозяйства, племенные репродукторы. Необходимо срочно вносить изменения в Закон о племенном животноводстве, сообщает агентство АПК Новости.
«Наша страна имеет уникальную территорию для ведения сельского хозяйства, в том числе животноводства. Как у любой отрасли, в нашем животноводстве есть основные фундаментальные подходы для развития. Одним из главных является племенное дело. Для его регулирования и развития в 1998 году был принят Закон РК «О племенном животноводстве». С момента принятия по сегодняшний день в данный отраслевой закон вносились поправки 39 раз и первоначальные принципы, подходы по развитию племенного дела изменились до неузнаваемости, можно сказать, провернули на 180 градусов», - сказал президент Национального союза сельхозкооперативов Казахстана Мырзахмет Уксикбаев.
Во-первых, мы растеряли такие понятия как племенные заводы, племенные хозяйства, племенные репродукторы, где реализовались селекционные племенные работы согласно плану, утвержденному научными организациями в области животноводства. То есть на базе этих субъектов племенного животноводства проводились научные исследования и сопровождения.
В свою очередь, именно из этих хозяйств реализовались в товарные хозяйства племенные животные для повышения продуктивности товарного стада у КХ, ТОО и населения.
«Раньше в Законе была статья 28-1 о племенных репродукторах. Но только в части птицеводства. На сегодняшний день, по закону мы имеем только племенные центры (хранения, приобретение, реализация и осуществление ИО, получение и трансплантация эмбрионов), НИИ для изучения генетического потенциала животных и выявлении отклонения или улучшения показателей/ индексная и геномная оценка, контрольную проверку государственными инспекторами на соответствие данных», - отметил М.Уксикбаев.
Во-вторых, если мы хотим реформу и цифровизацию, то вначале мы должны в понятийном аппарате Закона «О племенном животноводстве» указать, что «племенное животное - это чистопородное сельскохозяйственное животное, используемое для разведения и зарегистрированное в информационной базе данных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о племенном животноводстве».
Далее, считает Мырзахмет Уксикбаев, мы обязаны развивать саму информационную систему по накоплению результатов селекционно-племенной работы, например процедуру присвоения племенного статуса животных и их учета. Так как созданная учеными в 2010 году информационная система по сегодняшний день не усовершенствована. Хотя благодаря информационной базе все процедуры присвоения статуса должны быть в автоматическом режиме и отражаться в личном кабинете владельца скота. На практике эту функцию выполняет РПП и используется как источник сбора средств.
«Совершенствуя процессы в племенном деле, мы можем исключать компетенции РПП и совершенствовать их работу в другом направлении», - отметил спикер.
Учитывая вышеизложенные и другие проблемы в отрасли племенного животноводства, в Союзе предложили рассмотреть следующие предложения и подходы:
1. Внести изменения в Законе РК «О племенном животноводстве» отразив деятельность племенных репродукторов (ст.28-1 восстановить и дополнить). Вся работа в племенных репродукторах должна оставаться в фокусе внимания государственной инспекции и НИО. Основными направлениями деятельности племенных репродукторов должны быть:
1) разведение чистопородных с/х животных, совершенствование и реализация их линий;
2) совершенствование генетического потенциала с/х животных, в том числе с ограниченным генофондом, в соответствии с достижениями науки;
3) реализация племенных животных.
2. Если племенной скот приобретен обычным хозяйством для скрещивания, то это повышение продуктивности. Этот принцип работы также необходимо отражать в Законе РК «О племенном животноводстве».
3. Присвоение статуса животным должно происходить в информационной системе в автоматическом режиме, в случаях наличия ДНК анализа. Нормативы субсидирования для племенных репродукторов должны быть выше, чем в обычных товарных хозяйствах.
По итогам таких реформ в племенном животноводстве, мы получим «племенной скот», который можно выставлять на аукцион и объявлять рейтинг (топ) и проводить научные исследования и совершенствовать. Господдержка адресная и по результатам работы.
4. Деятельность товарных хозяйств, где племенные животные-производители (быки, бараны и другие самцы) используются для скрещивания с товарным маточным поголовьем, должны быть в фокусе внимания Республиканских палат породы. Тем самым, товарные хозяйства вместе с РПП пород будут повышать продуктивность товарного стада, и получать определенную государственную поддержку. Господдержка по нормативам будет ниже, чем у племенных репродукторов, но будет адресно под ответственностью РПП.
5. В целях уточнения деятельности Республиканских палат необходимо определить четкие критерии их создания. На практике Министерство юстиции РК проводит регистрацию нескол ько десятков Республиканских палат, не разбираясь об их деятельности и направления породы животных, которую они должны представлять. Только в Казахстане есть одна палата, объединяющая несколько пород КРС молочного направления и одна палата пчеловодства, когда в стране используются различные породы КРС также и три породы пчел с отличительными характеристиками и генетикой, или же 15-16 Палат по овцеводству по породному принадлежности, хотя овцы по классификатору делятся по 5 направлениям согласно шерстному покрову, а не по породе. То есть в нормах закона не учтены особенности направления животноводства.
6. В ходе заседаний ЕЭК неоднократно были озвучены, что при экспорте КРС мясного направления из Казахстана, племенной скот 2 категории в странах импортерах ЕАЭС будет признан как товарный скот, то есть беспородным. Всем известно, что по зоотехнии и в науке, племенной скот не делиться на какие-то категории. Наличие таких норм в Законе РК «О племенном животноводстве» являются источниками торможения развития отечественной науки.
«На сегодняшний день нет объекта для исследования из-за подмены понятий и данных о племенных ценностях животных, нет и развития не только экспорта племенных животных, но и поставки на внутренний рынок. Также нет экспорта племенных материалов (эмбрионов, спермы животных). Хозяйства увлеклись импортом племенного материала, где нет четкой регламентации по завозу и проверки на соответствие заявленных генетических характеристик», - сказал М.Уксикбаев.
Вышеуказанные предложения учеными озвучены неоднократно, к сожалению, общего понимания у законодательной власти пока нет, и все приписки со стороны получателей субсидий подтверждают несовершенства подходов и критерии оценки результатов племенного дела в животноводстве, заключил спикер.
«Наша страна имеет уникальную территорию для ведения сельского хозяйства, в том числе животноводства. Как у любой отрасли, в нашем животноводстве есть основные фундаментальные подходы для развития. Одним из главных является племенное дело. Для его регулирования и развития в 1998 году был принят Закон РК «О племенном животноводстве». С момента принятия по сегодняшний день в данный отраслевой закон вносились поправки 39 раз и первоначальные принципы, подходы по развитию племенного дела изменились до неузнаваемости, можно сказать, провернули на 180 градусов», - сказал президент Национального союза сельхозкооперативов Казахстана Мырзахмет Уксикбаев.
Во-первых, мы растеряли такие понятия как племенные заводы, племенные хозяйства, племенные репродукторы, где реализовались селекционные племенные работы согласно плану, утвержденному научными организациями в области животноводства. То есть на базе этих субъектов племенного животноводства проводились научные исследования и сопровождения.
В свою очередь, именно из этих хозяйств реализовались в товарные хозяйства племенные животные для повышения продуктивности товарного стада у КХ, ТОО и населения.
«Раньше в Законе была статья 28-1 о племенных репродукторах. Но только в части птицеводства. На сегодняшний день, по закону мы имеем только племенные центры (хранения, приобретение, реализация и осуществление ИО, получение и трансплантация эмбрионов), НИИ для изучения генетического потенциала животных и выявлении отклонения или улучшения показателей/ индексная и геномная оценка, контрольную проверку государственными инспекторами на соответствие данных», - отметил М.Уксикбаев.
Во-вторых, если мы хотим реформу и цифровизацию, то вначале мы должны в понятийном аппарате Закона «О племенном животноводстве» указать, что «племенное животное - это чистопородное сельскохозяйственное животное, используемое для разведения и зарегистрированное в информационной базе данных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о племенном животноводстве».
Далее, считает Мырзахмет Уксикбаев, мы обязаны развивать саму информационную систему по накоплению результатов селекционно-племенной работы, например процедуру присвоения племенного статуса животных и их учета. Так как созданная учеными в 2010 году информационная система по сегодняшний день не усовершенствована. Хотя благодаря информационной базе все процедуры присвоения статуса должны быть в автоматическом режиме и отражаться в личном кабинете владельца скота. На практике эту функцию выполняет РПП и используется как источник сбора средств.
«Совершенствуя процессы в племенном деле, мы можем исключать компетенции РПП и совершенствовать их работу в другом направлении», - отметил спикер.
Учитывая вышеизложенные и другие проблемы в отрасли племенного животноводства, в Союзе предложили рассмотреть следующие предложения и подходы:
1. Внести изменения в Законе РК «О племенном животноводстве» отразив деятельность племенных репродукторов (ст.28-1 восстановить и дополнить). Вся работа в племенных репродукторах должна оставаться в фокусе внимания государственной инспекции и НИО. Основными направлениями деятельности племенных репродукторов должны быть:
1) разведение чистопородных с/х животных, совершенствование и реализация их линий;
2) совершенствование генетического потенциала с/х животных, в том числе с ограниченным генофондом, в соответствии с достижениями науки;
3) реализация племенных животных.
2. Если племенной скот приобретен обычным хозяйством для скрещивания, то это повышение продуктивности. Этот принцип работы также необходимо отражать в Законе РК «О племенном животноводстве».
3. Присвоение статуса животным должно происходить в информационной системе в автоматическом режиме, в случаях наличия ДНК анализа. Нормативы субсидирования для племенных репродукторов должны быть выше, чем в обычных товарных хозяйствах.
По итогам таких реформ в племенном животноводстве, мы получим «племенной скот», который можно выставлять на аукцион и объявлять рейтинг (топ) и проводить научные исследования и совершенствовать. Господдержка адресная и по результатам работы.
4. Деятельность товарных хозяйств, где племенные животные-производители (быки, бараны и другие самцы) используются для скрещивания с товарным маточным поголовьем, должны быть в фокусе внимания Республиканских палат породы. Тем самым, товарные хозяйства вместе с РПП пород будут повышать продуктивность товарного стада, и получать определенную государственную поддержку. Господдержка по нормативам будет ниже, чем у племенных репродукторов, но будет адресно под ответственностью РПП.
5. В целях уточнения деятельности Республиканских палат необходимо определить четкие критерии их создания. На практике Министерство юстиции РК проводит регистрацию нескол ько десятков Республиканских палат, не разбираясь об их деятельности и направления породы животных, которую они должны представлять. Только в Казахстане есть одна палата, объединяющая несколько пород КРС молочного направления и одна палата пчеловодства, когда в стране используются различные породы КРС также и три породы пчел с отличительными характеристиками и генетикой, или же 15-16 Палат по овцеводству по породному принадлежности, хотя овцы по классификатору делятся по 5 направлениям согласно шерстному покрову, а не по породе. То есть в нормах закона не учтены особенности направления животноводства.
6. В ходе заседаний ЕЭК неоднократно были озвучены, что при экспорте КРС мясного направления из Казахстана, племенной скот 2 категории в странах импортерах ЕАЭС будет признан как товарный скот, то есть беспородным. Всем известно, что по зоотехнии и в науке, племенной скот не делиться на какие-то категории. Наличие таких норм в Законе РК «О племенном животноводстве» являются источниками торможения развития отечественной науки.
«На сегодняшний день нет объекта для исследования из-за подмены понятий и данных о племенных ценностях животных, нет и развития не только экспорта племенных животных, но и поставки на внутренний рынок. Также нет экспорта племенных материалов (эмбрионов, спермы животных). Хозяйства увлеклись импортом племенного материала, где нет четкой регламентации по завозу и проверки на соответствие заявленных генетических характеристик», - сказал М.Уксикбаев.
Вышеуказанные предложения учеными озвучены неоднократно, к сожалению, общего понимания у законодательной власти пока нет, и все приписки со стороны получателей субсидий подтверждают несовершенства подходов и критерии оценки результатов племенного дела в животноводстве, заключил спикер.
Источник: https://apk-news.kz/