Произошли три важных изменения в банкротстве бизнеса
Произошли три важных изменения в банкротстве бизнеса
Сельхозпредприятия теперь могут забыть обо всех долгах до 3 млн рублей
Это меняет весь ландшафт работы с долгами и должниками. Как именно, рассказал арбитражный управляющий Игорь Вышегородцев в спецпроекте «Колонка эксперта «Абирега».
Первое. Принят закон о повышении минимальной суммы долга, которая позволяет инициировать процедуру банкротства юридических лиц, – с 300 тыс. рублей до 2 млн рублей. Это значит, что все долги до 2 млн рублей теперь можно выкинуть в урну. По крайней мере, коллекторы и профессиональные игроки долгового рынка, с которыми я общался, сказали, что их интерес к долгам меньше 2 млн испарился.
Если раньше был хороший метод давления на должника (мы говорим о юридических лицах): подал иск о банкротстве – и должник его быстро до суда гасил. Ведь, имея имущество на миллионы рублей, свалиться в банкротство из-за 300 тыс. никто не хотел, то теперь всё иначе. Теперь нужно просудить долг в 2 млн, чтобы угрожать банкротством должнику. Это очень хорошо для должников и очень плохо для кредиторов.
Был такой финт ушами. Если подают на банкротство, то нужно было погасить долг до суммы меньше, чем 300 тыс. И тогда суд не мог начать процедуру банкротства. Ведь только при долге в 300 тыс. и больше можно было начать банкротство. Теперь же, имея долг, допустим, в 3 млн, достаточно отдать кредитору 1 млн и один рубль. И перестать отвечать на его телефонные звонки и досудебные угрозы в письменном виде.
Также изменился размер минимальной суммы долга для банкротства стратегических предприятий и субъектов естественных монополий – с 1 млн до 3 млн рублей.
Сельхозпредприятия теперь могут спокойно забыть (или – забить) обо всех долгах до 3 млн рублей.
Конечно, на фоне минимального долга для банкротства физических лиц в размере 500 тыс. рублей подавать на банкротство юридического лица за долг в 300 тыс. выглядело несколько несоразмерно. И, может быть, это подарок государства для предпринимателей.
Второе важное изменение в мире банкротства – это выбор арбитражного управляющего. Теперь там, где мажоритарный кредитор – налоговая служба, выбор управляющего будет зависеть от количества набранных им баллов за свои прошлые заслуги. За выплаченные или невыплаченные деньги кредиторам будут начислять или снимать баллы. За нарушения будут снимать баллы. За дисквалификацию и убытки будут снимать баллы. Только за убийство управляющего баллы не будут снимать или начислять. Такая балльная система в будущем должна будет распространяться на выбор всеми кредиторами, не только налоговой службой, любых управляющих на каждую процедуру банкротства. Это должно, по замыслу законодателя, устранить влияние договоренности между кредитором и управляющим.
Это, конечно, смешно. Неважно, кого из арбитражных управляющих, как и куда назначат. Если кредитор захочет, а управляющий не откажется дать взятку, то количество баллов никак не повлияет на лояльность арбитражного управляющего в отношении конкретного кредитора или покупателя имущества банкрота. Это зависит только от порядочности самого арбитражного управляющего. Ну и, кроме того, сейчас очень жесткий контроль за деятельностью управляющих. Контроль со стороны кредиторов, со стороны Росреестра, со стороны прокуратуры, со стороны саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Отчетность арбитражного управляющего очень подробная и открытая для любого кредитора. Никаких серьезных нарушений управляющий не может сделать. Иначе или сразу дисквалифицируют – в худшем случае, – или отстранят от управления предприятием-банкротом. Это чуть мягче наказание. Или привлекут к убыткам – отнимут заработанные деньги.
Третье очень значительное изменение – это появление госпошлины за обособленные споры в банкротстве. Сумма госпошлины выросла с нуля до 200 тыс. рублей. Это, кстати, косвенное признание размера реальной инфляции. Теперь, чтобы арбитражному управляющему подать иск о субсидиарной ответственности на директора предприятия-банкрота, нужно заплатить 200 тыс. рублей.
Так как у предприятия-банкрота зачастую нет денег на счету (пока не продано имущество), то платить эти 200 тыс. должен арбитражный управляющий из своего кармана. Пять таких исков – это миллион рублей. Работать управляющий может на 10 предприятиях.
Теоретически арбитражный управляющий должен будет заплатить только госпошлины до 10 млн рублей в год, а может, и в месяц из своих денег. Хочу напомнить, что размер вознаграждения арбитражных управляющих составляет 30 тыс. рублей в месяц. Выплачивается оно, после того как на предприятии-банкроте появятся деньги. Это происходит после реализации имущества (если оно есть) предприятия-банкрота. Обычно это через год или два работы. Индексации вознаграждения арбитражных управляющих нет уже много лет. Много – это больше чем 10. Даже минимальный размер оплаты труда и пенсии повышают регулярно. Но кого интересует повышение вознаграждения арбитражных управляющих, если и налоговая, и суд, и прокуратура считает, что арбитражные управляющие зарабатывают, как в анекдоте про милиционера. Дали пистолет – и крутись как хочешь.
Это меняет весь ландшафт работы с долгами и должниками. Как именно, рассказал арбитражный управляющий Игорь Вышегородцев в спецпроекте «Колонка эксперта «Абирега».
Первое. Принят закон о повышении минимальной суммы долга, которая позволяет инициировать процедуру банкротства юридических лиц, – с 300 тыс. рублей до 2 млн рублей. Это значит, что все долги до 2 млн рублей теперь можно выкинуть в урну. По крайней мере, коллекторы и профессиональные игроки долгового рынка, с которыми я общался, сказали, что их интерес к долгам меньше 2 млн испарился.
Если раньше был хороший метод давления на должника (мы говорим о юридических лицах): подал иск о банкротстве – и должник его быстро до суда гасил. Ведь, имея имущество на миллионы рублей, свалиться в банкротство из-за 300 тыс. никто не хотел, то теперь всё иначе. Теперь нужно просудить долг в 2 млн, чтобы угрожать банкротством должнику. Это очень хорошо для должников и очень плохо для кредиторов.
Был такой финт ушами. Если подают на банкротство, то нужно было погасить долг до суммы меньше, чем 300 тыс. И тогда суд не мог начать процедуру банкротства. Ведь только при долге в 300 тыс. и больше можно было начать банкротство. Теперь же, имея долг, допустим, в 3 млн, достаточно отдать кредитору 1 млн и один рубль. И перестать отвечать на его телефонные звонки и досудебные угрозы в письменном виде.
Также изменился размер минимальной суммы долга для банкротства стратегических предприятий и субъектов естественных монополий – с 1 млн до 3 млн рублей.
Сельхозпредприятия теперь могут спокойно забыть (или – забить) обо всех долгах до 3 млн рублей.
Конечно, на фоне минимального долга для банкротства физических лиц в размере 500 тыс. рублей подавать на банкротство юридического лица за долг в 300 тыс. выглядело несколько несоразмерно. И, может быть, это подарок государства для предпринимателей.
Второе важное изменение в мире банкротства – это выбор арбитражного управляющего. Теперь там, где мажоритарный кредитор – налоговая служба, выбор управляющего будет зависеть от количества набранных им баллов за свои прошлые заслуги. За выплаченные или невыплаченные деньги кредиторам будут начислять или снимать баллы. За нарушения будут снимать баллы. За дисквалификацию и убытки будут снимать баллы. Только за убийство управляющего баллы не будут снимать или начислять. Такая балльная система в будущем должна будет распространяться на выбор всеми кредиторами, не только налоговой службой, любых управляющих на каждую процедуру банкротства. Это должно, по замыслу законодателя, устранить влияние договоренности между кредитором и управляющим.
Это, конечно, смешно. Неважно, кого из арбитражных управляющих, как и куда назначат. Если кредитор захочет, а управляющий не откажется дать взятку, то количество баллов никак не повлияет на лояльность арбитражного управляющего в отношении конкретного кредитора или покупателя имущества банкрота. Это зависит только от порядочности самого арбитражного управляющего. Ну и, кроме того, сейчас очень жесткий контроль за деятельностью управляющих. Контроль со стороны кредиторов, со стороны Росреестра, со стороны прокуратуры, со стороны саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Отчетность арбитражного управляющего очень подробная и открытая для любого кредитора. Никаких серьезных нарушений управляющий не может сделать. Иначе или сразу дисквалифицируют – в худшем случае, – или отстранят от управления предприятием-банкротом. Это чуть мягче наказание. Или привлекут к убыткам – отнимут заработанные деньги.
Третье очень значительное изменение – это появление госпошлины за обособленные споры в банкротстве. Сумма госпошлины выросла с нуля до 200 тыс. рублей. Это, кстати, косвенное признание размера реальной инфляции. Теперь, чтобы арбитражному управляющему подать иск о субсидиарной ответственности на директора предприятия-банкрота, нужно заплатить 200 тыс. рублей.
Так как у предприятия-банкрота зачастую нет денег на счету (пока не продано имущество), то платить эти 200 тыс. должен арбитражный управляющий из своего кармана. Пять таких исков – это миллион рублей. Работать управляющий может на 10 предприятиях.
Теоретически арбитражный управляющий должен будет заплатить только госпошлины до 10 млн рублей в год, а может, и в месяц из своих денег. Хочу напомнить, что размер вознаграждения арбитражных управляющих составляет 30 тыс. рублей в месяц. Выплачивается оно, после того как на предприятии-банкроте появятся деньги. Это происходит после реализации имущества (если оно есть) предприятия-банкрота. Обычно это через год или два работы. Индексации вознаграждения арбитражных управляющих нет уже много лет. Много – это больше чем 10. Даже минимальный размер оплаты труда и пенсии повышают регулярно. Но кого интересует повышение вознаграждения арбитражных управляющих, если и налоговая, и суд, и прокуратура считает, что арбитражные управляющие зарабатывают, как в анекдоте про милиционера. Дали пистолет – и крутись как хочешь.
Источник: http://zerno.avs.ru/