Борьба за каждое зёрнышко.
Борьба за каждое зёрнышко.
Борьба за каждое зёрнышко: экспортёры наращивают портовые мощности, но будет ли чем их загрузить
О планах в 2,5 раза увеличить мощность портового терминала в Ростове-на-Дону заявил на транспортном форуме в Москве гендиректор УК «Астон» Вадим Викулов. Компания инвестирует в этот проект миллиард рублей. До 2022 года построят три причала, на новой площадке смогут хранить 112 тысяч тонн сельхозпродукции и за год отгружать до 2,5 млн тонн.
Суммарная мощность трёх терминалов «Астона» составит 5 млн тонн в год.
Этот проект – продолжение логистического проекта «Астона», задача которого соединить устьевые порты с глубоководными рейдами порта «Кавказ». В 2017 году компания получила три плавучих терминала, которые позволяют проводить перевалку на рейде. А в конце июля приобрела два причала и земельные участки обанкротившегося ООО «Торговый порт» в промзоне на ул. Заречной.
Как рассказал Вадим Викулов на брифинге в Москве, перед ними стоит задача синхронизировать отгрузки из ростовских портов с возможностями «Кавказа»: «Чтобы расширить «бутылочное горлышко» нашего российского экспорта сельхозпродукции, чтобы не было очередей, чтобы крестьяне могли продавать свой урожай тогда, когда они хотят, чтобы не было “давления” урожая».
В апреле-мае следующего года «Астон» получит из Китая два современных сухогруза класса река-море дедвейтом 8 000 тонн, это максимально возможный размер для захода в донские порты. С правительством региона обсуждаются перспективы углубления русла реки.
Как заверил губернатор Василий Голубев, правительство региона заинтересовано в увеличении экспортных поставок, к концу 2024 года экспорт сельхозпродукции должен вырасти на 42,5% (до 7,7 млрд долларов в денежном выражении).
Ростовская область традиционно входит в число лидеров по объёмам экспорта, в том числе сельскохозяйственной продукции. Отгрузки зерна, маслосемян подсолнечника традиционно идут не только через порты Ростова, но и Азова, Таганрога. В этом году стало известно о строительстве нового универсального перегрузочного комплекса в Таганроге.
Компания «Морской зерновой терминал» инвестирует в проект 680 млн рублей. Комплекс появится в районе Северного защитного мола, он будет включать два причала. Грузооборот порта вырастет на 300 тыс. тонн в год. Также в октябре текущего года ООО «Азовский морской терминал» сообщило о намерении построить новый зерновой комплекс в морском порту Азов. На это будет потрачено 2,6 млрд рублей, объём перевалки составит 2 млн тонн в год.
По мнению руководителя комитета по АПК РОО «Опора России» Михаила Марышева, все проекты стратегически важны как для самих экспортёров, так и для сельхозтоваропроизводителей Ростовской области и соседних регионов.
– Но очень важно загрузить операционной деятельностью действующие мощности и всю инфраструктуру в целом. Рынок сельхозпродукции постоянно меняет свои экспортные темпы, объёмы, цены, так как является ситуационным. Сейчас буквально за каждое зёрнышко идёт живое сражение на рынке со стороны экспортёров. Кто победит в этой борьбе, будет зависеть от гибкости менеджмента самих компаний, – считает Михаил Марышев.
Нивелировать эффект «бутылочного горлышка», по его мнению, задача вполне выполнимая. Но для её решения важно позаботиться не только о модернизации терминалов, важно сформировать припортовою инфраструктуру, а она, к сожалению, не развита.
– Сейчас порядка 70% автомобильных перевозок сельхозпродукции осуществляются с перегрузом, если этого не допускать, то возможен транспортный коллапс независимо от уровня модернизации терминалов, – считает представитель общественной организации.
По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, модернизация терминалов на малой воде своевременна и для рынка это будет иметь положительный эффект. Но проблема дефицита мощностей сейчас больше актуальна для глубоководных портов.
– Дефицита мощностей на малой воде нет, но есть на большой, – отметил эксперт. – Для нормального ценообразования портовой инфраструктуре требуется запас мощностей по перевалке в 30-40%. У нас общий суммарный объём перевалочных мощностей 60 млн т, а экспортируем в этом сезоне порядка 47 млн т. Запас 13 млн т практически весь приходится на малую воду, а на большой он около 10%. Это плохо влияет на рынок, потому что держатся чрезвычайно высокие ставки на перевалку: сегодня в Новороссийске тариф 23 доллара за тонну, Руан переваливает за 9 евро, Мексиканский залив – по 10-12 долларов. Это снижает конкурентоспособность нашего зерна, высокая ставка компенсируется из закупочной цены на сельхозпродукцию, то есть, грубо говоря, вынимается из кармана сельхозпроизводителей.
Модернизация глубоководных портов тоже идёт. На днях ВТБ и ЭФКО анонсировали строительство нового порта в Тамани, рассчитанного на перевалку 12,5 млн тонн зерна и 3 млн тонн масла.
Гендиректор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов в интервью журналу «Агроинвестор» усомнился в том, что эти мощности будут загружены. «С учётом других подобных проектов и сильного падения ставок на перевалку, на мой взгляд, это избыточно», – сказал он. Мощности по перевалке масла тоже могут остаться недозагруженными. Сдерживающим фактором выступает нехватка маслосемян.
О снижении темпов экспорта беспокоятся в Ростовской области: экспортёрам нечего отгружать. Виной тому привычка аграриев придерживать урожай до весны в ожидании лучших цен. Об этом говорили на селекторном совещании в правительстве региона («Продавать ли урожай? Вопросов нет!», «Крестьянин» № 47).
– Не нужно раздувать из этого проблему, – считает Аркадий Злочевский. – От этой ситуации крестьянин только выиграет. Сложилась нетипичная ситуация, обусловленная отсутствием экспортного паритета. Экспортёры были вынуждены поменять парадигму поведения на мировом рынке. Обычно мы занимаем все ниши в первой половине сезона, когда внутренние закупочные цены падают, а во второй половине мы неактивны, отдаём рынки конкурентам. Сейчас, наоборот, на «полную катушку» экспорта мы выйдем к весне. Но это на руку всем.
Во-первых, у нас не было подавления внутреннего ценообразования в начале сезона, а риск падения внутренних цен в дальнейшем, скорее всего, будет компенсирован ростом мировых цен. Этот процесс уже идёт, и именно благодаря нашей неактивности. Если бы мы сейчас активно отгружали, цены бы не росли. А так, Россия выиграла последний тендер в Саудовской Аравии по ячменю, по пшенице – в Египте. Значит, можно сказать, в глобальном смысле крестьяне, придерживая зерно, выиграли, даже если весной внутренние цены опустятся или просто не поднимутся: ведь они поддержали мировой рынок.
Статья опубликована в газете "Крестьянин" № 48 от 27.11.2019 под заголовком: «Борьба за каждое зёрнышко»
О планах в 2,5 раза увеличить мощность портового терминала в Ростове-на-Дону заявил на транспортном форуме в Москве гендиректор УК «Астон» Вадим Викулов. Компания инвестирует в этот проект миллиард рублей. До 2022 года построят три причала, на новой площадке смогут хранить 112 тысяч тонн сельхозпродукции и за год отгружать до 2,5 млн тонн.
Суммарная мощность трёх терминалов «Астона» составит 5 млн тонн в год.
Этот проект – продолжение логистического проекта «Астона», задача которого соединить устьевые порты с глубоководными рейдами порта «Кавказ». В 2017 году компания получила три плавучих терминала, которые позволяют проводить перевалку на рейде. А в конце июля приобрела два причала и земельные участки обанкротившегося ООО «Торговый порт» в промзоне на ул. Заречной.
Как рассказал Вадим Викулов на брифинге в Москве, перед ними стоит задача синхронизировать отгрузки из ростовских портов с возможностями «Кавказа»: «Чтобы расширить «бутылочное горлышко» нашего российского экспорта сельхозпродукции, чтобы не было очередей, чтобы крестьяне могли продавать свой урожай тогда, когда они хотят, чтобы не было “давления” урожая».
В апреле-мае следующего года «Астон» получит из Китая два современных сухогруза класса река-море дедвейтом 8 000 тонн, это максимально возможный размер для захода в донские порты. С правительством региона обсуждаются перспективы углубления русла реки.
Как заверил губернатор Василий Голубев, правительство региона заинтересовано в увеличении экспортных поставок, к концу 2024 года экспорт сельхозпродукции должен вырасти на 42,5% (до 7,7 млрд долларов в денежном выражении).
Ростовская область традиционно входит в число лидеров по объёмам экспорта, в том числе сельскохозяйственной продукции. Отгрузки зерна, маслосемян подсолнечника традиционно идут не только через порты Ростова, но и Азова, Таганрога. В этом году стало известно о строительстве нового универсального перегрузочного комплекса в Таганроге.
Компания «Морской зерновой терминал» инвестирует в проект 680 млн рублей. Комплекс появится в районе Северного защитного мола, он будет включать два причала. Грузооборот порта вырастет на 300 тыс. тонн в год. Также в октябре текущего года ООО «Азовский морской терминал» сообщило о намерении построить новый зерновой комплекс в морском порту Азов. На это будет потрачено 2,6 млрд рублей, объём перевалки составит 2 млн тонн в год.
По мнению руководителя комитета по АПК РОО «Опора России» Михаила Марышева, все проекты стратегически важны как для самих экспортёров, так и для сельхозтоваропроизводителей Ростовской области и соседних регионов.
– Но очень важно загрузить операционной деятельностью действующие мощности и всю инфраструктуру в целом. Рынок сельхозпродукции постоянно меняет свои экспортные темпы, объёмы, цены, так как является ситуационным. Сейчас буквально за каждое зёрнышко идёт живое сражение на рынке со стороны экспортёров. Кто победит в этой борьбе, будет зависеть от гибкости менеджмента самих компаний, – считает Михаил Марышев.
Нивелировать эффект «бутылочного горлышка», по его мнению, задача вполне выполнимая. Но для её решения важно позаботиться не только о модернизации терминалов, важно сформировать припортовою инфраструктуру, а она, к сожалению, не развита.
– Сейчас порядка 70% автомобильных перевозок сельхозпродукции осуществляются с перегрузом, если этого не допускать, то возможен транспортный коллапс независимо от уровня модернизации терминалов, – считает представитель общественной организации.
По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, модернизация терминалов на малой воде своевременна и для рынка это будет иметь положительный эффект. Но проблема дефицита мощностей сейчас больше актуальна для глубоководных портов.
– Дефицита мощностей на малой воде нет, но есть на большой, – отметил эксперт. – Для нормального ценообразования портовой инфраструктуре требуется запас мощностей по перевалке в 30-40%. У нас общий суммарный объём перевалочных мощностей 60 млн т, а экспортируем в этом сезоне порядка 47 млн т. Запас 13 млн т практически весь приходится на малую воду, а на большой он около 10%. Это плохо влияет на рынок, потому что держатся чрезвычайно высокие ставки на перевалку: сегодня в Новороссийске тариф 23 доллара за тонну, Руан переваливает за 9 евро, Мексиканский залив – по 10-12 долларов. Это снижает конкурентоспособность нашего зерна, высокая ставка компенсируется из закупочной цены на сельхозпродукцию, то есть, грубо говоря, вынимается из кармана сельхозпроизводителей.
Модернизация глубоководных портов тоже идёт. На днях ВТБ и ЭФКО анонсировали строительство нового порта в Тамани, рассчитанного на перевалку 12,5 млн тонн зерна и 3 млн тонн масла.
Гендиректор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов в интервью журналу «Агроинвестор» усомнился в том, что эти мощности будут загружены. «С учётом других подобных проектов и сильного падения ставок на перевалку, на мой взгляд, это избыточно», – сказал он. Мощности по перевалке масла тоже могут остаться недозагруженными. Сдерживающим фактором выступает нехватка маслосемян.
О снижении темпов экспорта беспокоятся в Ростовской области: экспортёрам нечего отгружать. Виной тому привычка аграриев придерживать урожай до весны в ожидании лучших цен. Об этом говорили на селекторном совещании в правительстве региона («Продавать ли урожай? Вопросов нет!», «Крестьянин» № 47).
– Не нужно раздувать из этого проблему, – считает Аркадий Злочевский. – От этой ситуации крестьянин только выиграет. Сложилась нетипичная ситуация, обусловленная отсутствием экспортного паритета. Экспортёры были вынуждены поменять парадигму поведения на мировом рынке. Обычно мы занимаем все ниши в первой половине сезона, когда внутренние закупочные цены падают, а во второй половине мы неактивны, отдаём рынки конкурентам. Сейчас, наоборот, на «полную катушку» экспорта мы выйдем к весне. Но это на руку всем.
Во-первых, у нас не было подавления внутреннего ценообразования в начале сезона, а риск падения внутренних цен в дальнейшем, скорее всего, будет компенсирован ростом мировых цен. Этот процесс уже идёт, и именно благодаря нашей неактивности. Если бы мы сейчас активно отгружали, цены бы не росли. А так, Россия выиграла последний тендер в Саудовской Аравии по ячменю, по пшенице – в Египте. Значит, можно сказать, в глобальном смысле крестьяне, придерживая зерно, выиграли, даже если весной внутренние цены опустятся или просто не поднимутся: ведь они поддержали мировой рынок.
Статья опубликована в газете "Крестьянин" № 48 от 27.11.2019 под заголовком: «Борьба за каждое зёрнышко»
Источник: https://agrobook.ru