Эксперты: новый механизм льготного кредитования АПК не исключает коррупционной составляющей
Эксперты: новый механизм льготного кредитования АПК не исключает коррупционной составляющей
Новый механизм льготного кредитования АПК, введенный в этом году, не исключает коррупционной составляющей, сообщается в очередном выпуске мониторинга экономической ситуации, подготовленном экспертами Института Гайдара, РАНХиГС при президенте РФ, Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ.
Возможность коррупционной составляющей эксперты увидели в правилах предоставления субсидируемых кредитов в тех случаях, если лимита субсидий будет недостаточно для удовлетворения всех заявок.
"В случае положительного решения банка (о предоставлении субсидируемого кредита - ИФ) сельхозпроизводитель становится потенциальным заемщиком. Если выделенного банку лимита субсидий достаточно для удовлетворения заявок всех потенциальных заемщиков, то они получат кредиты под субсидируемые проценты, если же недостаточно, то банк выбирает, кому дать кредит под льготный процент, а кому - под обычный, - говорится в мониторинге. - Правилами предусмотрено, что Минсельхоз РФ должен установить порядок перевода из реестра потенциальных заемщиков в реестр заемщиков. Пока этот порядок не утвержден. Но исключить коррупционную составляющую вряд ли удастся. Избавиться от этого можно путем сохранения права на субсидии для всех потенциальных заемщиков".
Напомнив, что по новым правилам банк в случае исчерпания лимита субсидий может перевести заемщика с льготной ставки на обычную (льготный процент плюс ключевая ставка Банка РФ), эксперты обращают внимание на то, что в правилах не приведены детали этой процедуры. "Как будут выбираться договоры, для которых будет увеличиваться кредитная ставка, из правил неясно. Здесь тоже таятся возможности ущемления прав одних и сохранения субсидий для других, - констатируют они. - Решать эту проблему нужно путем введения гарантий выплат субсидий по договорам льготного кредитования, как это было по прежним правилам". Недостатком нового механизма эксперты называют и то, что он не ограничивает размер инвестиционных льготных кредитов на одного заемщика. "Размер субсидий на одно лицо целесообразно ограничить не только по краткосрочным кредитам, но и по инвестиционным, - считают они. - Отдельные собственники получают ежегодно многомиллиардные субсидии по инвестиционным кредитам, в то время как остальным достаются крохи. Равные условия для сельхозпроизводителей на рынке нарушаются, что противоречит российскому закону о конкуренции".
Вместе с тем "шагами вперед" нового механизма кредитования эксперты называют отмену регионального софинансирования, установление единой ставки субсидирования, упрощение механизма получения льготных кредитов. Они, в частности, отмечают, что старые правила льготного кредитования занимали 58 страниц, новые - 13. Как сообщалось, в этом году введен новый механизм льготного кредитования, в соответствии с которым средства из бюджета на субсидировании ставки направляются в банки, а аграрии получают кредиты по уже субсидированной ставке не более 5%. В этом году на субсидирование льготных кредитов, как краткосрочных, так и долгосрочных, выделено 21,3 млрд рублей, в том числе 11,2 млрд рублей - на краткосрочные.
Однако в отрасли появилась тревога, что выделенных средств не хватит для получения кредитов для нормального проведения весенней посевной кампании. Минсельхоз принимает дополнительные меры к исправлению ситуации. В частности, решено выделить дополнительно 3,8 млрд рублей на субсидирование коротких кредитов, доведя таким образом размер субсидий до 15 млрд рублей. По данным ведомства, исходя из заявок регионов, потребность в кредитах на проведение сезонных полевых работ в этом году составляет 700 млрд рублей, в том числе 300-320 млрд рублей - на весенний сев.
Как заявлял ранее "Интерфаксу" первый замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов, в этом году объем субсидированных кредитов на весенний сев сохранится на уровне прошлого года - 200 млрд рублей.
Источник: interfax.ru
Возможность коррупционной составляющей эксперты увидели в правилах предоставления субсидируемых кредитов в тех случаях, если лимита субсидий будет недостаточно для удовлетворения всех заявок.
"В случае положительного решения банка (о предоставлении субсидируемого кредита - ИФ) сельхозпроизводитель становится потенциальным заемщиком. Если выделенного банку лимита субсидий достаточно для удовлетворения заявок всех потенциальных заемщиков, то они получат кредиты под субсидируемые проценты, если же недостаточно, то банк выбирает, кому дать кредит под льготный процент, а кому - под обычный, - говорится в мониторинге. - Правилами предусмотрено, что Минсельхоз РФ должен установить порядок перевода из реестра потенциальных заемщиков в реестр заемщиков. Пока этот порядок не утвержден. Но исключить коррупционную составляющую вряд ли удастся. Избавиться от этого можно путем сохранения права на субсидии для всех потенциальных заемщиков".
Напомнив, что по новым правилам банк в случае исчерпания лимита субсидий может перевести заемщика с льготной ставки на обычную (льготный процент плюс ключевая ставка Банка РФ), эксперты обращают внимание на то, что в правилах не приведены детали этой процедуры. "Как будут выбираться договоры, для которых будет увеличиваться кредитная ставка, из правил неясно. Здесь тоже таятся возможности ущемления прав одних и сохранения субсидий для других, - констатируют они. - Решать эту проблему нужно путем введения гарантий выплат субсидий по договорам льготного кредитования, как это было по прежним правилам". Недостатком нового механизма эксперты называют и то, что он не ограничивает размер инвестиционных льготных кредитов на одного заемщика. "Размер субсидий на одно лицо целесообразно ограничить не только по краткосрочным кредитам, но и по инвестиционным, - считают они. - Отдельные собственники получают ежегодно многомиллиардные субсидии по инвестиционным кредитам, в то время как остальным достаются крохи. Равные условия для сельхозпроизводителей на рынке нарушаются, что противоречит российскому закону о конкуренции".
Вместе с тем "шагами вперед" нового механизма кредитования эксперты называют отмену регионального софинансирования, установление единой ставки субсидирования, упрощение механизма получения льготных кредитов. Они, в частности, отмечают, что старые правила льготного кредитования занимали 58 страниц, новые - 13. Как сообщалось, в этом году введен новый механизм льготного кредитования, в соответствии с которым средства из бюджета на субсидировании ставки направляются в банки, а аграрии получают кредиты по уже субсидированной ставке не более 5%. В этом году на субсидирование льготных кредитов, как краткосрочных, так и долгосрочных, выделено 21,3 млрд рублей, в том числе 11,2 млрд рублей - на краткосрочные.
Однако в отрасли появилась тревога, что выделенных средств не хватит для получения кредитов для нормального проведения весенней посевной кампании. Минсельхоз принимает дополнительные меры к исправлению ситуации. В частности, решено выделить дополнительно 3,8 млрд рублей на субсидирование коротких кредитов, доведя таким образом размер субсидий до 15 млрд рублей. По данным ведомства, исходя из заявок регионов, потребность в кредитах на проведение сезонных полевых работ в этом году составляет 700 млрд рублей, в том числе 300-320 млрд рублей - на весенний сев.
Как заявлял ранее "Интерфаксу" первый замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов, в этом году объем субсидированных кредитов на весенний сев сохранится на уровне прошлого года - 200 млрд рублей.
Источник: interfax.ru
Источник: http://pticainfo.ru