Система льготного кредитования аграриев дает сбой
Система льготного кредитования аграриев дает сбой
Банки в одностороннем порядке повышают процентные ставки по кредитам сельхозпроизводителям
Национальная мясная ассоциация (НМА) обратилась к министру сельского хозяйства Александру Ткачеву с просьбой внести корректировки в правила предоставления субсидий банкам на возмещение им недополученных доходов по кредитам сельхозпроизводителям. Копия письма за подписью председателя исполнительного комитета НМА Сергея Юшина есть в распоряжении «Агроинвестора».
Ассоциация напоминает, что внести изменения в правила Минсельхозу поручил премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам поездки в Тамбовскую область 4 апреля 2017 года. Председатель правительства, в частности, распорядился повысить роль регионов в механизме льготного кредитования, распространить его на среднесрочные кредиты от одного года до трех лет в мясном и молочном скотоводстве, рассмотреть вопрос целесообразности увеличения максимального размера льготного краткосрочного кредита, а также исключить возможность изменения условий кредитования в одностороннем порядке уполномоченными банками. Минсельхоз подготовил корректировки, однако, как считает НМА, отдельные замечания Медведев не учел, а другие истолковал неверно, поэтому изменения требуют дополнительного анализа и пересмотра подходов.
Основная претензия отраслевой ассоциации к министерству заключается в том, что ведомство не запретило банкам в одностороннем порядке менять ставки по льготным кредитам. У кредитных организаций в случае нехватки бюджетных средств есть право увеличить ставку не более чем на 100% размера ключевой ставки ЦБ. НМА считает, что в этом случае существует риск отказа инвесторов от получения кредитов, ведь в любой момент уполномоченный банк сможет переложить риск неполучения субсидий на заемщика, что приведет к существенному ухудшению его финансового состояния вплоть до банкротства, говорится в письме. Отдельные сельхозпроизводители уже столкнулись с неожиданным повышением ставки со стороны банка, знает НМА.
Ассоциация настаивает на том, что уполномоченным банкам нужно запретить в одностороннем порядке изменять условия кредитования, в случае недостаточности бюджетных средств, но при этом предусмотреть механизм урегулирования задолженности между ними и Минсельхозом.
О подобных проблемах с получением льготного кредита знает и исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов. По его словам, эти случаи не единичны и касаются как инвестиционных, так и краткосрочных кредитов. «Были случаи, что по уже отобранным кредитам, когда подтверждалось наличие лимитов, потом вдруг приходили отказы. Но нам удавалось разрешить эти проблемы в ручном режиме», — говорит эксперт. Он признает, что ситуация с льготным кредитованием сейчас тяжелая — «денег нет, и нет давно». Лимиты госсредств для льготного кредитования крупных и средних заемщиков закончились еще в конце марта — начале апреля, говорит Белов. Поэтому сейчас желающим получить льготный кредит просто нет смысла обращаться за ним в уполномоченный банк. Белов добавляет, что дополнительные средства отрасль ждет в июне-июле.
Согласен с коллегами и президент Национального союза производителей плодов и овощей Сергей Королев. По его словам, сейчас сельхозпроизводители фактически оказались заложниками проблемы нехватки бюджетных средств: лимиты на льготное кредитование исчерпаны, и аграрии вынуждены либо соглашаться на кредит по коммерческой ставке, либо не кредитоваться вообще. По словам эксперта, союз предложил властям вернуться к старой системе — когда аграрии брали кредит по коммерческим ставкам, а государство позже компенсировало им часть процентов.
Нужны среднесрочные кредиты
Также НМА считает, что идея Минсельхоза устанавливать максимальный размер краткосрочного кредита (до одного года) на основании предложений властей конкретного региона выглядит нецелесообразной, ведь объемы кредитования определяются банками. Такая мера либо вообще не скажется на объемах кредитования, либо приведет к их снижению. НМА предлагает утверждать максимальный размер краткосрочных кредитов на основании потребности заемщика и возможностей банков. А для расширения полномочий регионов ассоциация советует разработать способы содействия заемщику в получении кредита со стороны госорганов. Например, это могут быть госгарантии, налоговые преференции или другие механизмы, которые мотивировали бы банки увеличивать объемы льготного кредитования и создавали бы конкуренцию между ними, в том числе за счет предложения более выгодной процентной ставки.
Кроме того, Минсельхоз по-прежнему не предусматривает среднесрочного кредитования. Между тем, эксперты НМА уверены, что для развития мясного скотоводства такие кредиты необходимы. Расширяя льготное кредитование в мясном и молочном скотоводстве до трех лет, можно существенно снять административную нагрузку компаний и Минсельхоза, которые по существующим правилам вынуждены ежегодно закрывать и возобновлять кредитные линии на обеспечение текущей деятельности. «Трехлетние льготные кредиты существенно повышают уверенность инвестора в целесообразности реализации долгосрочных проектов», — уверен Сергей Юшин.
Минсельхоз на запрос «Агроинвестора» не ответил. Между тем, на прошлой неделе в ходе селекторного совещания с регионами первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов сообщил, что ведомство учло все замечания, поступившие от заинтересованных лиц после введения нового механизма господдержки и подготовило проект изменений в существующий документ.
Ранее глава агроведомства Александр Ткачев говорил, что объемы льготных кредитов могут увеличиться во втором полугодии текущего года. «Безусловно [будет увеличение объемов льготного кредитования], мы надеемся на дополнительные ассигнования, на дополнительную поддержку из федерального бюджета во втором полугодии, и, конечно, прежде всего, эти деньги пойдут на льготное кредитование, на инвестиционное льготное кредитование и на поддержку объединенной региональной субсидии», — сказал Ткачев (цитата по РИА «Новости»).
Согласно материалам к проекту поправок в закон о федеральном бюджете на 2017 год, внесенному в Госдуму, на поддержку АПК могут добавить 9 млрд руб., в том числе 6,3 млрд руб. по статье «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Ранее Минсельхоз просил дополнительно выделить 9 млрд руб. на льготное краткосрочное кредитование и 10 млрд руб. — на инвестиционные льготные кредиты.
По данным Минсельхоза, на 10 мая остаток субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по планируемым к выдаче краткосрочным кредитам составлял около 3,6 млрд руб., из них 3 млрд руб. было предусмотрено для малых форм хозяйствования. На кредиты в растениеводстве оставалось 288,7 млн руб., в животноводстве — 63 млн руб., по направлению переработки сельхозпродукции — 121 млн руб. На кредиты в молочном и мясном скотоводстве оставалось 91,2 млн руб. и 10,8 млн руб. Остаток субсидий на льготные инвестиционные кредиты составлял 15,9 тыс. руб.
Источник: "Агроинвестор"
Национальная мясная ассоциация (НМА) обратилась к министру сельского хозяйства Александру Ткачеву с просьбой внести корректировки в правила предоставления субсидий банкам на возмещение им недополученных доходов по кредитам сельхозпроизводителям. Копия письма за подписью председателя исполнительного комитета НМА Сергея Юшина есть в распоряжении «Агроинвестора».
Ассоциация напоминает, что внести изменения в правила Минсельхозу поручил премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам поездки в Тамбовскую область 4 апреля 2017 года. Председатель правительства, в частности, распорядился повысить роль регионов в механизме льготного кредитования, распространить его на среднесрочные кредиты от одного года до трех лет в мясном и молочном скотоводстве, рассмотреть вопрос целесообразности увеличения максимального размера льготного краткосрочного кредита, а также исключить возможность изменения условий кредитования в одностороннем порядке уполномоченными банками. Минсельхоз подготовил корректировки, однако, как считает НМА, отдельные замечания Медведев не учел, а другие истолковал неверно, поэтому изменения требуют дополнительного анализа и пересмотра подходов.
Основная претензия отраслевой ассоциации к министерству заключается в том, что ведомство не запретило банкам в одностороннем порядке менять ставки по льготным кредитам. У кредитных организаций в случае нехватки бюджетных средств есть право увеличить ставку не более чем на 100% размера ключевой ставки ЦБ. НМА считает, что в этом случае существует риск отказа инвесторов от получения кредитов, ведь в любой момент уполномоченный банк сможет переложить риск неполучения субсидий на заемщика, что приведет к существенному ухудшению его финансового состояния вплоть до банкротства, говорится в письме. Отдельные сельхозпроизводители уже столкнулись с неожиданным повышением ставки со стороны банка, знает НМА.
Ассоциация настаивает на том, что уполномоченным банкам нужно запретить в одностороннем порядке изменять условия кредитования, в случае недостаточности бюджетных средств, но при этом предусмотреть механизм урегулирования задолженности между ними и Минсельхозом.
О подобных проблемах с получением льготного кредита знает и исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов. По его словам, эти случаи не единичны и касаются как инвестиционных, так и краткосрочных кредитов. «Были случаи, что по уже отобранным кредитам, когда подтверждалось наличие лимитов, потом вдруг приходили отказы. Но нам удавалось разрешить эти проблемы в ручном режиме», — говорит эксперт. Он признает, что ситуация с льготным кредитованием сейчас тяжелая — «денег нет, и нет давно». Лимиты госсредств для льготного кредитования крупных и средних заемщиков закончились еще в конце марта — начале апреля, говорит Белов. Поэтому сейчас желающим получить льготный кредит просто нет смысла обращаться за ним в уполномоченный банк. Белов добавляет, что дополнительные средства отрасль ждет в июне-июле.
Согласен с коллегами и президент Национального союза производителей плодов и овощей Сергей Королев. По его словам, сейчас сельхозпроизводители фактически оказались заложниками проблемы нехватки бюджетных средств: лимиты на льготное кредитование исчерпаны, и аграрии вынуждены либо соглашаться на кредит по коммерческой ставке, либо не кредитоваться вообще. По словам эксперта, союз предложил властям вернуться к старой системе — когда аграрии брали кредит по коммерческим ставкам, а государство позже компенсировало им часть процентов.
Нужны среднесрочные кредиты
Также НМА считает, что идея Минсельхоза устанавливать максимальный размер краткосрочного кредита (до одного года) на основании предложений властей конкретного региона выглядит нецелесообразной, ведь объемы кредитования определяются банками. Такая мера либо вообще не скажется на объемах кредитования, либо приведет к их снижению. НМА предлагает утверждать максимальный размер краткосрочных кредитов на основании потребности заемщика и возможностей банков. А для расширения полномочий регионов ассоциация советует разработать способы содействия заемщику в получении кредита со стороны госорганов. Например, это могут быть госгарантии, налоговые преференции или другие механизмы, которые мотивировали бы банки увеличивать объемы льготного кредитования и создавали бы конкуренцию между ними, в том числе за счет предложения более выгодной процентной ставки.
Кроме того, Минсельхоз по-прежнему не предусматривает среднесрочного кредитования. Между тем, эксперты НМА уверены, что для развития мясного скотоводства такие кредиты необходимы. Расширяя льготное кредитование в мясном и молочном скотоводстве до трех лет, можно существенно снять административную нагрузку компаний и Минсельхоза, которые по существующим правилам вынуждены ежегодно закрывать и возобновлять кредитные линии на обеспечение текущей деятельности. «Трехлетние льготные кредиты существенно повышают уверенность инвестора в целесообразности реализации долгосрочных проектов», — уверен Сергей Юшин.
Минсельхоз на запрос «Агроинвестора» не ответил. Между тем, на прошлой неделе в ходе селекторного совещания с регионами первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов сообщил, что ведомство учло все замечания, поступившие от заинтересованных лиц после введения нового механизма господдержки и подготовило проект изменений в существующий документ.
Ранее глава агроведомства Александр Ткачев говорил, что объемы льготных кредитов могут увеличиться во втором полугодии текущего года. «Безусловно [будет увеличение объемов льготного кредитования], мы надеемся на дополнительные ассигнования, на дополнительную поддержку из федерального бюджета во втором полугодии, и, конечно, прежде всего, эти деньги пойдут на льготное кредитование, на инвестиционное льготное кредитование и на поддержку объединенной региональной субсидии», — сказал Ткачев (цитата по РИА «Новости»).
Согласно материалам к проекту поправок в закон о федеральном бюджете на 2017 год, внесенному в Госдуму, на поддержку АПК могут добавить 9 млрд руб., в том числе 6,3 млрд руб. по статье «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Ранее Минсельхоз просил дополнительно выделить 9 млрд руб. на льготное краткосрочное кредитование и 10 млрд руб. — на инвестиционные льготные кредиты.
По данным Минсельхоза, на 10 мая остаток субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по планируемым к выдаче краткосрочным кредитам составлял около 3,6 млрд руб., из них 3 млрд руб. было предусмотрено для малых форм хозяйствования. На кредиты в растениеводстве оставалось 288,7 млн руб., в животноводстве — 63 млн руб., по направлению переработки сельхозпродукции — 121 млн руб. На кредиты в молочном и мясном скотоводстве оставалось 91,2 млн руб. и 10,8 млн руб. Остаток субсидий на льготные инвестиционные кредиты составлял 15,9 тыс. руб.
Источник: "Агроинвестор"
Источник: http://www.sovecon.ru