Финансирование сельского хозяйства номинально останется прежним
Финансирование сельского хозяйства номинально останется прежним
На вчерашнем бюджетном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева — оно было посвящено финансированию АПК в 2017-2019 годах — принято компромиссное решение по объемам расходов на развитие отрасли. В проект бюджета на 2017 год на сельское хозяйство будет заложено 214 млрд руб., притом что Минсельхоз рассчитывал на увеличение этой суммы как минимум на 32,5 млрд руб., а Минфин настаивал на потолке в 204 млрд руб.
В материалах Минсельхоза (есть у "Ъ") бюджетный расклад до начала вчерашнего совещания описывался так: паспорт госпрограммы развития АПК на 2017-2019 годы предусматривал ее финансирование в 300 млрд, 324 млрд и 338 млрд руб. соответственно. Минфин, в свою очередь, называл предельными суммы в 1,5 раза меньшие — 204 млрд руб. в 2017 году, 198 млрд руб. в 2018-м и 194 млрд руб. в 2019 году. При этом сокращение бюджетных расходов должно быть нарастающим: в 2016 году объем финансирования госпрограммы уже был сокращен с паспортных 258 млрд до 237 млрд руб., а в результате последующей оптимизации бюджетных расходов — до зафиксированных законом о бюджете 213,6 млрд руб.
К совещанию Минсельхоз подготовил перечень первоочередных расходов, исходя из предложенных Минфином ограничений. Среди них оказались программа мелиорации, борьба с эпизоотиями, запуск льготного кредитования аграриев и стимулирование инвестиций в АПК. При этом на последнее направление у ведомства оставалось лишь 11,5 млрд руб., что гарантирует острую конкуренцию между получателями такой поддержки, государство покрывает в таких проектах 20% затрат на строительство, а очереди на рассмотрение ждут 145 инвестпроектов: 95 молочных комплексов на 30 млрд руб.,15 овощехранилищ на 1,4 млрд руб., 7 тепличных комплексов на 4,1 млрд руб. и 16 селекционных центров на 5,5 млрд руб.
В этой связи Минсельхоз запросил у Белого дома расширения бюджета — в документах ведомства минимальный его объем составляет 32,5 млрд руб., а "оптимальный" — 50,8 млрд руб. Эти средства министерство готово было направить на гранты фермерам (10 млрд руб.), субсидирование части ставки по инвесткредитам (5 млрд руб.), расширение льготного кредитования (10 млрд руб.) и программы мелиорации (на 2,5 млрд руб.), а в "оптимальном" сценарии — дополнительно поддержать Россельхозбанк, "Росагролизинг" и производство сельхозтехники.
В обоснование допрасходов глава аграрного ведомства констатировал: ограничение в 204 млрд руб. в 2017 году вызовет сокращение поддержки краткосрочного кредитования в 1,3 раза (в 2016 году она уже сократилась в 3,6 раза), объем таких кредитов составит 100 млрд руб. при ежегодной потребности в 800 млрд руб., в перспективе, по оценкам ведомства, это сократит поголовье на 460 тыс. голов в молочном скотоводстве и на 200 тыс.— в мясном и вызовет недопроизводство 2,76 млн тонн молока и 90 тыс. тонн мяса в живом весе. По расчетам Минсельхоза, сокращение поддержки льготного кредитования выльется в двукратный рост нагрузки на плательщиков таких кредитов, а отказ от докапитализации Россельхозбанка "поставит под угрозу" выдачу новых займов. Отсутствие поддержки производителей сельхозтехники вызовет снижение обеспеченности ею — 10 млрд руб. нужны Минсельхозу для консервации нынешнего уровня.
Также Минсельхоз отмечает, что отказ от дополнительного финансирования АПК вызовет "снижение экспортного потенциала" его продукции и "невыполнение поручений президента и правительства по стимулированию экспорта", при этом министерство отмечает, что, несмотря на стабилизацию экспорта АПК в деньгах в последние два года ($16,2 млрд), в объемах поставки растут: зерновых — в 1,6 раза, мяса птицы — в 1,4 раза, свинины — в восемь раз. Недофинансирование угрожает и импортозамещению: в ведомстве прогнозируют "рост импорта молочной продукции, говядины и свежих овощей" и потерю ниши на мировом рынке мяса птицы и свинины.
Судя по реакции главы правительства, самые мрачные опасения Минсельхоза Белый дом разделяет на треть: по итогам вчерашнего совещания Дмитрий Медведев согласился повысить "потолок" сельхозрасходов, определенный Минфином, лишь на 10 млрд руб., до уровня 2016 года (214 млрд руб.), что де-факто означает его сокращение в реальном выражении. При этом премьер-министр отдельно отметил целевое назначение дополнительных денег: они должны быть направлены на льготное кредитование аграриев. "Льготная ставка по кредитам аграриям в 5% должна заработать к 2017 году",— сказал премьер, потребовав включить этот пункт в бюджетные планы министерства.
Отметим, льготная ставка по кредитам сама по себе ориентирована на фронтальный рост и помогает в основном предприятиям, не выдерживающим конкуренции, то есть заведомо не имеющим экспортного потенциала. Экспорту обычно эффективнее помогает конкурсная поддержка проектов — при всех ее негативных последствиях.
В самом ведомстве призвали не воспринимать решение правительства как увеличение финансирования. Минсельхоз уже "готовит для внесения в правительство бюджетные проектировки, исходя из суммы 214 млрд руб.", для этого потребуется перераспределить средства между 54 направлениями субсидий, и эта работа может быть сделана "достаточно быстро", заявил представитель ведомства.
Автор: Олег Сапожков
Источник: http://www.kommersant.ru/
В материалах Минсельхоза (есть у "Ъ") бюджетный расклад до начала вчерашнего совещания описывался так: паспорт госпрограммы развития АПК на 2017-2019 годы предусматривал ее финансирование в 300 млрд, 324 млрд и 338 млрд руб. соответственно. Минфин, в свою очередь, называл предельными суммы в 1,5 раза меньшие — 204 млрд руб. в 2017 году, 198 млрд руб. в 2018-м и 194 млрд руб. в 2019 году. При этом сокращение бюджетных расходов должно быть нарастающим: в 2016 году объем финансирования госпрограммы уже был сокращен с паспортных 258 млрд до 237 млрд руб., а в результате последующей оптимизации бюджетных расходов — до зафиксированных законом о бюджете 213,6 млрд руб.
К совещанию Минсельхоз подготовил перечень первоочередных расходов, исходя из предложенных Минфином ограничений. Среди них оказались программа мелиорации, борьба с эпизоотиями, запуск льготного кредитования аграриев и стимулирование инвестиций в АПК. При этом на последнее направление у ведомства оставалось лишь 11,5 млрд руб., что гарантирует острую конкуренцию между получателями такой поддержки, государство покрывает в таких проектах 20% затрат на строительство, а очереди на рассмотрение ждут 145 инвестпроектов: 95 молочных комплексов на 30 млрд руб.,15 овощехранилищ на 1,4 млрд руб., 7 тепличных комплексов на 4,1 млрд руб. и 16 селекционных центров на 5,5 млрд руб.
В этой связи Минсельхоз запросил у Белого дома расширения бюджета — в документах ведомства минимальный его объем составляет 32,5 млрд руб., а "оптимальный" — 50,8 млрд руб. Эти средства министерство готово было направить на гранты фермерам (10 млрд руб.), субсидирование части ставки по инвесткредитам (5 млрд руб.), расширение льготного кредитования (10 млрд руб.) и программы мелиорации (на 2,5 млрд руб.), а в "оптимальном" сценарии — дополнительно поддержать Россельхозбанк, "Росагролизинг" и производство сельхозтехники.
В обоснование допрасходов глава аграрного ведомства констатировал: ограничение в 204 млрд руб. в 2017 году вызовет сокращение поддержки краткосрочного кредитования в 1,3 раза (в 2016 году она уже сократилась в 3,6 раза), объем таких кредитов составит 100 млрд руб. при ежегодной потребности в 800 млрд руб., в перспективе, по оценкам ведомства, это сократит поголовье на 460 тыс. голов в молочном скотоводстве и на 200 тыс.— в мясном и вызовет недопроизводство 2,76 млн тонн молока и 90 тыс. тонн мяса в живом весе. По расчетам Минсельхоза, сокращение поддержки льготного кредитования выльется в двукратный рост нагрузки на плательщиков таких кредитов, а отказ от докапитализации Россельхозбанка "поставит под угрозу" выдачу новых займов. Отсутствие поддержки производителей сельхозтехники вызовет снижение обеспеченности ею — 10 млрд руб. нужны Минсельхозу для консервации нынешнего уровня.
Также Минсельхоз отмечает, что отказ от дополнительного финансирования АПК вызовет "снижение экспортного потенциала" его продукции и "невыполнение поручений президента и правительства по стимулированию экспорта", при этом министерство отмечает, что, несмотря на стабилизацию экспорта АПК в деньгах в последние два года ($16,2 млрд), в объемах поставки растут: зерновых — в 1,6 раза, мяса птицы — в 1,4 раза, свинины — в восемь раз. Недофинансирование угрожает и импортозамещению: в ведомстве прогнозируют "рост импорта молочной продукции, говядины и свежих овощей" и потерю ниши на мировом рынке мяса птицы и свинины.
Судя по реакции главы правительства, самые мрачные опасения Минсельхоза Белый дом разделяет на треть: по итогам вчерашнего совещания Дмитрий Медведев согласился повысить "потолок" сельхозрасходов, определенный Минфином, лишь на 10 млрд руб., до уровня 2016 года (214 млрд руб.), что де-факто означает его сокращение в реальном выражении. При этом премьер-министр отдельно отметил целевое назначение дополнительных денег: они должны быть направлены на льготное кредитование аграриев. "Льготная ставка по кредитам аграриям в 5% должна заработать к 2017 году",— сказал премьер, потребовав включить этот пункт в бюджетные планы министерства.
Отметим, льготная ставка по кредитам сама по себе ориентирована на фронтальный рост и помогает в основном предприятиям, не выдерживающим конкуренции, то есть заведомо не имеющим экспортного потенциала. Экспорту обычно эффективнее помогает конкурсная поддержка проектов — при всех ее негативных последствиях.
В самом ведомстве призвали не воспринимать решение правительства как увеличение финансирования. Минсельхоз уже "готовит для внесения в правительство бюджетные проектировки, исходя из суммы 214 млрд руб.", для этого потребуется перераспределить средства между 54 направлениями субсидий, и эта работа может быть сделана "достаточно быстро", заявил представитель ведомства.
Автор: Олег Сапожков
Источник: http://www.kommersant.ru/
Источник: http://www.myaso-portal.ru