Перспективы развития рынка натуральной сельскохозяйственной продукции






Перспективы развития рынка натуральной сельскохозяйственной продукции

Общемировой тренд последних лет перехода к здоровому питанию, который постепенно становится поведенческой нормой, находит отражение в экономических показателях потребления органических, экологически чистых продуктов.
Органическое сельское хозяйство развивается более чем 90 странах мира, из которых в 71 стране действуют регламентирующие эту деятельность законы, а в 21 стране идет процесс их разработки. Мировой объем продаж органических продуктов и напитков составляет порядка 72 миллиардов долларов США.1 По различным оценкам ежегодное увеличение объема мирового рынка органической сельскохозяйственной продукции составляет порядка 10%.

В России в данном сегменте рынка потребительских товаров спрос превышает предложение как в части продуктов питания, таки и органической косметики, бытовой химии. Наличие спроса подтверждают результаты социологических опросов: согласно данным ВЦИОМа в 2015 г.2 правильно питаться старается каждый второй опрошенный россиянин, и каждый третий употребляет в пищу полезные продукты (в наибольшей степени в этом заинтересованы москвичи и петербуржцы).

При этом в настоящее время в общей структуре продаж продуктов питания доля органической продукции в России составляет порядка 0,1%. Однако, учитывая отсутствие в России законодательно закрепленных определений органической и натуральной продукции, в данном контексте необходимо рассматривать, прежде всего, деятельность фермерских хозяйств.

Основная доля произведенной сельскохозяйственной продукции в России приходится на сельскохозяйственные организации и хозяйства населения, но в последнее время наблюдается бурный рост фермерских хозяйств. По сравнению с 2000 годом, оборот фермерских хозяйств в Российской Федерации увеличился почти в 20 раз и в 2014 году составил 422.7 млрд. рублей.

Фермерские товары не являются органическими в зарубежной трактовке этого понятия, однако в наибольшей степени (соответствующей имеющейся потребности российского рынка) приближены к стандартам производства органической продукции4. Для малых крестьянских хозяйств, в силу небольших объемов производимой продукции и прямой связи с потребителями (то есть производство под заказ) отсутствует необходимость в применении избыточных консервантов. Ценность репутации, основанной на ощутимом отличии продуктов от магазинных аналогов, не предполагает использование антибиотиков и искусственных добавок, а также предпродажной обработки с применением токсичных препаратов.

Однако правовой вакуум в сфере производства экологически чистых продуктов питания порождает искажения на рынке сельскохозяйственной продукции, изменяющие структуру спроса и предложения.

Многие крупные сельхозпроизводители в рамках своей маркетинговой стратегии используют элементы дизайна, выражающие приверженность экологической безопасности продуктов (зеленые листы, изображения сельской местности) или слова «эко», «натурал» и пр., что не отражает реальных свойств продукта, поскольку в большинстве случаев он был произведен обычным, соответствующим законодательно закрепленным нормам способом, но не является натуральным, и тем более органическим. В силу большой доступности таких продуктов и их доминирования в ритейлерских сетях, значительная часть потенциальных потребителей натуральных продуктов удовлетворяет свою потребность за счет обычных продуктов с экологическими элементами дизайна упаковки. Таким образом возникает парадоксальная ситуация при которой спрос на натуральные продукты в значительной степени удовлетворяется за счет обычных продуктов, что не позволяет занять фермерским хозяйствам должное место на рынке продуктов питания, безусловно проигрывая конкурентам по стоимостному критерию.

При этом серьезность сложившегося положения явно недооценена. Так, например, по результатам контрольной закупки ассоциации «Союзмолоко» совместно с ГУП «Московское качество» по всем категориям молочной продукции выяснилось, что более 30% образцов сливочного масла, более 50% образцов сгущенного молока с сахаром, более 50% образцов сметаны и более 20% образцов плавленых сыров – это фальсификат с добавлением растительных жиров, выдаваемый за натуральную молочную продукцию.

Данная проблема непосредственно связана с уровнем развития фермерских хозяйств и их способности к объединению усилий. Разобщенность ведет к слабости. Мировой опыт показывает, что есть значительный потенциал в объединении фермеров и лоббировании кооперативной натуральной продукции на рынке. При этом, кооперативную форму организации производства экологически чистых продуктов признают в качестве наиболее перспективной и страны в которых нет сильного, основанного на многовековых традициях кооперативного движения. В соседней Латвии фермеры сталкиваются со сходными проблемами (отсутствие необходимых средств для модернизации производства, нерешенные вопросы сбыта продукции, слабость позиций фермерских и крестьянских хозяйств), решение которых видят в кооперации. «В Латвии достаточно много биологических хозяйств, но все они маленькие и разбросаны по всей территории страны. Эти хозяйства производят небольшое количество сырья, поэтому идеальным выходом из данной ситуации было бы объединение хозяйств в кооперативы», — считает президент Латвийской ассоциации биологических хозяйств Дзидра Крейшмане».

Таким образом, системное решение проблемы насыщения рынка натуральными продуктами фермерских хозяйств заключается в развитии кооперативного движения, как способа представления интересов фермеров на рынке, реализации масштабной маркетинговой политики. Помимо этого «кооперация отличается от других видов оптимизации тем, что она направлена не на увеличение прибыли, а на уменьшение издержек».7 Но не менее важным направлением является развитие системы сертификации продукции, обеспечивающей прозрачность деятельности фермерских хозяйств и повышение их надежности как поставщиков для крупных компаний агропромышленного комплекса.

Несмотря на наличие большого количества сертифицирующих организаций, в том числе негосударственных (СПС «Святобор», НП «Экологический союз», и многие другие) существенным дискредитирующим систему сертификации фактором являются различия в критериях оценки, не регламентированные соответствующим федеральным законом. В настоящее время подготовлен проект федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», принятие которого могло бы в определенной степени упорядочить рынок органической и натуральной продукции.

Несмотря на сложность условий работы малых форм хозяйствования в сельской местности, динамичные изменения на рынке сельскохозяйственной продукции, обусловленные как экономическим кризисом, так и введением санкционного режима, именно сейчас фермерам предоставлена возможность, объединившись, создать ту систему производства натуральной сельскохозяйственной продукции, которая будет соответствовать их потребностям и возможностям. Также, необходимо учитывать, что просвещение покупателя, завоевание репутации является длительным процессом, слишком масштабным для отдельных производителей, но перспективным для их объединений.

Анна Леонтьева
Источник: http://lenoblconsult.ru
Категория: Аналитика, обзоры, право | Добавил: hellmann (09.02.2016) Просмотров: 452 | Рейтинг: 0.0/0
All Right Reserved. Copyright: poultrysite.ru ™ © 2000 - 2024.
Поддержка сайта: Ринат Мустаев admin@poultrysite.ru
Подписка на рассылку: новости птицеводства и сельского хозяйства
Проверить тИЦ и PR
Top.Mail.Ru
Рассылка-Птицеводство
Правильный CSS!
Информация с новостных сайтов, публикуется согласно авторского права
с активной гиперссылкой на сайт первоисточника