Тахографы для сельхозтранспорта отменили, но в некоторых случаях их всё равно требуют
Тахографы для сельхозтранспорта отменили, но в некоторых случаях их всё равно требуют
Всероссийский протест аграриев против обязательной установки тахографов привёл к положительному результату. Установку приборов учёта на транспорт сельхозпредприятий отменили. Однако у аграриев возникла новая проблема: как донести приказ Минтранса до сотрудников ГИБДД.
Запоздавшая победа
Начиналось в феврале прошлого года: сельхозпроизводители Ростовской области писали письма губернатору и депутатам с просьбой отменить для них приказы Минтранса № 36 и № 273 – эти документы предусматривали обязательную установку тахографов на транспортные средства. Тахограф – прибор для учёта режима труда и отдыха водителя, скорости движения, пройденного пути.
Нововведения грозили подкосить экономику сельхозпредприятий. Установка одного прибора учёта обходится в 50 тысяч рублей. Обслуживание тахографов тоже требует затрат времени и денег.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев подсчитал, что на оснащение 14 тысяч единиц техники в регионе потребуется не менее 700 млн рублей. Эта сумма сопоставима с объёмами несвязанной поддержки всем хозяйствам региона из федерального бюджета на 2015 год.
Шум поднялся на всю страну: об отмене тахографов аграрии просили своих губернаторов и президента. Недовольны были и фирмы, устанавливающие тахографы: требование об оборудовании тахографов блоком СКЗИ они считали незаконным и принятым в интересах нескольких предприятий, получивших лицензию ФСБ и информационную поддержку со стороны Минтранса.
ИД «Крестьянин» организовал сбор подписей и направил петицию в правительство РФ. Спустя почти год, 28 января, Минтранс РФ издал приказ № 16, который освободил от установки тахографов транспорт сельхозтоваропроизводителей (см. врезку). Этот маленький документ (всего четыре пункта) за подписью и.о. министра Е. Дитриха стал большой победой российской общественности. Он доказал, что аграрии могут заставить власть себя услышать, и для этого не обязательно устраивать громкие акции протеста. Но, как выяснилось, о приказе Минтранса слышали не все, а главное – победа сильно запоздала.
Для кого приказ – не указ
Пока Минтранс готовил освободительную бумагу, на дорогах страны процесс шёл своим чередом. Сельхозтоваропроизводителей штрафовали за отсутствие тахографов на машинах массой 3,5-12 т и свыше 12 т.
Статья 11.23 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа на граждан от одной тысячи до трёх тысяч рублей, на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В итоге, как показал опрос «Крестьянина», многие сельхозтоваропроизводители оборудовали транспорт тахографами. В зависимости от количества грузовой техники затраты предприятий составили от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Однако и после установки приборов учёта штрафовать не переставали.
– То нет голограммы, то нет ключа, то водитель нарушил режим труда и отдыха, – рассказал председатель СПК «Колхоз им. Шаумяна» Хачатур Поркшеян. – В одном случае водителя продержали на посту два часа – это в разгар полевых работ. Только спустя полгода нам удалось оспорить в суде выписанный протокол о привлечении к ответственности.
Более того, как утверждают сельхозтоваропроизводители, контроль со стороны сотрудников ГИБДД продолжается и после издания приказа Минтранса № 16. От аграриев по-прежнему требуют устанавливать тахографы на грузовики.
– В нашем хозяйстве есть топливозаправщик «Газ-52» 1990 года выпуска, эту модель называют «газончик». Он не выезжает за пределы хозяйства, заправляет два трактора.
Недавно поехали оформлять на него разрешение на перевозку опасных грузов в ГИБДД. От нас потребовали установить на него тахограф. Почему, для чего, на каком основании выкидывать 50 тысяч на ветер? – сетует председатель СПК «Верхоломовский» Зимовниковского района Василий Бессалов.
Василий Иванович пробовал получить объяснения от сотрудников ГИБДД Зимовниковского района. Ему дали номер областного ГИБДД. Мы позвонили по этому номеру.
Сотрудник объяснил, что топливозаправщик, принадлежащий СПК, не попадает под действие освободительного приказа Минтранса. Поскольку этот транспорт перевозит опасные грузы, в отношении него действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Назвать свою фамилию и предоставить газете официальный комментарий сотрудник отказался. По всей видимости, не случайно, ведь в законодательстве далеко не всё так однозначно.
Дорого без ППОГАТа
В 2015 году инспекторы ГИБДД получили для служебного пользования «Пособие по осуществлению контроля за соблюдением требований к конструкции транспортных средств для перевозки опасных грузов (ДОПОГ и ТР ТС)». Оно было издано в соответствии с указаниями главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ от 24 февраля 2011 г. № 13/2-45. В этом пособии инспекторам разъясняется, какие документы и в каких случаях требовать от владельцев транспортных средств.
«Нередко можно столкнуться с ошибочным мнением со стороны перевозчиков, что перевозка опасных грузов не в коммерческих целях (в личных для частного лица и для перевозок внутри организации, т. е. между подразделениями организации) может осуществляться по так называемому ППОГАТу (Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом)», – написано в пособии.
В ППОГАТе нет упоминания об обязательной установке тахографов. Далее в пособии сообщается, что в отношении транспорта, перевозящего опасные грузы независимо от вида перевозок, необходимо руководствоваться требованиями ДОПОГ и ТР ТС, оба этих документа предусматривают установку тахографов на грузовики.
– Мы покупаем топливо оптом, его привозят нам на специализированном транспорте, заливают в специальные ёмкости для хранения, – рассказал Василий Бессалов. – По мере необходимости мы берём оттуда небольшие объёмы топлива и заправляем трактора.
Таким образом, речь идёт именно о перевозках внутри организации, не в коммерческих целях. Если бы ГИБДД продолжали рассматривать такие перевозки по ППОГАТу, проблемы бы с тахографами не возникло. Пособие для внутреннего пользования сотрудниками ГИБДД с новой трактовкой нормативной базы угрожает сельхозпроизводителям дополнительными расходами. Интересно, что к опасным грузам относится не только топливо, но и минеральные удобрения. Однако проблемы с грузовиками, перевозящими сельхозхимию, пока не возникало.
Утерянное слово
И всё-таки, на чьей стороне закон? И для чего, в таком случае, был издан освободительный приказ Минтранса?
– Я приносил текст приказа, показывал сотрудникам ГИБДД, зачитывал его вслух, но это их не убедило, – говорит Василий Бессалов. – Ведь там не сказано про топливозаправщики.
Действительно, в тексте приказа разработчики забыли упомянуть топливозаправщики. В нём идёт речь о «специализированных транспортных средствах». Далее в скобках расшифровывается, какая именно техника к ним относится: специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений. Список закрытый.
Между тем, ТР ТС содержит другое определение специализированного транспортного средства: «транспортное средство, предназначенное для перевозки определённых видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т. д.)».
Эта нестыковка создала большие сложности для работы сельхозтоваропроизводителей. Топливозаправщики есть в каждом хозяйстве. Это основная единица техники, обеспечивающая непрерывность полевых работ. Сельхозпредприятие без топливозаправщика, как выражаются аграрии, это машина без колеса. Не вписав этих скромных тружеников в текст приказа, чиновники фактически свели на нет суть документа.
Редакция «Крестьянина» направит обращение в Министерство транспорта РФ и ГИБДД МВД с просьбой разобраться в возникшем правовом казусе.
Запоздавшая победа
Начиналось в феврале прошлого года: сельхозпроизводители Ростовской области писали письма губернатору и депутатам с просьбой отменить для них приказы Минтранса № 36 и № 273 – эти документы предусматривали обязательную установку тахографов на транспортные средства. Тахограф – прибор для учёта режима труда и отдыха водителя, скорости движения, пройденного пути.
Нововведения грозили подкосить экономику сельхозпредприятий. Установка одного прибора учёта обходится в 50 тысяч рублей. Обслуживание тахографов тоже требует затрат времени и денег.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев подсчитал, что на оснащение 14 тысяч единиц техники в регионе потребуется не менее 700 млн рублей. Эта сумма сопоставима с объёмами несвязанной поддержки всем хозяйствам региона из федерального бюджета на 2015 год.
Шум поднялся на всю страну: об отмене тахографов аграрии просили своих губернаторов и президента. Недовольны были и фирмы, устанавливающие тахографы: требование об оборудовании тахографов блоком СКЗИ они считали незаконным и принятым в интересах нескольких предприятий, получивших лицензию ФСБ и информационную поддержку со стороны Минтранса.
ИД «Крестьянин» организовал сбор подписей и направил петицию в правительство РФ. Спустя почти год, 28 января, Минтранс РФ издал приказ № 16, который освободил от установки тахографов транспорт сельхозтоваропроизводителей (см. врезку). Этот маленький документ (всего четыре пункта) за подписью и.о. министра Е. Дитриха стал большой победой российской общественности. Он доказал, что аграрии могут заставить власть себя услышать, и для этого не обязательно устраивать громкие акции протеста. Но, как выяснилось, о приказе Минтранса слышали не все, а главное – победа сильно запоздала.
Для кого приказ – не указ
Пока Минтранс готовил освободительную бумагу, на дорогах страны процесс шёл своим чередом. Сельхозтоваропроизводителей штрафовали за отсутствие тахографов на машинах массой 3,5-12 т и свыше 12 т.
Статья 11.23 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа на граждан от одной тысячи до трёх тысяч рублей, на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В итоге, как показал опрос «Крестьянина», многие сельхозтоваропроизводители оборудовали транспорт тахографами. В зависимости от количества грузовой техники затраты предприятий составили от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Однако и после установки приборов учёта штрафовать не переставали.
– То нет голограммы, то нет ключа, то водитель нарушил режим труда и отдыха, – рассказал председатель СПК «Колхоз им. Шаумяна» Хачатур Поркшеян. – В одном случае водителя продержали на посту два часа – это в разгар полевых работ. Только спустя полгода нам удалось оспорить в суде выписанный протокол о привлечении к ответственности.
Более того, как утверждают сельхозтоваропроизводители, контроль со стороны сотрудников ГИБДД продолжается и после издания приказа Минтранса № 16. От аграриев по-прежнему требуют устанавливать тахографы на грузовики.
– В нашем хозяйстве есть топливозаправщик «Газ-52» 1990 года выпуска, эту модель называют «газончик». Он не выезжает за пределы хозяйства, заправляет два трактора.
Недавно поехали оформлять на него разрешение на перевозку опасных грузов в ГИБДД. От нас потребовали установить на него тахограф. Почему, для чего, на каком основании выкидывать 50 тысяч на ветер? – сетует председатель СПК «Верхоломовский» Зимовниковского района Василий Бессалов.
Василий Иванович пробовал получить объяснения от сотрудников ГИБДД Зимовниковского района. Ему дали номер областного ГИБДД. Мы позвонили по этому номеру.
Сотрудник объяснил, что топливозаправщик, принадлежащий СПК, не попадает под действие освободительного приказа Минтранса. Поскольку этот транспорт перевозит опасные грузы, в отношении него действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Назвать свою фамилию и предоставить газете официальный комментарий сотрудник отказался. По всей видимости, не случайно, ведь в законодательстве далеко не всё так однозначно.
Дорого без ППОГАТа
В 2015 году инспекторы ГИБДД получили для служебного пользования «Пособие по осуществлению контроля за соблюдением требований к конструкции транспортных средств для перевозки опасных грузов (ДОПОГ и ТР ТС)». Оно было издано в соответствии с указаниями главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ от 24 февраля 2011 г. № 13/2-45. В этом пособии инспекторам разъясняется, какие документы и в каких случаях требовать от владельцев транспортных средств.
«Нередко можно столкнуться с ошибочным мнением со стороны перевозчиков, что перевозка опасных грузов не в коммерческих целях (в личных для частного лица и для перевозок внутри организации, т. е. между подразделениями организации) может осуществляться по так называемому ППОГАТу (Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом)», – написано в пособии.
В ППОГАТе нет упоминания об обязательной установке тахографов. Далее в пособии сообщается, что в отношении транспорта, перевозящего опасные грузы независимо от вида перевозок, необходимо руководствоваться требованиями ДОПОГ и ТР ТС, оба этих документа предусматривают установку тахографов на грузовики.
– Мы покупаем топливо оптом, его привозят нам на специализированном транспорте, заливают в специальные ёмкости для хранения, – рассказал Василий Бессалов. – По мере необходимости мы берём оттуда небольшие объёмы топлива и заправляем трактора.
Таким образом, речь идёт именно о перевозках внутри организации, не в коммерческих целях. Если бы ГИБДД продолжали рассматривать такие перевозки по ППОГАТу, проблемы бы с тахографами не возникло. Пособие для внутреннего пользования сотрудниками ГИБДД с новой трактовкой нормативной базы угрожает сельхозпроизводителям дополнительными расходами. Интересно, что к опасным грузам относится не только топливо, но и минеральные удобрения. Однако проблемы с грузовиками, перевозящими сельхозхимию, пока не возникало.
Утерянное слово
И всё-таки, на чьей стороне закон? И для чего, в таком случае, был издан освободительный приказ Минтранса?
– Я приносил текст приказа, показывал сотрудникам ГИБДД, зачитывал его вслух, но это их не убедило, – говорит Василий Бессалов. – Ведь там не сказано про топливозаправщики.
Действительно, в тексте приказа разработчики забыли упомянуть топливозаправщики. В нём идёт речь о «специализированных транспортных средствах». Далее в скобках расшифровывается, какая именно техника к ним относится: специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений. Список закрытый.
Между тем, ТР ТС содержит другое определение специализированного транспортного средства: «транспортное средство, предназначенное для перевозки определённых видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т. д.)».
Эта нестыковка создала большие сложности для работы сельхозтоваропроизводителей. Топливозаправщики есть в каждом хозяйстве. Это основная единица техники, обеспечивающая непрерывность полевых работ. Сельхозпредприятие без топливозаправщика, как выражаются аграрии, это машина без колеса. Не вписав этих скромных тружеников в текст приказа, чиновники фактически свели на нет суть документа.
Редакция «Крестьянина» направит обращение в Министерство транспорта РФ и ГИБДД МВД с просьбой разобраться в возникшем правовом казусе.
Источник: http://www.agrobook.ru