Казахстан. В субсидировании АПК заинтересовано само государство
Казахстан. В субсидировании АПК заинтересовано само государство
В настоящее время государственной поддержкой в виде субсидий в Казахстане пользуется всего 10% аграриев. В основном, это крупные хозяйства. В то же время 90% фермеров, средние и мелкие, доступа к субсидиям не имеют. Поэтому, задачей государства должно быть как увеличение объемов господдержки отрасли, так и обеспечение аграриям равного доступа к ней. Так считает Жигули Дайрабаев, председатель правления Ассоциации фермеров Казахстана, сообщает «КазахЗерно.kz».
Господдержка должна быть справедливой
Нынешний перекос в пользу крупных сельхозформирований возник из-за того, что некоторые чиновники и финансовые институты видят в мелкотоварности сельхозпроизводства высокие риски и препятствие развитию АПК. Однако, и мировой опыт, и нынешняя ситуация в самом Казахстане говорит, что как раз мелкие и средние хозяйства демонстрируют гибкость в меняющейся рыночной ситуации, за счет чего и дают от 70 до 80% сельхозпродукции как в молочном, так и мясном животноводстве.
При этом, именно крупные хозяйства, оттягивающие на себя львиную долю финансирования, показали экономическую неэффективность и нежизнеспособность. Достаточно вспомнить историю банкротств трёх казахстанских агрохолдингов.
— В последние годы появились десятки мегапроектов по созданию откормочных площадок, порой ничем не обоснованных, кроме непреодолимого желания освоить выделенные программой государственные средства, — привел пример Жигули Дайрабаев. — Построенные крупные откормплощадки из-за отсутствия откормочного контингента в основном пустуют, или же загружены не полностью, а некоторые просто обанкротились. Это один из примеров в животноводстве огромные средства тратится в пустоту, а по-настоящему эффективные и высокорентабельные проекты остаются вне внимания государственных чиновников.
То есть, перспективы развития АПК РК напрямую зависят от того, сможет ли государство раскрыть потенциал мелких и средних ферм, обеспечив им доступ к господдержке.
Коррупционные схемы нужно предотвращать
На самом деле, именно государство является самой заинтересованной стороной в успехе сельхозпроизводителей, и государственная поддержка фермеров в виде субсидии — совершенно естественна. Как бы ни был воодушевлен и профессионален — фермер, для эффективной работы ему необходима помощь. Земля, техника, оборудование, фермы – на все это требуются деньги, и маловероятно, что фермер, особенно начинающий, способен покрывать эти затраты собственными силами.
Например, инвестиционные субсидии будут стимулировать обновление машинно-тракторного парка, содействовать модернизации и созданию новых предприятий в сфере АПК.
Всего в настоящий момент в растениеводстве существует восемь направлений субсидирования:
субсидирование 1 тонны продукции, сданной на переработку;
поддержка семеноводства;
поддержка плодоводства;
удешевление стоимости минеральных удобрений;
удешевление стоимости средств защиты растений;
субсидирование доставки воды;
инвестиционное субсидирование;
субсидирование процентной ставки по кредитам и лизингу.
В животноводстве с целью стимулирования развития отрасли идёт прямое субсидирование сельхозтоваропроизводителей из местного бюджета по двум направлениям:
— развитие племенного животноводства;
— производство продукции животноводства.
Все эти меры господдержки более чем оправданные и при работе на фермера действительно дадут толчок развитию АПК. Вопрос в другом – предотвращать коррупционные схемы еще на стадии их разработки отдельными чиновниками. Необходимо совершенствовать всю законодательную базу субсидирования отрасли, устранить непонятные и спорные моменты в порядке выдачи субсидий.
В субсидировании АПК заинтересовано само государство
Рост цен – вина перекупщиков
И тут нельзя не сказать о той волне негатива, который в настоящий момент запустили сомнительные «эксперты», ни дня не проработавшие в сельском хозяйстве. Вырвав из контекста слава президента Токаева о том, что государство ежегодно вкладывает сотни миллиардов тенге в АПК, а эффекта не видит, они предлагают отказаться от господдержки отрасли. На самом деле, глава государства критиковал как раз неэффективную и коррумпированную систему распределения субсидий, а не сам факт выделения бюджетных средств для отрасли.
— Сельское хозяйство во всём мире является дотационным, — отметил Жигули Дайрабаев. – А по уровню поддержки сельхозпроизводителей Казахстан отстаёт даже от своих партнёров по ЕврАзЭС. Так, уровень поддержки сельского хозяйства в России составляет 6% от ВВП, Беларуси – 8%, Казахстане – 5%. Очевидно, что субсидии для сельского хозяйства ни в коем разе нельзя отменять, наоборот, необходимо увеличить их объем.
Остроты вопросу о субсидировании придал рост цен на продукты питания. Отдельные «эксперты» отрасли пытаются хайповать на этой теме, обвиняя во всем фермеров Казахстана. Но на самом деле, отпуская цена производителей в разы ниже тех цен, по которым продукты питания доходят до граждан Казахстана. И вот именно тут – поля для деятельности государственных органов.
— Возьмем для примера цены на мясо, — рассказал Жигули Дайрабаев. — Фермеры реализуют в зависимости от упитанности 1 кг говядины по цене от 1,5 тыс. до 1,8 тыс. тенге посреднику. В торговых точках это мясо уже реализуются по цене 3 тыс. и выше. В конечном итоге, зарабатывают именно перекупщики, а фермер едва окупает свои расходы. Спрашивается, куда смотрит Агентство по защите конкуренции?
Правила должны быть понятными
Нужно понимать, что отрасль в целом выполняет свою задачу обеспечения продовольственной безопасности страны по основным видам продуктов питания обеспечивая производство продукции на 8,8 трлн тенге в год (при объеме субсидий 400 млрд тенге, то есть всего 4% от валового продукта). Есть и серьезный экспорт по зерну, на уровне 6–7 млн тонн в год. Однако, речь идёт о раскрытии потенциала отрасли, который в разы выше. И именно на это должны выделяться средства из бюджета. Но сейчас немалая их часть растворяется по карманам коррупционеров, не обеспечивая достаточную эффективность господдержки.
— При этом, по отдельным направлениям субсидирования мы видим обратный эффект для фермеров, — рассказал Жигули Дайрабаев. — Например, государство субсидирует приобретение минеральных удобрений, а производители удобрений повышают цены на свою продукцию. Получается, что субсидии работают не на фермера, а на производителей удобрений. Такая же ситуация и с техникой: как только ввели инвестиционное субсидирование, цены на сельхозтехнику сразу подскочили. В итоге, от введения данного вида субсидирования выиграли не фермеры, а производители и поставщики техники.
Остается процитировать слова президента Токаева: «Министерству сельского хозяйства предстоит в корне пересмотреть эту работу. Начать нужно с правил. Они должны быть простыми и понятными для каждого фермера. Процедура выделения и использования должна быть максимально прозрачной. И не надо их ежегодно менять».
Господдержка должна быть справедливой
Нынешний перекос в пользу крупных сельхозформирований возник из-за того, что некоторые чиновники и финансовые институты видят в мелкотоварности сельхозпроизводства высокие риски и препятствие развитию АПК. Однако, и мировой опыт, и нынешняя ситуация в самом Казахстане говорит, что как раз мелкие и средние хозяйства демонстрируют гибкость в меняющейся рыночной ситуации, за счет чего и дают от 70 до 80% сельхозпродукции как в молочном, так и мясном животноводстве.
При этом, именно крупные хозяйства, оттягивающие на себя львиную долю финансирования, показали экономическую неэффективность и нежизнеспособность. Достаточно вспомнить историю банкротств трёх казахстанских агрохолдингов.
— В последние годы появились десятки мегапроектов по созданию откормочных площадок, порой ничем не обоснованных, кроме непреодолимого желания освоить выделенные программой государственные средства, — привел пример Жигули Дайрабаев. — Построенные крупные откормплощадки из-за отсутствия откормочного контингента в основном пустуют, или же загружены не полностью, а некоторые просто обанкротились. Это один из примеров в животноводстве огромные средства тратится в пустоту, а по-настоящему эффективные и высокорентабельные проекты остаются вне внимания государственных чиновников.
То есть, перспективы развития АПК РК напрямую зависят от того, сможет ли государство раскрыть потенциал мелких и средних ферм, обеспечив им доступ к господдержке.
Коррупционные схемы нужно предотвращать
На самом деле, именно государство является самой заинтересованной стороной в успехе сельхозпроизводителей, и государственная поддержка фермеров в виде субсидии — совершенно естественна. Как бы ни был воодушевлен и профессионален — фермер, для эффективной работы ему необходима помощь. Земля, техника, оборудование, фермы – на все это требуются деньги, и маловероятно, что фермер, особенно начинающий, способен покрывать эти затраты собственными силами.
Например, инвестиционные субсидии будут стимулировать обновление машинно-тракторного парка, содействовать модернизации и созданию новых предприятий в сфере АПК.
Всего в настоящий момент в растениеводстве существует восемь направлений субсидирования:
субсидирование 1 тонны продукции, сданной на переработку;
поддержка семеноводства;
поддержка плодоводства;
удешевление стоимости минеральных удобрений;
удешевление стоимости средств защиты растений;
субсидирование доставки воды;
инвестиционное субсидирование;
субсидирование процентной ставки по кредитам и лизингу.
В животноводстве с целью стимулирования развития отрасли идёт прямое субсидирование сельхозтоваропроизводителей из местного бюджета по двум направлениям:
— развитие племенного животноводства;
— производство продукции животноводства.
Все эти меры господдержки более чем оправданные и при работе на фермера действительно дадут толчок развитию АПК. Вопрос в другом – предотвращать коррупционные схемы еще на стадии их разработки отдельными чиновниками. Необходимо совершенствовать всю законодательную базу субсидирования отрасли, устранить непонятные и спорные моменты в порядке выдачи субсидий.
В субсидировании АПК заинтересовано само государство
Рост цен – вина перекупщиков
И тут нельзя не сказать о той волне негатива, который в настоящий момент запустили сомнительные «эксперты», ни дня не проработавшие в сельском хозяйстве. Вырвав из контекста слава президента Токаева о том, что государство ежегодно вкладывает сотни миллиардов тенге в АПК, а эффекта не видит, они предлагают отказаться от господдержки отрасли. На самом деле, глава государства критиковал как раз неэффективную и коррумпированную систему распределения субсидий, а не сам факт выделения бюджетных средств для отрасли.
— Сельское хозяйство во всём мире является дотационным, — отметил Жигули Дайрабаев. – А по уровню поддержки сельхозпроизводителей Казахстан отстаёт даже от своих партнёров по ЕврАзЭС. Так, уровень поддержки сельского хозяйства в России составляет 6% от ВВП, Беларуси – 8%, Казахстане – 5%. Очевидно, что субсидии для сельского хозяйства ни в коем разе нельзя отменять, наоборот, необходимо увеличить их объем.
Остроты вопросу о субсидировании придал рост цен на продукты питания. Отдельные «эксперты» отрасли пытаются хайповать на этой теме, обвиняя во всем фермеров Казахстана. Но на самом деле, отпуская цена производителей в разы ниже тех цен, по которым продукты питания доходят до граждан Казахстана. И вот именно тут – поля для деятельности государственных органов.
— Возьмем для примера цены на мясо, — рассказал Жигули Дайрабаев. — Фермеры реализуют в зависимости от упитанности 1 кг говядины по цене от 1,5 тыс. до 1,8 тыс. тенге посреднику. В торговых точках это мясо уже реализуются по цене 3 тыс. и выше. В конечном итоге, зарабатывают именно перекупщики, а фермер едва окупает свои расходы. Спрашивается, куда смотрит Агентство по защите конкуренции?
Правила должны быть понятными
Нужно понимать, что отрасль в целом выполняет свою задачу обеспечения продовольственной безопасности страны по основным видам продуктов питания обеспечивая производство продукции на 8,8 трлн тенге в год (при объеме субсидий 400 млрд тенге, то есть всего 4% от валового продукта). Есть и серьезный экспорт по зерну, на уровне 6–7 млн тонн в год. Однако, речь идёт о раскрытии потенциала отрасли, который в разы выше. И именно на это должны выделяться средства из бюджета. Но сейчас немалая их часть растворяется по карманам коррупционеров, не обеспечивая достаточную эффективность господдержки.
— При этом, по отдельным направлениям субсидирования мы видим обратный эффект для фермеров, — рассказал Жигули Дайрабаев. — Например, государство субсидирует приобретение минеральных удобрений, а производители удобрений повышают цены на свою продукцию. Получается, что субсидии работают не на фермера, а на производителей удобрений. Такая же ситуация и с техникой: как только ввели инвестиционное субсидирование, цены на сельхозтехнику сразу подскочили. В итоге, от введения данного вида субсидирования выиграли не фермеры, а производители и поставщики техники.
Остается процитировать слова президента Токаева: «Министерству сельского хозяйства предстоит в корне пересмотреть эту работу. Начать нужно с правил. Они должны быть простыми и понятными для каждого фермера. Процедура выделения и использования должна быть максимально прозрачной. И не надо их ежегодно менять».
Источник: https://kazakh-zerno.net/