Лишь бы не было войны. Клуб агрознатоков подвел итоги аграрного года
Лишь бы не было войны. Клуб агрознатоков подвел итоги аграрного года
В следующем году аграриев ждёт много нового: формы господдержки, техника, проценты по кредитам (не факт, что более низкие). Что со всем этим делать, какие проблемы были актуальны для уходящего сезона и что происходит на внешних рынках? Об этом и многом другом мы говорили на традиционном уже итоговом заседании Клуба агрознатоков ИД «Крестьянин», на которое собрались руководители крупных растениеводческих хозяйств, а также ключевые для АПК юга России спикеры.
Госполитика и поддержка
Как известно, текущий год стал одним из самых успешных за последнее время для российских аграриев. Рекорд по сбору пшеницы, по экспорту, различные региональные достижения – ободряющие прогнозы в сезон звучали часто. К примеру, по оценкам донского минсельхозпрода, в регионе в 2016 году собрано 11,6 млн тонн зерновых – по общему валу область заняла второе место в стране.
Но, по словам замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Анатолия Кольчика, специалисты оценивают этот результат неоднозначно.
– Между соседними районами у нас значительная разница в выходе продукта, и по подсолнечнику, и по кукурузе, – говорит он. – Внутри района разрывы бывают ещё больше.
Задача – ориентироваться на передовые хозяйства, чтобы подтянуться по верхней планке.
В следующем году в России заработает новая форма поддержки – «единая» субсидия, напоминает Кольчик. Получив некую общую сумму, регион сможет распределить её на самые важные для местного АПК направления. Донские приоритеты определены (и, в целом, известны): это животноводство, в первую очередь, молочное. По некоторым направлениям поддержка этой отрасли увеличится в два-три раза (в растениеводстве, соответственно, сократится). Для целей животноводства власти даже изменили схему популярной среди аграриев поддержки: 20%-ной субсидии на приобретение техники, произведённой в Ростовской области.
– С 2017 года приобретатели техники станут получать субсидию не 20, а 30%, – говорит Анатолий Кольчик. – Но она будет предоставляться только тем, кто занимается
КРС. И субсидироваться будет не только техника местного производства, а вообще российская. Пока что в проекте бюджета на это выделено 100 млн рублей, но, как известно, в течение года к ним всегда добавляются средства. В 2016 году, например, в итоге вышло 350 млн.
Кстати, подходы властей к региональной госполитике меняются и на Кубани. По словам председателя СПК-колхоза «Знамя Ленина» (Щербиновский район), депутата регионального заксобрания Юрия Харамана, приоритет в крае отдан повышению плодородия земли. Поэтому субсидии там сориентированы опять-таки на животноводство и выращивание многолетних трав.
– Как известно, без органики, без включения в севооборот трав и бобовых культур сохранить плодородие почвы невозможно, – говорит Хараман. – Поэтому если хозяйство не выращивает у себя травы и бобовые, то субсидий оно получать фактически не будет. Более того, мы приняли закон о рациональном использовании земли, и пашня в таких хозяйствах будет облагаться дополнительным налогом или даже переходить к тому хозяйственнику, который заботится о плодородии. В нашем колхозе при 14 тыс. га пашни содержится 12,5 тысяч голов КРС, из них 3,6 тысяч – дойное стадо. Производим 80 тонн молочной продукции в день, хотим выйти на 100 тонн.
В Ростовской области выращивание многолетних трав пока стимулируется в первую очередь за счёт субсидий, добавляет Анатолий Кольчик. Есть два направления поддержки в этой сфере.
– Для восточных районов актуальна защита от опустынивания, – рассказывает замминистра. – Там производят перезалужение, восстановление многолетних культур на пастбищах – бюджет возмещает до 70% от понесённых затрат. А более массовое направление – через несвязанную поддержку мы уже два года используем
повышающий коэффициент (1,6 к средней ставке для района) на посевы многолетних трав.
Внешние рынки
По различным оценкам, экспортный потенциал России в текущем сезоне может дойти до 36-40 млн тонн. Всю осень на рынке держались хорошие цены на зерно и темпы вывоза. Однако сейчас, как отмечают аграрии, они замедлились. Какие тенденции характерны для уходящего календарного года и чего аграриям ждать в следующем?
– Первая половина этого урожайного года характеризуется максимальным расширением географии поставок зерна, – рассказывает гендиректор ООО «МЗК-Ростов» Александр Затонский. – Мы вышли в те страны, в которые российская пшеница раньше вообще не поставлялась: Бангладеш, Судан, Северная Африка – Марокко, Тунис, Алжир.
Традиционно остались Турция и Египет. Мы очень хорошо работаем с мелькомбинатами Грузии и Армении, им нравится ростовская пшеница. До ноября включительно темпы экспорта опережали прошлогодние. В декабре они оказались меньше в сравнении с прошлогодними.
С одной стороны, замедление продаж связано с чисто погодными условиями, утверждает Александр Затонский. А с другой – многие компании сейчас прекратили закупки до весны, часть клиентов в Турции и Египте свои потребности до марта закрыли. Тот же Ростовский комбинат хлебопродуктов на сегодня забит полностью: а это 88 тысяч тонн единовременного хранения. Пшеница там на 80% продана, но её не удаётся вывезти из-за логистических проблем.
– Логистика – это основной момент для нас, – говорит глава «МЗК-Ростов». – Это основа в цепочке транспортировки зерна от производителя до конечного потребителя. Чем лучше ты организован, тем более ты конкурентоспособен и можешь предложить бОльшую цену. Все накладные расходы, связанные с приёмкой, хранением, отгрузкой, сертификацией, фрахтом малых судов... Они по копеечке накапливаются. И самым эффективным будет тот, кто эти моменты может оптимизировать до минимума.
– Из прессы смотрю: наша страна в течение месяца пытается отгрузить 2,5 млн тонн, – добавляет гендиректор ООО «Энергия» (Пролетарский район) Владимир Бухтияров. – Американцы легко отгружают этот объём за неделю. У них и портов больше, и прочего. А у нас процесс постоянно замедляется. Не говоря уже о ГАИ, которая вечно тормозит «Камаз» с 20 тоннами. А потом таможня, бессмысленные карантинные сертификаты на каждую машину…
– У России нет другого выхода, кроме как самоорганизоваться, – соглашается Затонский. – Иначе останемся с нереализованным зерном. Недавно я разговаривал с вице-президентом одной канадской зерновой компании. Они потрясающе работают: перевозка под сто тонн одним транспортным средством. Логистика быстрая, зацикленная. Очень простое распределение по протеину. По предварительным анализам они забирают огромные партии зерна, быстро платят. И ведут бешеные отгрузки на «панамаксы» (крупные корабли-контейнеровозы. – Прим. ред).
По данным исследовательского центра ИКАР, на сегодня Россия продала около 18 млн тонн зерна. Учитывая планы, до конца сезона предстоит продать ещё 20 млн тонн. Этот нераспроданный запас начинает давить на рынок, цены падают и вряд ли уже поднимутся выше рекордов нынешнего года. И тем менее прогноз Затонского на начало следующего года положительный.
– На весну покупать пшеницу надо, хотя продать её сейчас трудно, – резюмирует директор «МЗК-Ростов». – Поэтому надо брать на себя определённые риски. Мы вынуждены хранить до весны. Интрига продолжается. Если расширим географию поставок, то вопрос частично разрешится. Например, Индия сегодня отменила пошлины. Это очень перспективный покупатель, но сейчас там законтрактована почему-то только украинская пшеница. Те новые страны, что получили нашу пшеницу, весьма удовлетворены качеством. Поэтому я оптимистично смотрю на перспективу расширения географии. Есть надежда, что мы успешно продадим запасы зерна и не войдём в новый сезон с большими переходящими остатками.
Финансы
Как утверждает Анатолий Кольчик, в текущем году аграрии взяли почти на 20% кредитов меньше, чем в прошлом. Но причина не в том, что их было сложно получить (хотя почему нет?), а в том, что «многие сельхозпроизводители значительно поправили своё экономическое положение».
И тем не менее, финансирование отрасли стало одной из главных тем на итоговом заседании Клуба. Как известно, с 2017 года в стране запускается ещё одна новая схема господдержки: субсидированные кредиты с уже пониженным процентом. Несмотря на то, что конец года близок, а система, по идее, должна заработать в январе, ясного понимания, как это будет выглядеть, пока нет. Даже прямые участники процесса – банкиры – ждут разъяснений. И советуют аграриям поторопиться с кредитными запросами.
– Принятие решения затянуто, – говорит управляющий Ростовским отделением Юго-Западного банка ПАО Сбербанк РФ Дмитрий Суховерхов. – После того, как появится ясность, нам придётся действовать максимально оперативно. Поэтому я предлагаю всем партнерам заранее установить лимит кредитования, чтобы потом его быстрее реализовать. Сейчас многие находятся в нерешительности. Постановление, я уверен, подпишут в конце года, вероятно, в последние дни. Соответственно, люди поспешат в банки, чтобы кредитоваться. К этому времени у тех, кто заранее озаботился, уже будут решения.
Как ожидает Дмитрий Суховерхов, следующий финансовый год должен сложиться для аграриев благоприятно, хотя понижения ставок кредитования вряд ли стоит ожидать.
– При отсутствии критических событий мы больших движений ни в одну, ни в другую сторону, скорее всего, не увидим, – продолжает банкир. – Мировая экономика сейчас вступает в стадию роста процентных ставок. Есть объективные условия в российской экономике, есть позиция правительства по торпедированию инфляции. Это служит основанием для прогнозов о маловероятности резких изменений.
Закрытие филиалов крупнейших банков в глубинке – тема, которая традиционно волнует аграриев последнее время. Как утверждает глава Ростовского отделения ЮЗБ, в прошедшем году на Дону не было закрыто ни одного сельского филиала: слегка оптимизировали только сеть по городам. Но аграриев это не устраивает.
– Офис нашего хозяйства находится в Цимлянске, – рассказал директор ЗАО им. Ленина Геннадий Климов. – Два месяца назад оттуда убрали филиал по работе с юридическими лицами. И мы сегодня вынуждены кататься за зарплатой (у нас есть люди, которые не хотят ни в какую пользоваться карточками) в Волгодонск. Раньше до Сбербанка ездили 2 км, теперь нужно ездить 25 км. Поэтому поставили себе цель перейти в другой банк!
– Присоединюсь к коллеге, – поддерживает Владимир Бухтияров. – В Сбербанке есть хорошие схемы. Я брал в нём беззалоговые кредиты на 60 млн. Но один год даёте – другой не даёте. Это мешает планировать финансовую деятельность. Я сейчас работаю с волгодонским филиалом – там хорошая команда. Но они же ничего не решают. Куда-то отправляют документы, ждут ответа... Никакой важный вопрос на месте не получается решить. Автоматизация – это хорошо, но не для АПК. В сельском хозяйстве нужен личный контакт с крестьянином.
По словам Дмитрия Суховерхова, за последний год число отделений банков в целом по стране уменьшилось на 15%, и это не российская тенденция, а общемировая.
Физическое присутствие банков будет сокращаться – цифровые технологии делают своё дело.
– В этом году произошла оптимизация сети обслуживания юридических лиц, – признаёт банкир. – Всё больше предприятий уходят в онлайн-услуги. В настоящий момент 99% всех платежей производятся удалённо. Приём-выдача наличных идёт через терминалы. Что касается «решений», то стоит смириться с этим: они уже никогда не будут приниматься на месте. Это позволит избежать критических ситуаций: кредит выдали, а залогов под него нет. Надо просто выбирать инструменты, которые удобны. Я точно знаю, что кредит на 10 лет по ставке Сбербанка – это один из самых конкурентоспособных продуктов, которые есть на рынке.
Предоставление кредита под залог зерна – ещё одна важная история. Уже не первый год Зерновой союз России лоббирует введение в стране так называемых товарных складских расписок. Благодаря ему зерно, лежащее на хранении у фермера, могло бы стать надёжным залоговым обеспечением по кредиту. Но судя по словам Дмитрия Суховерхова, в банке не поддерживают эту идею.
– Мы сейчас вообще не берём в залог товары в обороте и в частности, зерно, – говорит он. – Если по земле (залог в случае банкротства. – Прим. ред.) мы получали хоть половину, то по товарам в обороте вообще ни разу ничего не получили. Поэтому Сбербанк на всей территории России больше не берёт их в залог. Мы выдаём бланковый кредит без обеспечения. То есть мы считаем, что и кредит без обеспечения, и кредит под залог товаров в обороте – это примерно то же самое. Но нам так удобней общаться с клиентом.
Машины и люди
Эффективная сельхозтехника – один из главных факторов успешности аграрного хозяйства. В 2016 году на рынке сельхозмашин России происходили важные изменения. С одной стороны, пресловутая программа поддержки отечественных машиностроителей № 1432 получила финансирование в размере около 10 млрд рублей. Благодаря ей крупнейшие российские заводы на десятки процентов увеличили свои продажи (а кто-то – и в разы). Девальвация рубля и валютные колебания «помогли»: импортные машины на этом фоне дорожали. С другой стороны, минувшим летом немецкий концерн CLAAS, имеющий в Краснодаре машиностроительное предприятие (а по факту, после ввода в 2015 году второй очереди завода – два), заключил с Россией так называемый специнвестконтракт (СПИК). Согласно ему, компания обязуется в течение 10 лет инвестировать в кубанское производство не менее 800 млн рублей. В обмен она получает статус «российского производителя» и может в полной мере претендовать на получение господдержки.
Это означает, что в 2017 году конкуренция, в первую очередь, на рынке тракторов и комбайнов, обострится ещё сильнее.
– К сожалению, мы получили статус «отечественного производителя» немного поздно, – рассказал гендиректор краснодарского машиностроительного предприятия ООО «КЛААС» Ральф Бендиш. – Потому что деньги по программе 1432 были уже израсходованы. Но следующий год, думаю, будет лучше.
К слову, окончательные суммы поддержки машиностроителей в 2017 году до сих пор не названы. Судя по комментариям чиновников, субсидия всё же будет, но в каком размере и виде – непонятно.
– Источником финансирования программы может стать Резервный фонд, в частности, деньги будут взяты из остатков от расходов, – заявлял ранее по этому поводу глава Минфина РФ Антон Силуанов.
– На данный момент мы реализовали технику на 11 млрд субсидий, а фактически получили шесть, – добавляет коммерческий директор «Ростсельмаша» Алексей Швейцов. – То есть всё остальное переносится на следующий год. И тут же выходит проект постановления правительства: со следующего года субсидирование будет уже не 25 и не 30% по регионам Сибири и Дальнего Востока, а всего 15 по основным регионам и 20% – по сибирским и дальневосточным. То есть субсидии снижаются. Соответственно цены в рынке скорее всего будут увеличены. На данный момент мы приняли решение не увеличивать прайсовую стоимость, хотя поставщики металла нам цены повышают.
...На круглом столе, посвящённом рынку сельхозтехники, который прошёл в ИД «Крестьянин» летом, эксперты утверждали: из-за валютных колебаний многие аграрии перестают покупать зарубежную технику – слишком дороги запчасти и расходники, их обычно везут из-за рубежа. Актуальна ли эта проблема для CLAAS?
– То, что сельхозпроизводители отказываются от импортной техники, очень хорошо. В том числе и для нас, потому что мы производим технику здесь, – говорит г-н Бендиш. – Любая техника выходит из строя. Как у вас часто говорят: «Нужно прокладку менять, которая между рулём и сиденьем». То есть это имеет место быть. По обращениям на завод мы видим, что техника недостаточно тщательно обслуживается.
Аграрии интересовались: когда сборка на заводе CLAAS будет полностью из российских комплектующих – и двигатели, и коробки, и гидромоторы? Судя по словам г-н Бендиша, компания не ставит целью полностью заменить импортируемые детали отечественными.
– Как и другие предприятия по выпуску самоходной техники, мы не занимаемся производством двигателей, а покупаем те, что есть на рынке и которые подходят для данной техники, – говорит директор завода. – Если мы поставим какой-то российский двигатель на комбайн, он станет неконкурентоспособным на международных рынках. И мы закроемся внутри России. Чтобы экспортировать комбайны с теми же ярославскими двигателями, скажем, в Европу, ярославский завод должен организовать там сервис, обслуживание этих двигателей. Мы им не занимаемся, это делают соответствующие компании – «Мерседес», «Катерпиллер» и другие.
Алексей Швейцов не соглашается с коллегой.
– Мы используем двигатели как ярославского завода, так и импортные. Покупатель вправе выбирать, что ему больше подходит, – утверждает эксперт. – При этом в Европу мы продаём уже больше 10% от общего выпуска продукции. И в этом году даже увеличили поставку туда на 26%. В Европе мы продаём технику с европейскими двигателями, а в России – и с теми, и другими, по требованию клиентов.
В 2016 году в редакцию «Крестьянина» несколько раз обращались аграрии с просьбой помочь достучаться до одного из дилеров «Ростсельмаша». Вопреки заключенным договорам он затянул поставку машин.
– Несколько лет назад вы поделили дилерскую сеть по районам, – обратился к заводчанам Геннадий Климов. – Сначала мы сотрудничали с «Бизоном», а потом попали к «Технокому». Часть моих комбайнов куплена в «Бизоне» и уже проходит там сервисное обслуживание. Зачем мне сервис в двух местах? Кроме того, «Техноком» в этом году поставил с большой задержкой сельхозпроизводителям около 100 комбайнов.
По словам Алексея Швейцова, в «Ростсельмаше» уже учли требования аграриев.
– У нашей компании есть стандарты, требования к дилеру, – говорит коммерческий директор «Ростсельмаша». – В России у нас сегодня работает больше 80 дилеров. Некоторые из них не обеспечивали выполнения нужных требований. Но сейчас ситуация изменилась. Мы гарантируем работоспособность техники и наличие запчастей.
Что касается недопоставок комбайнов... Все наши договорённости с дилером мы выполнили. На уровне «Техноком» были определённые проблемы, они доведены до каждого клиента. Думаю, никаких вопросов по обслуживанию и ремонту техники «Ростсельмаш» больше не будет, – заключил Алексей Швейцов.
Госполитика и поддержка
Как известно, текущий год стал одним из самых успешных за последнее время для российских аграриев. Рекорд по сбору пшеницы, по экспорту, различные региональные достижения – ободряющие прогнозы в сезон звучали часто. К примеру, по оценкам донского минсельхозпрода, в регионе в 2016 году собрано 11,6 млн тонн зерновых – по общему валу область заняла второе место в стране.
Но, по словам замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Анатолия Кольчика, специалисты оценивают этот результат неоднозначно.
– Между соседними районами у нас значительная разница в выходе продукта, и по подсолнечнику, и по кукурузе, – говорит он. – Внутри района разрывы бывают ещё больше.
Задача – ориентироваться на передовые хозяйства, чтобы подтянуться по верхней планке.
В следующем году в России заработает новая форма поддержки – «единая» субсидия, напоминает Кольчик. Получив некую общую сумму, регион сможет распределить её на самые важные для местного АПК направления. Донские приоритеты определены (и, в целом, известны): это животноводство, в первую очередь, молочное. По некоторым направлениям поддержка этой отрасли увеличится в два-три раза (в растениеводстве, соответственно, сократится). Для целей животноводства власти даже изменили схему популярной среди аграриев поддержки: 20%-ной субсидии на приобретение техники, произведённой в Ростовской области.
– С 2017 года приобретатели техники станут получать субсидию не 20, а 30%, – говорит Анатолий Кольчик. – Но она будет предоставляться только тем, кто занимается
КРС. И субсидироваться будет не только техника местного производства, а вообще российская. Пока что в проекте бюджета на это выделено 100 млн рублей, но, как известно, в течение года к ним всегда добавляются средства. В 2016 году, например, в итоге вышло 350 млн.
Кстати, подходы властей к региональной госполитике меняются и на Кубани. По словам председателя СПК-колхоза «Знамя Ленина» (Щербиновский район), депутата регионального заксобрания Юрия Харамана, приоритет в крае отдан повышению плодородия земли. Поэтому субсидии там сориентированы опять-таки на животноводство и выращивание многолетних трав.
– Как известно, без органики, без включения в севооборот трав и бобовых культур сохранить плодородие почвы невозможно, – говорит Хараман. – Поэтому если хозяйство не выращивает у себя травы и бобовые, то субсидий оно получать фактически не будет. Более того, мы приняли закон о рациональном использовании земли, и пашня в таких хозяйствах будет облагаться дополнительным налогом или даже переходить к тому хозяйственнику, который заботится о плодородии. В нашем колхозе при 14 тыс. га пашни содержится 12,5 тысяч голов КРС, из них 3,6 тысяч – дойное стадо. Производим 80 тонн молочной продукции в день, хотим выйти на 100 тонн.
В Ростовской области выращивание многолетних трав пока стимулируется в первую очередь за счёт субсидий, добавляет Анатолий Кольчик. Есть два направления поддержки в этой сфере.
– Для восточных районов актуальна защита от опустынивания, – рассказывает замминистра. – Там производят перезалужение, восстановление многолетних культур на пастбищах – бюджет возмещает до 70% от понесённых затрат. А более массовое направление – через несвязанную поддержку мы уже два года используем
повышающий коэффициент (1,6 к средней ставке для района) на посевы многолетних трав.
Внешние рынки
По различным оценкам, экспортный потенциал России в текущем сезоне может дойти до 36-40 млн тонн. Всю осень на рынке держались хорошие цены на зерно и темпы вывоза. Однако сейчас, как отмечают аграрии, они замедлились. Какие тенденции характерны для уходящего календарного года и чего аграриям ждать в следующем?
– Первая половина этого урожайного года характеризуется максимальным расширением географии поставок зерна, – рассказывает гендиректор ООО «МЗК-Ростов» Александр Затонский. – Мы вышли в те страны, в которые российская пшеница раньше вообще не поставлялась: Бангладеш, Судан, Северная Африка – Марокко, Тунис, Алжир.
Традиционно остались Турция и Египет. Мы очень хорошо работаем с мелькомбинатами Грузии и Армении, им нравится ростовская пшеница. До ноября включительно темпы экспорта опережали прошлогодние. В декабре они оказались меньше в сравнении с прошлогодними.
С одной стороны, замедление продаж связано с чисто погодными условиями, утверждает Александр Затонский. А с другой – многие компании сейчас прекратили закупки до весны, часть клиентов в Турции и Египте свои потребности до марта закрыли. Тот же Ростовский комбинат хлебопродуктов на сегодня забит полностью: а это 88 тысяч тонн единовременного хранения. Пшеница там на 80% продана, но её не удаётся вывезти из-за логистических проблем.
– Логистика – это основной момент для нас, – говорит глава «МЗК-Ростов». – Это основа в цепочке транспортировки зерна от производителя до конечного потребителя. Чем лучше ты организован, тем более ты конкурентоспособен и можешь предложить бОльшую цену. Все накладные расходы, связанные с приёмкой, хранением, отгрузкой, сертификацией, фрахтом малых судов... Они по копеечке накапливаются. И самым эффективным будет тот, кто эти моменты может оптимизировать до минимума.
– Из прессы смотрю: наша страна в течение месяца пытается отгрузить 2,5 млн тонн, – добавляет гендиректор ООО «Энергия» (Пролетарский район) Владимир Бухтияров. – Американцы легко отгружают этот объём за неделю. У них и портов больше, и прочего. А у нас процесс постоянно замедляется. Не говоря уже о ГАИ, которая вечно тормозит «Камаз» с 20 тоннами. А потом таможня, бессмысленные карантинные сертификаты на каждую машину…
– У России нет другого выхода, кроме как самоорганизоваться, – соглашается Затонский. – Иначе останемся с нереализованным зерном. Недавно я разговаривал с вице-президентом одной канадской зерновой компании. Они потрясающе работают: перевозка под сто тонн одним транспортным средством. Логистика быстрая, зацикленная. Очень простое распределение по протеину. По предварительным анализам они забирают огромные партии зерна, быстро платят. И ведут бешеные отгрузки на «панамаксы» (крупные корабли-контейнеровозы. – Прим. ред).
По данным исследовательского центра ИКАР, на сегодня Россия продала около 18 млн тонн зерна. Учитывая планы, до конца сезона предстоит продать ещё 20 млн тонн. Этот нераспроданный запас начинает давить на рынок, цены падают и вряд ли уже поднимутся выше рекордов нынешнего года. И тем менее прогноз Затонского на начало следующего года положительный.
– На весну покупать пшеницу надо, хотя продать её сейчас трудно, – резюмирует директор «МЗК-Ростов». – Поэтому надо брать на себя определённые риски. Мы вынуждены хранить до весны. Интрига продолжается. Если расширим географию поставок, то вопрос частично разрешится. Например, Индия сегодня отменила пошлины. Это очень перспективный покупатель, но сейчас там законтрактована почему-то только украинская пшеница. Те новые страны, что получили нашу пшеницу, весьма удовлетворены качеством. Поэтому я оптимистично смотрю на перспективу расширения географии. Есть надежда, что мы успешно продадим запасы зерна и не войдём в новый сезон с большими переходящими остатками.
Финансы
Как утверждает Анатолий Кольчик, в текущем году аграрии взяли почти на 20% кредитов меньше, чем в прошлом. Но причина не в том, что их было сложно получить (хотя почему нет?), а в том, что «многие сельхозпроизводители значительно поправили своё экономическое положение».
И тем не менее, финансирование отрасли стало одной из главных тем на итоговом заседании Клуба. Как известно, с 2017 года в стране запускается ещё одна новая схема господдержки: субсидированные кредиты с уже пониженным процентом. Несмотря на то, что конец года близок, а система, по идее, должна заработать в январе, ясного понимания, как это будет выглядеть, пока нет. Даже прямые участники процесса – банкиры – ждут разъяснений. И советуют аграриям поторопиться с кредитными запросами.
– Принятие решения затянуто, – говорит управляющий Ростовским отделением Юго-Западного банка ПАО Сбербанк РФ Дмитрий Суховерхов. – После того, как появится ясность, нам придётся действовать максимально оперативно. Поэтому я предлагаю всем партнерам заранее установить лимит кредитования, чтобы потом его быстрее реализовать. Сейчас многие находятся в нерешительности. Постановление, я уверен, подпишут в конце года, вероятно, в последние дни. Соответственно, люди поспешат в банки, чтобы кредитоваться. К этому времени у тех, кто заранее озаботился, уже будут решения.
Как ожидает Дмитрий Суховерхов, следующий финансовый год должен сложиться для аграриев благоприятно, хотя понижения ставок кредитования вряд ли стоит ожидать.
– При отсутствии критических событий мы больших движений ни в одну, ни в другую сторону, скорее всего, не увидим, – продолжает банкир. – Мировая экономика сейчас вступает в стадию роста процентных ставок. Есть объективные условия в российской экономике, есть позиция правительства по торпедированию инфляции. Это служит основанием для прогнозов о маловероятности резких изменений.
Закрытие филиалов крупнейших банков в глубинке – тема, которая традиционно волнует аграриев последнее время. Как утверждает глава Ростовского отделения ЮЗБ, в прошедшем году на Дону не было закрыто ни одного сельского филиала: слегка оптимизировали только сеть по городам. Но аграриев это не устраивает.
– Офис нашего хозяйства находится в Цимлянске, – рассказал директор ЗАО им. Ленина Геннадий Климов. – Два месяца назад оттуда убрали филиал по работе с юридическими лицами. И мы сегодня вынуждены кататься за зарплатой (у нас есть люди, которые не хотят ни в какую пользоваться карточками) в Волгодонск. Раньше до Сбербанка ездили 2 км, теперь нужно ездить 25 км. Поэтому поставили себе цель перейти в другой банк!
– Присоединюсь к коллеге, – поддерживает Владимир Бухтияров. – В Сбербанке есть хорошие схемы. Я брал в нём беззалоговые кредиты на 60 млн. Но один год даёте – другой не даёте. Это мешает планировать финансовую деятельность. Я сейчас работаю с волгодонским филиалом – там хорошая команда. Но они же ничего не решают. Куда-то отправляют документы, ждут ответа... Никакой важный вопрос на месте не получается решить. Автоматизация – это хорошо, но не для АПК. В сельском хозяйстве нужен личный контакт с крестьянином.
По словам Дмитрия Суховерхова, за последний год число отделений банков в целом по стране уменьшилось на 15%, и это не российская тенденция, а общемировая.
Физическое присутствие банков будет сокращаться – цифровые технологии делают своё дело.
– В этом году произошла оптимизация сети обслуживания юридических лиц, – признаёт банкир. – Всё больше предприятий уходят в онлайн-услуги. В настоящий момент 99% всех платежей производятся удалённо. Приём-выдача наличных идёт через терминалы. Что касается «решений», то стоит смириться с этим: они уже никогда не будут приниматься на месте. Это позволит избежать критических ситуаций: кредит выдали, а залогов под него нет. Надо просто выбирать инструменты, которые удобны. Я точно знаю, что кредит на 10 лет по ставке Сбербанка – это один из самых конкурентоспособных продуктов, которые есть на рынке.
Предоставление кредита под залог зерна – ещё одна важная история. Уже не первый год Зерновой союз России лоббирует введение в стране так называемых товарных складских расписок. Благодаря ему зерно, лежащее на хранении у фермера, могло бы стать надёжным залоговым обеспечением по кредиту. Но судя по словам Дмитрия Суховерхова, в банке не поддерживают эту идею.
– Мы сейчас вообще не берём в залог товары в обороте и в частности, зерно, – говорит он. – Если по земле (залог в случае банкротства. – Прим. ред.) мы получали хоть половину, то по товарам в обороте вообще ни разу ничего не получили. Поэтому Сбербанк на всей территории России больше не берёт их в залог. Мы выдаём бланковый кредит без обеспечения. То есть мы считаем, что и кредит без обеспечения, и кредит под залог товаров в обороте – это примерно то же самое. Но нам так удобней общаться с клиентом.
Машины и люди
Эффективная сельхозтехника – один из главных факторов успешности аграрного хозяйства. В 2016 году на рынке сельхозмашин России происходили важные изменения. С одной стороны, пресловутая программа поддержки отечественных машиностроителей № 1432 получила финансирование в размере около 10 млрд рублей. Благодаря ей крупнейшие российские заводы на десятки процентов увеличили свои продажи (а кто-то – и в разы). Девальвация рубля и валютные колебания «помогли»: импортные машины на этом фоне дорожали. С другой стороны, минувшим летом немецкий концерн CLAAS, имеющий в Краснодаре машиностроительное предприятие (а по факту, после ввода в 2015 году второй очереди завода – два), заключил с Россией так называемый специнвестконтракт (СПИК). Согласно ему, компания обязуется в течение 10 лет инвестировать в кубанское производство не менее 800 млн рублей. В обмен она получает статус «российского производителя» и может в полной мере претендовать на получение господдержки.
Это означает, что в 2017 году конкуренция, в первую очередь, на рынке тракторов и комбайнов, обострится ещё сильнее.
– К сожалению, мы получили статус «отечественного производителя» немного поздно, – рассказал гендиректор краснодарского машиностроительного предприятия ООО «КЛААС» Ральф Бендиш. – Потому что деньги по программе 1432 были уже израсходованы. Но следующий год, думаю, будет лучше.
К слову, окончательные суммы поддержки машиностроителей в 2017 году до сих пор не названы. Судя по комментариям чиновников, субсидия всё же будет, но в каком размере и виде – непонятно.
– Источником финансирования программы может стать Резервный фонд, в частности, деньги будут взяты из остатков от расходов, – заявлял ранее по этому поводу глава Минфина РФ Антон Силуанов.
– На данный момент мы реализовали технику на 11 млрд субсидий, а фактически получили шесть, – добавляет коммерческий директор «Ростсельмаша» Алексей Швейцов. – То есть всё остальное переносится на следующий год. И тут же выходит проект постановления правительства: со следующего года субсидирование будет уже не 25 и не 30% по регионам Сибири и Дальнего Востока, а всего 15 по основным регионам и 20% – по сибирским и дальневосточным. То есть субсидии снижаются. Соответственно цены в рынке скорее всего будут увеличены. На данный момент мы приняли решение не увеличивать прайсовую стоимость, хотя поставщики металла нам цены повышают.
...На круглом столе, посвящённом рынку сельхозтехники, который прошёл в ИД «Крестьянин» летом, эксперты утверждали: из-за валютных колебаний многие аграрии перестают покупать зарубежную технику – слишком дороги запчасти и расходники, их обычно везут из-за рубежа. Актуальна ли эта проблема для CLAAS?
– То, что сельхозпроизводители отказываются от импортной техники, очень хорошо. В том числе и для нас, потому что мы производим технику здесь, – говорит г-н Бендиш. – Любая техника выходит из строя. Как у вас часто говорят: «Нужно прокладку менять, которая между рулём и сиденьем». То есть это имеет место быть. По обращениям на завод мы видим, что техника недостаточно тщательно обслуживается.
Аграрии интересовались: когда сборка на заводе CLAAS будет полностью из российских комплектующих – и двигатели, и коробки, и гидромоторы? Судя по словам г-н Бендиша, компания не ставит целью полностью заменить импортируемые детали отечественными.
– Как и другие предприятия по выпуску самоходной техники, мы не занимаемся производством двигателей, а покупаем те, что есть на рынке и которые подходят для данной техники, – говорит директор завода. – Если мы поставим какой-то российский двигатель на комбайн, он станет неконкурентоспособным на международных рынках. И мы закроемся внутри России. Чтобы экспортировать комбайны с теми же ярославскими двигателями, скажем, в Европу, ярославский завод должен организовать там сервис, обслуживание этих двигателей. Мы им не занимаемся, это делают соответствующие компании – «Мерседес», «Катерпиллер» и другие.
Алексей Швейцов не соглашается с коллегой.
– Мы используем двигатели как ярославского завода, так и импортные. Покупатель вправе выбирать, что ему больше подходит, – утверждает эксперт. – При этом в Европу мы продаём уже больше 10% от общего выпуска продукции. И в этом году даже увеличили поставку туда на 26%. В Европе мы продаём технику с европейскими двигателями, а в России – и с теми, и другими, по требованию клиентов.
В 2016 году в редакцию «Крестьянина» несколько раз обращались аграрии с просьбой помочь достучаться до одного из дилеров «Ростсельмаша». Вопреки заключенным договорам он затянул поставку машин.
– Несколько лет назад вы поделили дилерскую сеть по районам, – обратился к заводчанам Геннадий Климов. – Сначала мы сотрудничали с «Бизоном», а потом попали к «Технокому». Часть моих комбайнов куплена в «Бизоне» и уже проходит там сервисное обслуживание. Зачем мне сервис в двух местах? Кроме того, «Техноком» в этом году поставил с большой задержкой сельхозпроизводителям около 100 комбайнов.
По словам Алексея Швейцова, в «Ростсельмаше» уже учли требования аграриев.
– У нашей компании есть стандарты, требования к дилеру, – говорит коммерческий директор «Ростсельмаша». – В России у нас сегодня работает больше 80 дилеров. Некоторые из них не обеспечивали выполнения нужных требований. Но сейчас ситуация изменилась. Мы гарантируем работоспособность техники и наличие запчастей.
Что касается недопоставок комбайнов... Все наши договорённости с дилером мы выполнили. На уровне «Техноком» были определённые проблемы, они доведены до каждого клиента. Думаю, никаких вопросов по обслуживанию и ремонту техники «Ростсельмаш» больше не будет, – заключил Алексей Швейцов.
Источник: http://www.agrobook.ru