Государство пустит землю с молотка
Государство пустит землю с молотка
Новые земельные аукционы будут прозрачными и эффективными только там, где и сейчас нет проблем с распределением госземли, иронично оценили девелоперы и юристы поправки к Земельному кодексу, которые вчера опубликовало Минэкономразвития (МЭР). Одним из самых важных изменений они считают обязанность органов власти публиковать информацию об аренде земли в открытых источниках.
Документ, на 70% меняющий действующий Земельный кодекс, был разработан в рамках исполнения дорожной карты «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Оценивать эффективность реформы чиновники будут по показателю рейтинга Doing Business «Получение разрешения на строительство». В последнем рейтинге Россия по этому индексу на 178-й строчке, между Ливаном и Танзанией. Сегодня российскому бизнесмену требуется пройти 36 процедур и потратить 297 дней, чтобы добиться соответствующего разрешения. В лидере рейтинга — Гонконге — 6 и 71 соответственно.
«Дорожная карта» ставила перед МЭР задачу обязать органы муниципальной власти проводить открытые земельные аукционы и наказывать чиновников в административном порядке за неисполнение такой обязанности. С аукционами поправки справились: их предполагается проводить много, разных, открытых и по любым случаям. А вот о наказании чиновников в документе ни слова. Однако, сообщили в МЭР, штрафы за неисполнение обязанностей по предоставлению участков по заявлению граждан и юрлиц будут устанавливаться теперь дифференцированно — в зависимости от тяжести нарушения. Соответствующие поправки уже внесены в КоАП и подписаны президентом.
Застройщики приветствуют изменения, хотя ныне действующее законодательство представляется им вполне адекватным. «Тяжело получить землю только в том случае, когда местные власти не заинтересованы ее выдать по тем или иным причинам», — делится опытом генеральный директор Rose Group Андрей Нестеренко. Он отмечает, что принцип получения земель и сейчас прозрачен, но аукционы сделают его еще лучше. «Хотя история знает случаи, когда и аукционы становятся управляемыми», — предупреждает он.
Пример подобного развития событий приводит главный юрисконсульт АКГ «МЭФ-Аудит» Юлия Неруш. Например, крестьянское или фермерское хозяйство, по факту аффилированное с руководством органов власти, может взять на аукционе в аренду земельный участок под совсем иные цели, не связанные с сельским хозяйством вообще. «Как правило, деятельность таких организаций не контролируется никем, и они привлекают к себе внимание лишь с приходом нового руководства органов власти. В этом случае новая власть может столкнуться с последствиями неправомерного использования земельного участка, например, сноса незаконно возведенного на нем сооружения», — отмечает она.
Поправки содержат ряд ограничений на сделки с госземлей, которые по замыслу разработчиков направлены на соблюдение прав рядовых граждан. Так, нормы обновленного Земельного кодекса будут запрещать сдавать в аренду принадлежащие государству участки у воды, если арендаторы не обеспечат свободного доступа к береговой полосе всех желающих.
Другая поправка призвана облегчить решение земельного вопроса дачникам, садоводам и фермерам — они будут освобождены от участия в электронном аукционе при заключении договора покупки или аренды госземли, если смогут подтвердить свои планы по ее использованию.
По мнению директора департамента управления активами Группы ПСН Татьяны Тиковой, поправки в Земельный кодекс, которые дадут гражданам право подавать заявку на выставление свободного участка на торги, являются не просто прикладным решением, облегчающим решение земельных вопросов, но и свидетельствуют о налаживании диалога общества, бизнеса и власти. «Однако данная схема может работать только при условии четкого контроля использования земель, а это затруднительно для тех поселений и городов, где генпланы не утверждены, так как без них трудно соблюсти баланс территории, правильно определить ее дальнейшее развитие», — предупреждает г-жа Тикова.
Положительным моментом является отражение в законопроекте конкретного перечня документов, необходимых к представлению для участия в аукционах: установлено правило о запрете требования иных документов, помимо перечисленных в законе, — отмечает адвокат юридической компании «Хренов и партнеры» Ольга Романичева. При этом юрист указывает, что электронные аукционы должны будут проводиться в случаях, установленных правительством России, однако сам список подобных случаев пока не подготовлен.
Документ, на 70% меняющий действующий Земельный кодекс, был разработан в рамках исполнения дорожной карты «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Оценивать эффективность реформы чиновники будут по показателю рейтинга Doing Business «Получение разрешения на строительство». В последнем рейтинге Россия по этому индексу на 178-й строчке, между Ливаном и Танзанией. Сегодня российскому бизнесмену требуется пройти 36 процедур и потратить 297 дней, чтобы добиться соответствующего разрешения. В лидере рейтинга — Гонконге — 6 и 71 соответственно.
«Дорожная карта» ставила перед МЭР задачу обязать органы муниципальной власти проводить открытые земельные аукционы и наказывать чиновников в административном порядке за неисполнение такой обязанности. С аукционами поправки справились: их предполагается проводить много, разных, открытых и по любым случаям. А вот о наказании чиновников в документе ни слова. Однако, сообщили в МЭР, штрафы за неисполнение обязанностей по предоставлению участков по заявлению граждан и юрлиц будут устанавливаться теперь дифференцированно — в зависимости от тяжести нарушения. Соответствующие поправки уже внесены в КоАП и подписаны президентом.
Застройщики приветствуют изменения, хотя ныне действующее законодательство представляется им вполне адекватным. «Тяжело получить землю только в том случае, когда местные власти не заинтересованы ее выдать по тем или иным причинам», — делится опытом генеральный директор Rose Group Андрей Нестеренко. Он отмечает, что принцип получения земель и сейчас прозрачен, но аукционы сделают его еще лучше. «Хотя история знает случаи, когда и аукционы становятся управляемыми», — предупреждает он.
Пример подобного развития событий приводит главный юрисконсульт АКГ «МЭФ-Аудит» Юлия Неруш. Например, крестьянское или фермерское хозяйство, по факту аффилированное с руководством органов власти, может взять на аукционе в аренду земельный участок под совсем иные цели, не связанные с сельским хозяйством вообще. «Как правило, деятельность таких организаций не контролируется никем, и они привлекают к себе внимание лишь с приходом нового руководства органов власти. В этом случае новая власть может столкнуться с последствиями неправомерного использования земельного участка, например, сноса незаконно возведенного на нем сооружения», — отмечает она.
Поправки содержат ряд ограничений на сделки с госземлей, которые по замыслу разработчиков направлены на соблюдение прав рядовых граждан. Так, нормы обновленного Земельного кодекса будут запрещать сдавать в аренду принадлежащие государству участки у воды, если арендаторы не обеспечат свободного доступа к береговой полосе всех желающих.
Другая поправка призвана облегчить решение земельного вопроса дачникам, садоводам и фермерам — они будут освобождены от участия в электронном аукционе при заключении договора покупки или аренды госземли, если смогут подтвердить свои планы по ее использованию.
По мнению директора департамента управления активами Группы ПСН Татьяны Тиковой, поправки в Земельный кодекс, которые дадут гражданам право подавать заявку на выставление свободного участка на торги, являются не просто прикладным решением, облегчающим решение земельных вопросов, но и свидетельствуют о налаживании диалога общества, бизнеса и власти. «Однако данная схема может работать только при условии четкого контроля использования земель, а это затруднительно для тех поселений и городов, где генпланы не утверждены, так как без них трудно соблюсти баланс территории, правильно определить ее дальнейшее развитие», — предупреждает г-жа Тикова.
Положительным моментом является отражение в законопроекте конкретного перечня документов, необходимых к представлению для участия в аукционах: установлено правило о запрете требования иных документов, помимо перечисленных в законе, — отмечает адвокат юридической компании «Хренов и партнеры» Ольга Романичева. При этом юрист указывает, что электронные аукционы должны будут проводиться в случаях, установленных правительством России, однако сам список подобных случаев пока не подготовлен.
Источник: http://www.rbcdaily.ru