Зона свободной торговли с ЕС принесет АПК Украины дополнительно полмиллиарда долларов
Зона свободной торговли с ЕС принесет АПК Украины дополнительно полмиллиарда долларов
Министр агрополитики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк уверен, что реорганизация Аграрного фонда в публичное акционерное общество пройдет успешно, не смотря на противодействие в этом вопросе части Верховной рады. По мнению министра это поможет сохранить бюджетные деньги и позволит регулировать цены на сельхозпродукцию рыночными методами посредством интервенций. Об этом он рассказал агентству "Интерфакс-Украина" в своем интервью.
Николай Присяжнюк пояснил также политику правительства в сфере форвардных закупок, сохранении льгот крестьянам и о том, куда пойдут деньги по китайскому кредиту в обмен на поставки кукурузы в эту страну. Министр видит плюсы интеграции Украины с ЕС, но трезво оценивает и негативные стороны этого сближения. Мы не живем иллюзиями, что нас там ждут с помидорами и картошкой, - ответил министр на вопрос корреспондента.
Публикуем интервью министра агрополитики и продовольствия Украины Николая Присяжнюка с некоторыми сокращениями.
Вопрос: Верховная Рада в очередной раз отказалась преобразовывать Аграрный фонд в ПАО. Какова позиция министерства по этому вопросу?
Ответ: Сегодня трибуна в Верховной Раде часто используется для политических лозунгов. Я считаю, что депутаты должны разбираться, для чего государство делает тот или иной шаг. И нам удалось объяснить это аграрному комитету, мы объясняли и фракциям.
В стране, которая имеет производство сельхозпродукции в три раза больше, чем потребляет, вопрос продовольственной безопасности сам по себе не стоит. Второй вопрос скорее состоит в методах регулирования цен. Конечно, для этого необходимо полноценное функционирование инструмента интервенций.
После реорганизации Аграрного фонда в ПАО эти функции будут выполняться. Для нас важно, что ПАО не будет требовать денег у государства, поскольку будет иметь собственные оборотные средства. А функции Аграрного фонда как у ПАО останутся те же. И на сегодня, конечно же, трагедии нет, что закон не приняли. Конечно, мы будем вести разъяснительную работу, но для этого необходим двусторонний диалог.
На сегодня продолжается процесс поэтапной трансформации формы собственности Аграрного фонда. На протяжении незначительного периода будут существовать две организации до момента передачи всех полномочий Аграрного фонда ПАО "Аграрный фонд".
С получением ПАО "Аграрный фонд" финансовых функций, в первую очередь, предусматривается привлечение на условиях партнерства инвестиционного капитала в зерновой сектор: логистика, элеваторы, технологии по переработке, а со временем расширение их на развитие оросительного земледелия в южных регионах. С момента принятия и вступления в силу изменений в закон "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", согласно которым произойдет передача функций госоператора акционерному обществу, начнется процесс ликвидации бюджетной организации, т.е. Аграрного фонда, как юридического лица.
Некоторые депутаты выражали обеспокоенность тем, что ПАО может быть приватизировано. Но Аграрный фонд по своей структуре не имеет имущества. Он имеет оборотные государственные средства, которые приватизировать нельзя. Я убежден, что вопрос реорганизации в ПАО будет решен. Главное, что потребитель не пострадает: цены будут регулироваться рыночными механизмами, и продовольственная безопасность будет обеспечена.
Вопрос: Какое финансирование предусмотрено на форвардные закупки зерна урожая 2014 года?
Ответ: И Аграрный фонд и ГПЗКУ – это две госструктуры, которые будут принимать участие в форвардных закупках. Мы показываем сегодня пример зернотрейдерам и инвесторам, как необходимо финансировать будущий урожай. Мы для этого приняли ряд законопроектов: и о страховании сельхозкультур, и о складских расписках на зерно, и о Гарантийном фонде. Эти законы действуют во многих странах, и действуют эффективно. Наша задача в этой ситуации – сохранить среднего и мелкотоварного производителя. Именно эту категорию в условиях снижения бюджетного финансирования мы можем потерять. Я думаю, что Аграрный фонд в этом году профинансирует около 4 млрд. гривен под форвард и ГПЗКУ также 7-8 млрд. грн. Таким образом, мы беспроцентно предоставим сельхозпроизводителю около 12 млрд. грн.
Вопрос: Успеет ли Украина отгрузить до конца года запланированные 2 млн. тонн кукурузы по китайскому кредиту?
Ответ: Соглашение с Китаем на общую сумму 3 млрд. долларов состоит из двух частей. Первая часть (1,5 млрд.) – это денежная часть, которая дает возможность осуществлять форвардные закупки. И вторая часть (1,5 млрд.) будет использована для покупки продукции в Китае.
У нас есть свои обязательства – до конца года поставить по контракту 2 млн. тонн кукурузы, и в январе-июле 2014 – еще 2 млн тонн. Я хотел бы подчеркнуть, что это все по рыночным ценам. На сегодняшний день мы отгрузили 1,1 млн. тонн, до конца года нам осталось осуществить поставку 900 тыс. тонн. Конечно же, мы условия выполним, невзирая на то, что погодные условия нам задержали уборку зерновых, особенно кукурузы, где-то на три недели.
Очень остро стоит вопрос, как правильно использовать вторую часть китайских денег? Если бы мы подходили к нему безответственно, можно было бы накупить всего подряд, но это не государственный подход. С одной стороны, Украина на сегодня на 98% зависит от импорта средств защиты растений. Мы ежегодно будем закупать у Китая СЗР на 100 млн. долларов. Но как использовать остальные средства?
ГПЗКУ имеет старые элеваторы, которые ей достались от колхозов, кооперативов, конечно, их надо модернизировать. Мы заканчиваем совместно с китайскими специалистами проекты по модернизации. Часть денег будет направлено на это. Конечно же, нам нужна логистика, будем строить за эти средства речные элеваторы, баржи, для того, чтобы сократить нагрузку на автомобильные и железные дороги.
И еще один болезненный вопрос – это вагоны-зерновозы. Я понимаю позицию правительства и "Укрзализныци" в том, что Украина имеет собственные мощности для строительства зерновозов. Таким образом, мы не можем направить китайские средства на их производство. Поэтому мы сегодня ищем модель для совместного сотрудничества, чтобы все-таки основную часть комплектующих мы взяли у Китая, а производство было бы в Украине.
Вопрос: Стоит ли аграриям ожидать в 2014 году изменений налогового законодательства? Какие отрасли получат господдержку в следующем году?
Ответ: Главное в бюджете на 2014 год – это чтобы у аграриев не забрали льготы. И, я думаю, что здесь у правительства будет понимание. Мы рассчитываем, что неизменными останутся ставки налогов и база налогообложения. Мы будем предлагать и настаивать, чтобы сумма 1,5% сбора направлялась именно на развитие сектора, и "Украгролизингу" (хоть он и не в нашем подчинении) также направлялись средства. Хотим предусмотреть поддержку сельхозкооперативов, а также сохранить дотирование по ключевым госпрограммам, которые действуют в 2013 году. Кроме того, на данный момент мы отрабатываем механизмы государственной поддержки развития сети овоще- и картофелехранилищ, орошения.
Вопрос: Как повлияет подписание Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС на отечественных сельхозпроизводителей?
Ответ: Мы не живем иллюзиями, что нас там ждут с помидорами и картошкой. У них своя конкуренция, у них законодательно ограничены объемы производства. О чем это говорит? Об очень высокой конкуренции. Я четко понимаю, что подписание Соглашения о зоне свободной торговли – это признание нас как рыночной страны, это признание качества, и это приток иностранных инвестиций в переработку сельхозпродукции. Начальный эффект от отмены пошлин со стороны ЕС обеспечит дополнительные поступления от экспорта сельхозпродукции на сумму более 4 млрд. гривен, в том числе от торговли зерном 2 млрд. грн.
Вопрос: Как обстоят дела на рынке сахара? Сколько планируют засеять сахарной свеклой в 2014 году?
Ответ: Сахарная отрасль у нас замкнута на потреблении внутри страны. А мы можем потребить около 1,8 млн. тонн сахара в год. Но наше законодательство позволяет использовать сахарозаменители, импорт которых постоянно растет. Объем потребления сахара сокращается. За последние три года мы экспортируем около 100 тыс. сахара в год. Это не тот объем, который мы хотим и можем реализовывать на внешние рынки. Кроме того, после модернизации сахарных заводов с возможностью производить сахар и биотопливо, понятно, что они станут рентабельными и смогут отвечать запросам рынка.
Вопрос: Недавно Минагропрод задекларировал инициативу регистрации контрактов на биржах, но Госпредпринимательства его отклонило. Будет ли предложен альтернативный вариант?
Ответ: В последние два года мы в поисках, в дискуссии. Мы не идем в разрез с ассоциациями и Госпредпринимательства. Мы ищем модель, каким образом осуществлять регистрацию внешних контрактов, чтобы прогнозировать объемы экспорта. Чтобы мы не вернулись к ситуации предыдущих лет, когда зернотрейдерам о введении квот сообщали внезапно. Когда будет регистрация, мы все четко будем понимать. И сегодня мы не пойдем напролом, и не будем говорить – вот только так и никак по-другому. Мы найдем ту модель регистрации внешнеэкономических контрактов, которая будет на пользу не только государству, но и трейдерам.
Николай Присяжнюк пояснил также политику правительства в сфере форвардных закупок, сохранении льгот крестьянам и о том, куда пойдут деньги по китайскому кредиту в обмен на поставки кукурузы в эту страну. Министр видит плюсы интеграции Украины с ЕС, но трезво оценивает и негативные стороны этого сближения. Мы не живем иллюзиями, что нас там ждут с помидорами и картошкой, - ответил министр на вопрос корреспондента.
Публикуем интервью министра агрополитики и продовольствия Украины Николая Присяжнюка с некоторыми сокращениями.
Вопрос: Верховная Рада в очередной раз отказалась преобразовывать Аграрный фонд в ПАО. Какова позиция министерства по этому вопросу?
Ответ: Сегодня трибуна в Верховной Раде часто используется для политических лозунгов. Я считаю, что депутаты должны разбираться, для чего государство делает тот или иной шаг. И нам удалось объяснить это аграрному комитету, мы объясняли и фракциям.
В стране, которая имеет производство сельхозпродукции в три раза больше, чем потребляет, вопрос продовольственной безопасности сам по себе не стоит. Второй вопрос скорее состоит в методах регулирования цен. Конечно, для этого необходимо полноценное функционирование инструмента интервенций.
После реорганизации Аграрного фонда в ПАО эти функции будут выполняться. Для нас важно, что ПАО не будет требовать денег у государства, поскольку будет иметь собственные оборотные средства. А функции Аграрного фонда как у ПАО останутся те же. И на сегодня, конечно же, трагедии нет, что закон не приняли. Конечно, мы будем вести разъяснительную работу, но для этого необходим двусторонний диалог.
На сегодня продолжается процесс поэтапной трансформации формы собственности Аграрного фонда. На протяжении незначительного периода будут существовать две организации до момента передачи всех полномочий Аграрного фонда ПАО "Аграрный фонд".
С получением ПАО "Аграрный фонд" финансовых функций, в первую очередь, предусматривается привлечение на условиях партнерства инвестиционного капитала в зерновой сектор: логистика, элеваторы, технологии по переработке, а со временем расширение их на развитие оросительного земледелия в южных регионах. С момента принятия и вступления в силу изменений в закон "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", согласно которым произойдет передача функций госоператора акционерному обществу, начнется процесс ликвидации бюджетной организации, т.е. Аграрного фонда, как юридического лица.
Некоторые депутаты выражали обеспокоенность тем, что ПАО может быть приватизировано. Но Аграрный фонд по своей структуре не имеет имущества. Он имеет оборотные государственные средства, которые приватизировать нельзя. Я убежден, что вопрос реорганизации в ПАО будет решен. Главное, что потребитель не пострадает: цены будут регулироваться рыночными механизмами, и продовольственная безопасность будет обеспечена.
Вопрос: Какое финансирование предусмотрено на форвардные закупки зерна урожая 2014 года?
Ответ: И Аграрный фонд и ГПЗКУ – это две госструктуры, которые будут принимать участие в форвардных закупках. Мы показываем сегодня пример зернотрейдерам и инвесторам, как необходимо финансировать будущий урожай. Мы для этого приняли ряд законопроектов: и о страховании сельхозкультур, и о складских расписках на зерно, и о Гарантийном фонде. Эти законы действуют во многих странах, и действуют эффективно. Наша задача в этой ситуации – сохранить среднего и мелкотоварного производителя. Именно эту категорию в условиях снижения бюджетного финансирования мы можем потерять. Я думаю, что Аграрный фонд в этом году профинансирует около 4 млрд. гривен под форвард и ГПЗКУ также 7-8 млрд. грн. Таким образом, мы беспроцентно предоставим сельхозпроизводителю около 12 млрд. грн.
Вопрос: Успеет ли Украина отгрузить до конца года запланированные 2 млн. тонн кукурузы по китайскому кредиту?
Ответ: Соглашение с Китаем на общую сумму 3 млрд. долларов состоит из двух частей. Первая часть (1,5 млрд.) – это денежная часть, которая дает возможность осуществлять форвардные закупки. И вторая часть (1,5 млрд.) будет использована для покупки продукции в Китае.
У нас есть свои обязательства – до конца года поставить по контракту 2 млн. тонн кукурузы, и в январе-июле 2014 – еще 2 млн тонн. Я хотел бы подчеркнуть, что это все по рыночным ценам. На сегодняшний день мы отгрузили 1,1 млн. тонн, до конца года нам осталось осуществить поставку 900 тыс. тонн. Конечно же, мы условия выполним, невзирая на то, что погодные условия нам задержали уборку зерновых, особенно кукурузы, где-то на три недели.
Очень остро стоит вопрос, как правильно использовать вторую часть китайских денег? Если бы мы подходили к нему безответственно, можно было бы накупить всего подряд, но это не государственный подход. С одной стороны, Украина на сегодня на 98% зависит от импорта средств защиты растений. Мы ежегодно будем закупать у Китая СЗР на 100 млн. долларов. Но как использовать остальные средства?
ГПЗКУ имеет старые элеваторы, которые ей достались от колхозов, кооперативов, конечно, их надо модернизировать. Мы заканчиваем совместно с китайскими специалистами проекты по модернизации. Часть денег будет направлено на это. Конечно же, нам нужна логистика, будем строить за эти средства речные элеваторы, баржи, для того, чтобы сократить нагрузку на автомобильные и железные дороги.
И еще один болезненный вопрос – это вагоны-зерновозы. Я понимаю позицию правительства и "Укрзализныци" в том, что Украина имеет собственные мощности для строительства зерновозов. Таким образом, мы не можем направить китайские средства на их производство. Поэтому мы сегодня ищем модель для совместного сотрудничества, чтобы все-таки основную часть комплектующих мы взяли у Китая, а производство было бы в Украине.
Вопрос: Стоит ли аграриям ожидать в 2014 году изменений налогового законодательства? Какие отрасли получат господдержку в следующем году?
Ответ: Главное в бюджете на 2014 год – это чтобы у аграриев не забрали льготы. И, я думаю, что здесь у правительства будет понимание. Мы рассчитываем, что неизменными останутся ставки налогов и база налогообложения. Мы будем предлагать и настаивать, чтобы сумма 1,5% сбора направлялась именно на развитие сектора, и "Украгролизингу" (хоть он и не в нашем подчинении) также направлялись средства. Хотим предусмотреть поддержку сельхозкооперативов, а также сохранить дотирование по ключевым госпрограммам, которые действуют в 2013 году. Кроме того, на данный момент мы отрабатываем механизмы государственной поддержки развития сети овоще- и картофелехранилищ, орошения.
Вопрос: Как повлияет подписание Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС на отечественных сельхозпроизводителей?
Ответ: Мы не живем иллюзиями, что нас там ждут с помидорами и картошкой. У них своя конкуренция, у них законодательно ограничены объемы производства. О чем это говорит? Об очень высокой конкуренции. Я четко понимаю, что подписание Соглашения о зоне свободной торговли – это признание нас как рыночной страны, это признание качества, и это приток иностранных инвестиций в переработку сельхозпродукции. Начальный эффект от отмены пошлин со стороны ЕС обеспечит дополнительные поступления от экспорта сельхозпродукции на сумму более 4 млрд. гривен, в том числе от торговли зерном 2 млрд. грн.
Вопрос: Как обстоят дела на рынке сахара? Сколько планируют засеять сахарной свеклой в 2014 году?
Ответ: Сахарная отрасль у нас замкнута на потреблении внутри страны. А мы можем потребить около 1,8 млн. тонн сахара в год. Но наше законодательство позволяет использовать сахарозаменители, импорт которых постоянно растет. Объем потребления сахара сокращается. За последние три года мы экспортируем около 100 тыс. сахара в год. Это не тот объем, который мы хотим и можем реализовывать на внешние рынки. Кроме того, после модернизации сахарных заводов с возможностью производить сахар и биотопливо, понятно, что они станут рентабельными и смогут отвечать запросам рынка.
Вопрос: Недавно Минагропрод задекларировал инициативу регистрации контрактов на биржах, но Госпредпринимательства его отклонило. Будет ли предложен альтернативный вариант?
Ответ: В последние два года мы в поисках, в дискуссии. Мы не идем в разрез с ассоциациями и Госпредпринимательства. Мы ищем модель, каким образом осуществлять регистрацию внешних контрактов, чтобы прогнозировать объемы экспорта. Чтобы мы не вернулись к ситуации предыдущих лет, когда зернотрейдерам о введении квот сообщали внезапно. Когда будет регистрация, мы все четко будем понимать. И сегодня мы не пойдем напролом, и не будем говорить – вот только так и никак по-другому. Мы найдем ту модель регистрации внешнеэкономических контрактов, которая будет на пользу не только государству, но и трейдерам.
Источник: http://www.kazakh-zerno.kz