ФНС предупреждает: участникам рынка АПК необходимо проверять надежность контрагента
ФНС предупреждает: участникам рынка АПК необходимо проверять надежность контрагента
На сайте «Хартия-апк.рф» размещен информационный ресурс для проверки участниками агропромышленного комплекса своих контрагентов. Чем он полезен, - рассказал замначальника отдела анализа и планирования налоговых проверок УФНС России по Ростовской области Иван Микеладзе.
- «Информационный ресурс со сведениями о налоговых разрывах» дает возможность участникам рынка АПК проверить контрагента на предмет его надежности и добросовестности и тем самым минимизировать налоговые риски при взаимодействии с бизнес-партнерами. Заключая сделку не с реальным перевозчиком, а с недобросовестным посредником, с фирмами-однодневками, вступая в многоступенчатые процессы перепродажи сельхозпродукции, сельхозтоваропроизводитель рискует тем, что налоговые органы могут не принять в его расходах транспортные услуги для исчисления налога на прибыль, есть и риск неподтверждения по таким услугам входящего вычета по НДС для него как заказчика, поскольку перевозчики в этих случаях не являются плательщиками НДС.
Ассоциация создала этот ресурс по запросам самих участников рынка, чтобы они могли самостоятельно использовать его для минимизации своих налоговых рисков.
- Этот инфоресурс является платным, в демоверсии можно сделать лишь три запроса, далее необходимо платить 10 тысяч рублей в месяц. Насколько нам известно, изначально публиковать сведения о разрывах планировалось на сайте ФНС. Отказалась ли служба от этой идеи и почему?
- Информресурс создан как ответ на запрос добросовестных участников АПК о создании в этом сегменте равных конкурентных условий. Это одна из мер пресечения возможности недобросовестному бизнесу получить преимущества за счет незаконной неуплаты налогов. Существование в равноправной конкурентной среде выгодно и самим участникам рынка, и государству.
Для отрасли это пилотный проект. В дальнейшем не исключается использование полученного в результате его реализации опыта в создании аналогичного ресурса на сайте ФНС России.
Управление ФНС информирует участников рынка о существовании такого ресурса. Ассоциация, администрирующая информационный ресурс, существует в форме НКО, а значит, не преследует коммерческих целей и лишь удовлетворяет требования добросовестных участников рынка, как и Федеральная налоговая служба в рамках своей компетенции.
Что касается действенности информресурса, то оно – не в административном поле, а в его общедоступности, гласности и прозрачности. Практика доказывает, что, как правило, налогоплательщики стремятся не допускать налоговых правонарушений, осознавая, что это станет публичной информацией. В результате проблемы, возникающие с несформированным источником, устраняются, как правило, до размещения контрагента в информационном ресурсе и до акта проверки с дополнительной нагрузкой в виде штрафов и последующего возбуждения уголовного дела.
- На сайте ассоциации размещены типовые формы договоров на транспортные услуги. Ранее в СМИ сообщалось, что с 1 июля начнут действовать новые правила перевозки зерна, исключающие субподряд или агентские схемы, поскольку «положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и соответственно подтверждаться первичными документами». Действительно ли при проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие неподтвержденные документами транспортные услуги, реализованные через субподряд?
- Это действительно так. Чтобы обезопасить добросовестных участников рынка АПК, ФНС России вместе с Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК и специалистами рынка АПК разработали конструкции договорных форм по перевозке и транспортно-экспедиционному обслуживанию. Договоры заключаются непосредственно с компаниями-перевозчиками или фирмами-посредниками, действующими по агентскому договору непосредственно по поручению или от лица заказчика. Их четыре – прямой договор перевозки с фактическим исполнителем, который имеет все необходимые ресурсы для его исполнения, и три вида договора с полным или частичным привлечением других фактических перевозчиков. При выполнении новых правил происходит обеление транспортного рынка в части уплаты налогов, прозрачность посреднических операций позволит заказчикам транспортных услуг избежать риски в части исчисления налога на прибыль и уплаты НДС.
- Какие могут быть последствия от применения новых правил? Грозит ли это остановкой деятельности некоторых транспортных компаний?
- Схемы, связанные с автомобильными грузоперевозками, наносят ущерб консолидированному бюджету Российской Федерации. Их следствием становится сокрытие таких налогов, как НДС, налог на прибыль, подоходный налог, ЕНВД и пр. Они несут убытки и государственным внебюджетным фондам из-за неуплаты страховых взносов. Как уже отмечалось, эти схемы порождают коммерческие риски для самой отрасли грузоперевозок и для их заказчиков. Объемы этого ущерба могут быть весьма значительны: по оценкам экспертов (в частности, Научно-исследовательского института автомобильного транспорта) в общем обороте рынка перевозок грузовым автотранспортом в России, превышающем 2,5 трлн руб., от 50 до 70% находится в теневом секторе.
Введение с 1 июля новых правил перевозки зерна не грозит остановкой деятельности для добросовестных перевозчиков и диспетчерских организаций. Наоборот, они получат равную конкурентную прозрачную среду, а их заказчики избавятся от налоговых рисков. Напомню, что добросовестные участники рынка автомобильных грузоперевозок в конце прошлого года выступили с инициативой реализации ФНС России проекта по обелению отрасли. Подписанты обращения выразили готовность к объединению усилий добросовестных участников рынка, нацеленных на увеличение объемов поступлений в бюджет Российской Федерации налоговых платежей, создание прозрачной конкурентной среды с равными принципами ценообразования.
- «Информационный ресурс со сведениями о налоговых разрывах» дает возможность участникам рынка АПК проверить контрагента на предмет его надежности и добросовестности и тем самым минимизировать налоговые риски при взаимодействии с бизнес-партнерами. Заключая сделку не с реальным перевозчиком, а с недобросовестным посредником, с фирмами-однодневками, вступая в многоступенчатые процессы перепродажи сельхозпродукции, сельхозтоваропроизводитель рискует тем, что налоговые органы могут не принять в его расходах транспортные услуги для исчисления налога на прибыль, есть и риск неподтверждения по таким услугам входящего вычета по НДС для него как заказчика, поскольку перевозчики в этих случаях не являются плательщиками НДС.
Ассоциация создала этот ресурс по запросам самих участников рынка, чтобы они могли самостоятельно использовать его для минимизации своих налоговых рисков.
- Этот инфоресурс является платным, в демоверсии можно сделать лишь три запроса, далее необходимо платить 10 тысяч рублей в месяц. Насколько нам известно, изначально публиковать сведения о разрывах планировалось на сайте ФНС. Отказалась ли служба от этой идеи и почему?
- Информресурс создан как ответ на запрос добросовестных участников АПК о создании в этом сегменте равных конкурентных условий. Это одна из мер пресечения возможности недобросовестному бизнесу получить преимущества за счет незаконной неуплаты налогов. Существование в равноправной конкурентной среде выгодно и самим участникам рынка, и государству.
Для отрасли это пилотный проект. В дальнейшем не исключается использование полученного в результате его реализации опыта в создании аналогичного ресурса на сайте ФНС России.
Управление ФНС информирует участников рынка о существовании такого ресурса. Ассоциация, администрирующая информационный ресурс, существует в форме НКО, а значит, не преследует коммерческих целей и лишь удовлетворяет требования добросовестных участников рынка, как и Федеральная налоговая служба в рамках своей компетенции.
Что касается действенности информресурса, то оно – не в административном поле, а в его общедоступности, гласности и прозрачности. Практика доказывает, что, как правило, налогоплательщики стремятся не допускать налоговых правонарушений, осознавая, что это станет публичной информацией. В результате проблемы, возникающие с несформированным источником, устраняются, как правило, до размещения контрагента в информационном ресурсе и до акта проверки с дополнительной нагрузкой в виде штрафов и последующего возбуждения уголовного дела.
- На сайте ассоциации размещены типовые формы договоров на транспортные услуги. Ранее в СМИ сообщалось, что с 1 июля начнут действовать новые правила перевозки зерна, исключающие субподряд или агентские схемы, поскольку «положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и соответственно подтверждаться первичными документами». Действительно ли при проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие неподтвержденные документами транспортные услуги, реализованные через субподряд?
- Это действительно так. Чтобы обезопасить добросовестных участников рынка АПК, ФНС России вместе с Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК и специалистами рынка АПК разработали конструкции договорных форм по перевозке и транспортно-экспедиционному обслуживанию. Договоры заключаются непосредственно с компаниями-перевозчиками или фирмами-посредниками, действующими по агентскому договору непосредственно по поручению или от лица заказчика. Их четыре – прямой договор перевозки с фактическим исполнителем, который имеет все необходимые ресурсы для его исполнения, и три вида договора с полным или частичным привлечением других фактических перевозчиков. При выполнении новых правил происходит обеление транспортного рынка в части уплаты налогов, прозрачность посреднических операций позволит заказчикам транспортных услуг избежать риски в части исчисления налога на прибыль и уплаты НДС.
- Какие могут быть последствия от применения новых правил? Грозит ли это остановкой деятельности некоторых транспортных компаний?
- Схемы, связанные с автомобильными грузоперевозками, наносят ущерб консолидированному бюджету Российской Федерации. Их следствием становится сокрытие таких налогов, как НДС, налог на прибыль, подоходный налог, ЕНВД и пр. Они несут убытки и государственным внебюджетным фондам из-за неуплаты страховых взносов. Как уже отмечалось, эти схемы порождают коммерческие риски для самой отрасли грузоперевозок и для их заказчиков. Объемы этого ущерба могут быть весьма значительны: по оценкам экспертов (в частности, Научно-исследовательского института автомобильного транспорта) в общем обороте рынка перевозок грузовым автотранспортом в России, превышающем 2,5 трлн руб., от 50 до 70% находится в теневом секторе.
Введение с 1 июля новых правил перевозки зерна не грозит остановкой деятельности для добросовестных перевозчиков и диспетчерских организаций. Наоборот, они получат равную конкурентную прозрачную среду, а их заказчики избавятся от налоговых рисков. Напомню, что добросовестные участники рынка автомобильных грузоперевозок в конце прошлого года выступили с инициативой реализации ФНС России проекта по обелению отрасли. Подписанты обращения выразили готовность к объединению усилий добросовестных участников рынка, нацеленных на увеличение объемов поступлений в бюджет Российской Федерации налоговых платежей, создание прозрачной конкурентной среды с равными принципами ценообразования.
Источник: https://agrobook.ru