Плата за НВОС: что нужно знать фермеру, чтобы не быть оштрафованным
Плата за НВОС: что нужно знать фермеру, чтобы не быть оштрафованным
Сельхозпредприятиям, которые не поставили фермы и склады на учёт в Росприроднадзоре, грозят большими штрафами
Государственная поддержка начинающих и семейных ферм приводит к открытию новых животноводческих предприятий. При этом немногие вновь испечённые предприниматели знают об изменениях в законодательстве, которые обязывают их поставить свои фермы и зерносклады на учёт как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Звучит парадоксально, ведь для обывателя коровки и свинки на лугу — символ экологической чистоты. Для государства же это источники воздействия на окружающую среду, за которые предусмотрена плата в бюджет.
Штрафы за непостановку на учёт
Начальник отдела учёта платы за НВОС Департамента Росприроднадзора по ЮФО Александра Семёнова рассказала об основных положениях ФЗ «Об охране окружающей среды».
Требование об учёте объектов НВОС вступило в силу с января 2016 года согласно изменениям в ФЗ «Об охране окружающей среды». Оно наделало много шума в среде предпринимателей: согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 к объектам НВОС можно отнести любое здание, которое имеет вентиляционные выходы и/или сточные воды.
Статья 69.2.
1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Невыполнение обязанности по постановке на учёт объекта НВОС влечёт ответственность по ст.8.46 КоАП — штраф до 100 тысяч рублей для юрлиц.
Четыре категории вреда
Объекты НВОС подразделяются на четыре категории в соответствии с постановлением Правительства РФ №1029.
К первой категории относятся предприятия по производству следующих продуктов:
•мясо и мясопродукты (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более);
•растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более);
•продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более);
•молочная продукция (с проектной мощностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель) и более);
•по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
•по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более);
•по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях.
Эти объекты, а также фермы по выращиванию и разведению КРС с проектной мощностью от 400 мест, склады пестицидов и агрохимикатов с проектной вместимостью от 50 тонн - относятся к объектам федерального экологического надзора. Их учётом занимается Департамент Росприроднадзора по ЮФО.
Ко второй категории относятся все перечисленные выше по пунктам объекты, но меньшей производительности и за исключением мясокомбинатов и хладобоен.
К третьей и четвёртой категориям относятся объекты, которые не вошли в первую и вторую. Их учётом занимается региональное Министерство природных ресурсов и экологии.
Согласно разъяснениям Александры Семёновой, зерновые склады, элеваторы или мастерские в указанных нормативных актах не названы. Но поскольку эти сооружения оснащены вытяжкой, их можно считать источником воздействия на атмосферный воздух. Если масса загрязняющих веществ в их выбросах не превышает 10 тонн в год и в составе выбросов нет веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ, то такие объекты относятся к четвёртой категории, в ином случае - к третьей.
Раз в пять лет обратитесь за разрешением
Категорию, к которой относится объект производства, предприниматель определяет самостоятельно. Тут он должен руководствоваться сведениями, указанными в разрешении на выбросы и сбросы. Такой документ выдаёт Департамент Росприроднадзора по ЮФО. Неважно, когда построены ферма или склад: недавно, или ещё при СССР, на них должны быть оформлены разрешения Департамента. Срок действия разрешения на выбросы – семь лет, на сбросы — пять лет.
В свою очередь для получения разрешения сельхозпроизводителям нужны проекты предельно-допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Их разрабатывают специализированные организации — в том числе и те, которые в массовом порядке сейчас предлагают фермерам помощь в постановке объектов НВОС на госучёт.
- За отсутствие разрешения предусмотрены штрафы, например, по статьям 8.1, 8.21 КоАП РФ, - рассказала Александра Семёнова. - Величина штрафов достигает до 250 тысяч для юрлиц.
Если у фермера уже оформлено разрешение и срок его действия не истёк, то заявку на постановку объекта НВОС на госучёт он может оформить самостоятельно. Форма заявки утверждена Приказом Минприроды РФ от 23.12.2015 №554.
Как поставить объект НВОС на учёт самостоятельно
Заявку подают с помощью электронного сервиса «Модуль природопользователя» на официальном сайте Росприроднадзора (rpn.gov.ru/otchetnost) и отправляют в формате XML с помощью Личного кабинета природопользователя по адресу: https://lk.fsrpn.ru с использованием учётной записи портала госуслуг. Реестр ведётся в электронном виде. Свидетельство о постановке на учёт также выдаётся в электронном виде.
На учёт ставится не конкретные ферма, мастерская, склад, расположенные на одной или нескольких производственных площадках предприятия, — а всё предприятие в целом. Если сельхозпредприятие имеет разные сооружения в пределах одного муниципального образования, то все они будут считаться одним объектом НВОС. В случае, если сооружения находятся в аренде, заявку подаёт не собственник, а арендатор.
Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду
Производитель должен ежегодно платить за негативное воздействие на окружающую среду. Система платежей действует в нашей стране не один десяток лет. Сумма зависит от состава выбросов и сбросов, их количества, а также от количества образующихся на предприятии отходов производства и потребления, за размещение которых также необходимо вносить в бюджеты плату за НВОС, и может варьироваться для животноводческих ферм от нескольких десятков до сотен тысяч рублей.
- Крупные предприятия устанавливают счётчики для подсчёта количества сбросов и выбросов. Пока это требование не обязательно, но в скором времени вступят в силу изменения в законодательство, согласно которым объекты первой категории должны быть оборудованы автоматическими системами учёта, - комментирует Александра Семёнова. - Средние и мелкие предприятия определяют фактические выбросы в процентном соотношении объёмов производства к проектной мощности. То есть, если ферма рассчитана на тысячу голов, а на ней содержится 100, то предприятие заплатит десятую часть суммы, рассчитанной за негативное воздействие на окружающую среду.
Кто освобождён от платы за НВОС
Есть и приятное исключение: объекты, которые относятся к четвёртой категории от платы за НВОС освобождены (п.1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Поступления оплаты за НВОС — один из существенных источников наполнения местных бюджетов: 55% платежей поступает в местный бюджет, 40% - в областной и 5% - в федеральный. Это одна из причин, по которым муниципалитетам должно быть выгодно развивать различные производства на своей территории. С 1 января 2016 года для крупных предприятий введена система авансовых платежей.
За несвоевременное внесение платы также предусмотрена ответственность по ст. 8.41 КоАП, штраф до 100 тысяч рублей для юрлиц.
Государственная поддержка начинающих и семейных ферм приводит к открытию новых животноводческих предприятий. При этом немногие вновь испечённые предприниматели знают об изменениях в законодательстве, которые обязывают их поставить свои фермы и зерносклады на учёт как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Звучит парадоксально, ведь для обывателя коровки и свинки на лугу — символ экологической чистоты. Для государства же это источники воздействия на окружающую среду, за которые предусмотрена плата в бюджет.
Штрафы за непостановку на учёт
Начальник отдела учёта платы за НВОС Департамента Росприроднадзора по ЮФО Александра Семёнова рассказала об основных положениях ФЗ «Об охране окружающей среды».
Требование об учёте объектов НВОС вступило в силу с января 2016 года согласно изменениям в ФЗ «Об охране окружающей среды». Оно наделало много шума в среде предпринимателей: согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 к объектам НВОС можно отнести любое здание, которое имеет вентиляционные выходы и/или сточные воды.
Статья 69.2.
1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Невыполнение обязанности по постановке на учёт объекта НВОС влечёт ответственность по ст.8.46 КоАП — штраф до 100 тысяч рублей для юрлиц.
Четыре категории вреда
Объекты НВОС подразделяются на четыре категории в соответствии с постановлением Правительства РФ №1029.
К первой категории относятся предприятия по производству следующих продуктов:
•мясо и мясопродукты (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более);
•растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более);
•продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более);
•молочная продукция (с проектной мощностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель) и более);
•по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
•по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более);
•по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях.
Эти объекты, а также фермы по выращиванию и разведению КРС с проектной мощностью от 400 мест, склады пестицидов и агрохимикатов с проектной вместимостью от 50 тонн - относятся к объектам федерального экологического надзора. Их учётом занимается Департамент Росприроднадзора по ЮФО.
Ко второй категории относятся все перечисленные выше по пунктам объекты, но меньшей производительности и за исключением мясокомбинатов и хладобоен.
К третьей и четвёртой категориям относятся объекты, которые не вошли в первую и вторую. Их учётом занимается региональное Министерство природных ресурсов и экологии.
Согласно разъяснениям Александры Семёновой, зерновые склады, элеваторы или мастерские в указанных нормативных актах не названы. Но поскольку эти сооружения оснащены вытяжкой, их можно считать источником воздействия на атмосферный воздух. Если масса загрязняющих веществ в их выбросах не превышает 10 тонн в год и в составе выбросов нет веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ, то такие объекты относятся к четвёртой категории, в ином случае - к третьей.
Раз в пять лет обратитесь за разрешением
Категорию, к которой относится объект производства, предприниматель определяет самостоятельно. Тут он должен руководствоваться сведениями, указанными в разрешении на выбросы и сбросы. Такой документ выдаёт Департамент Росприроднадзора по ЮФО. Неважно, когда построены ферма или склад: недавно, или ещё при СССР, на них должны быть оформлены разрешения Департамента. Срок действия разрешения на выбросы – семь лет, на сбросы — пять лет.
В свою очередь для получения разрешения сельхозпроизводителям нужны проекты предельно-допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Их разрабатывают специализированные организации — в том числе и те, которые в массовом порядке сейчас предлагают фермерам помощь в постановке объектов НВОС на госучёт.
- За отсутствие разрешения предусмотрены штрафы, например, по статьям 8.1, 8.21 КоАП РФ, - рассказала Александра Семёнова. - Величина штрафов достигает до 250 тысяч для юрлиц.
Если у фермера уже оформлено разрешение и срок его действия не истёк, то заявку на постановку объекта НВОС на госучёт он может оформить самостоятельно. Форма заявки утверждена Приказом Минприроды РФ от 23.12.2015 №554.
Как поставить объект НВОС на учёт самостоятельно
Заявку подают с помощью электронного сервиса «Модуль природопользователя» на официальном сайте Росприроднадзора (rpn.gov.ru/otchetnost) и отправляют в формате XML с помощью Личного кабинета природопользователя по адресу: https://lk.fsrpn.ru с использованием учётной записи портала госуслуг. Реестр ведётся в электронном виде. Свидетельство о постановке на учёт также выдаётся в электронном виде.
На учёт ставится не конкретные ферма, мастерская, склад, расположенные на одной или нескольких производственных площадках предприятия, — а всё предприятие в целом. Если сельхозпредприятие имеет разные сооружения в пределах одного муниципального образования, то все они будут считаться одним объектом НВОС. В случае, если сооружения находятся в аренде, заявку подаёт не собственник, а арендатор.
Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду
Производитель должен ежегодно платить за негативное воздействие на окружающую среду. Система платежей действует в нашей стране не один десяток лет. Сумма зависит от состава выбросов и сбросов, их количества, а также от количества образующихся на предприятии отходов производства и потребления, за размещение которых также необходимо вносить в бюджеты плату за НВОС, и может варьироваться для животноводческих ферм от нескольких десятков до сотен тысяч рублей.
- Крупные предприятия устанавливают счётчики для подсчёта количества сбросов и выбросов. Пока это требование не обязательно, но в скором времени вступят в силу изменения в законодательство, согласно которым объекты первой категории должны быть оборудованы автоматическими системами учёта, - комментирует Александра Семёнова. - Средние и мелкие предприятия определяют фактические выбросы в процентном соотношении объёмов производства к проектной мощности. То есть, если ферма рассчитана на тысячу голов, а на ней содержится 100, то предприятие заплатит десятую часть суммы, рассчитанной за негативное воздействие на окружающую среду.
Кто освобождён от платы за НВОС
Есть и приятное исключение: объекты, которые относятся к четвёртой категории от платы за НВОС освобождены (п.1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Поступления оплаты за НВОС — один из существенных источников наполнения местных бюджетов: 55% платежей поступает в местный бюджет, 40% - в областной и 5% - в федеральный. Это одна из причин, по которым муниципалитетам должно быть выгодно развивать различные производства на своей территории. С 1 января 2016 года для крупных предприятий введена система авансовых платежей.
За несвоевременное внесение платы также предусмотрена ответственность по ст. 8.41 КоАП, штраф до 100 тысяч рублей для юрлиц.
Источник: https://agrobook.ru