Как правительство собирается поддерживать отечественный АПК - рассказывает министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров | «Профиль»
Как правительство собирается поддерживать отечественный АПК - рассказывает министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров | «Профиль»
Глава Минсельхоза Николай Федоров: «Присоединение России к ВТО наряду с трудностями создает для аграриев и новые возможности, дает стимул к поиску прорывных решений»
О том, что изменилось для сельхозпроизводителей за этот год и о том, как правительство собирается поддерживать отечественный АПК, в интервью «Профилю» рассказал министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров.
ПРОФИЛЬ: Прошло около года с момента присоединения России к ВТО. По-вашему, это позитивное или негативное событие?
Федоров: В мире много неоднозначных явлений. Про такие не скажешь: «Это черное, а это белое». Присоединение России к ВТО наряду с трудностями создает для аграриев и новые возможности, дает стимул к поиску прорывных решений. Есть известное выражение: «Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности». Давайте будем оптимистами.
ПРОФИЛЬ: Пессимисты — противники вступления России в ВТО — подчеркивают, что развитые страны субсидируют свой аграрный сектор в значительно большем объеме, чем Россия, и это ставит отечественных производителей в заведомо проигрышное положение.
Федоров: Чтобы не быть голословным, назову вначале несколько цифр. Объем бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы составлял около 500 млрд рублей, а на 2013—2020 годы из федерального бюджета еще прошлым летом планировалось выделить уже 1,509 трлн рублей. Немалый рост, согласитесь. Но уже в 2013 году руководство страны поддержало предложения российских крестьян об усилении поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей. В результате на эти цели Минсельхозу России выделено еще 42 млрд рублей. Но эти огромные суммы легко уйдут в песок, если осваивать их неэффективно. Не устаю повторять: «Не в деньгах счастье и даже не в их количестве, а в умении эффективно распоряжаться ими». Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь помогать надо тем, кто работает хорошо, сельхозпроизводителям, которые смогут не только обеспечить сырьем и продовольствием внутренний рынок, но и составить конкуренцию на внешних рынках. Это не принцип «падающего толкни», как у Ницше, а «поддержи честных и сильных, чтобы слабые увидели перспективу и подтянулись».
Если же говорить о западных странах, с которыми так любят сравнивать Россию, скажу, что в той же Европе, например, не все так идеально. Европейские аграрии, к примеру, жалуются на высокие налоги. В России же в прошлом году была продлена нулевая ставка по налогу на прибыль для сельхозорганизаций, действует ряд других налоговых льгот. Минувшим летом президент Владимир Путин подписал закон, которым юридически закрепляется понятие «неблагоприятные для производства сельскохозяйственной продукции территории». Помощь таким регионам находится в рамках «зеленой корзины» и не будет ограничена в условиях членства России в ВТО.
ПРОФИЛЬ: И все же, надо ли увеличивать господдержку АПК?
Федоров: Конечно, Минсельхоз считает, что объемы господдержки селян нужно увеличивать. Но при этом мы понимаем, что бюджет страны не резиновый. Поэтому еще раз о главном: прежде всего нужно правильно расставлять приоритеты, рационально использовать имеющиеся ресурсы, привлекать внебюджетные источники.
ПРОФИЛЬ: Многие сельхозпроизводители жалуются, что из-за нечистоплотных чиновников они реальной финансовой помощи от государства не получают. Как планируется с этим бороться?
Федоров: Среди стереотипов массового сознания негативный образ чиновника — самый устойчивый. На самом деле не все так просто и однозначно. Разумеется, в ряде случаев возникают конфликтные ситуации, связанные с предоставлением господдержки. В частности, порой на местах предъявляются избыточные требования к документам. В таких случаях наше министерство рекомендует органам исполнительной власти субъектов Федерации внести изменения в региональные нормативные правовые акты, чтобы искусственно не сужать круг получателей субсидий. Но, как говорили римляне, audiatur et altera pars – «пусть будет выслушана и другая сторона». Случается, сельхозтоваропроизводитель винит местных чиновников в том, что не может получить субсидию. А стоит аграрию самому просто правильно оформить все необходимые документы, и проблема решена. Еще примеры. Если сельхозтоваропроизводитель не соблюдает определенные агротехнические условия, то страховая компания вправе отказать ему в выплате. Аграрии же при этом нередко винят во всех грехах страховщика. Минфин России требует, чтобы получатель субсидии исправно платил самые минимальные налоги. Соответственно, если сельхозорганизация не предоставляет соответствующую справку из налоговой службы, может ли она рассчитывать на получение субсидии? Вопрос риторический…
ПРОФИЛЬ: С 2013 года заработал новый механизм — предоставление субсидий на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур. Почему был выбран этот механизм?
Федоров: Причина кроется в слове… ой, действительно… из трех букв — ВТО. Россия в 2012 году присоединилась к Всемирной торговой организации, и прежние меры прямой государственной поддержки уже не могут применяться. Поэтому и был утвержден постановлением правительства новый механизм господдержки сельхозтоваропроизводителей, не связанный с производственными показателями растениеводства.
ПРОФИЛЬ: Сохранится ли в будущем действие нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей?
Федоров: Льгота теперь является бессрочной: это немалое подспорье для компаний, ведь остающиеся средства могут быть использованы для новых проектов. Кроме того, до 31 декабря 2017 года устанавливается льготная ставка НДС в размере 10% при ввозе в Россию и реализации семенного материала и эмбрионов отдельных видов племенного скота. Организациям потребительской кооперации численностью более 100 человек предоставляется право применять систему единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 января 2018 года. Могут появиться и другие льготы.
ПРОФИЛЬ: Формально отечественные компании после вступления в ВТО получили доступ на западные рынки сбыта. Есть ли предпосылки того, что отечественный продовольственный экспорт будет расти, или он останется фрагментарным?
Федоров: Пожалуй, если не все, то многие помнят, что перед Первой мировой войной Россия была лидером по экспорту зерновых. Сейчас, спустя столетие, нам удалось вновь стать ведущими поставщиками зерна на мировой рынок. Несмотря на то, что погода наших аграриев не балует, прогнозы в целом оптимистичные. В 2012 году экспорт зерна составил 22,4 млн тонн, а к 2020 году экспортный потенциал зерна прогнозируется на уровне 30 млн тонн. Но мы все-таки сориентированы экспортировать больше продукции переработки зерна, лучше и выгоднее — глубокой переработки. Есть предпосылки для более широкого выхода и других видов продукции отечественного агропрома на внешние рынки. В первую очередь — растительных масел, сахара, мяса птицы. Подтверждение тому — данные Федеральной таможенной службы. Так, в прошлом году экспорт из России подсолнечного масла увеличился по сравнению с 2011 годом в 2,8 раза, рапсового масла — в 1,3 раза, соевого масла — в 1,1 раза, семян подсолнечника — в 2,2 раза, жмыхов — в 2,3 раза, риса — в 2,2 раза, кукурузы — втрое. Конечно, эти цифры радуют. Но все же главная наша задача в том, чтобы в российском продовольственном экспорте сместить акценты в сторону продукции с более высокой добавленной стоимостью. Скажем так, зерно и мясо должны потесниться и дать дорогу российским макаронам и колбасе. Потребуется серьезная модернизация действующих производств, принятие ряда законодательных решений, подготовка финансовых и страховых механизмов поддержки экспорта сельхозпродукции. Необходимы передовые маркетинговые стратегии, чтобы продвигать российскую продукцию на зарубежный рынок. Успешно конкурировать с мировыми производителями — задача, прямо сказать, непростая. Но выполнимая. Как говорят в таких случаях, сложно, но можно. Добавлю: и нужно.
ПРОФИЛЬ: Надо ли поддерживать отечественное производство сельхозтехники? Один из главных критиков вступления России в ВТО, совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин утверждает, что отрасль гибнет.
Федоров: По правилам ВТО, сельхозтоваропроизводитель может приобретать любую технику — как отечественную, так и импортную — и получать на это субсидии. Но что для аграриев плюс, для машиностроителей минус. Безусловно, поддержка российских производителей сельхозтехники — одно из приоритетных направлений государственной политики. В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации прямо говорится о «поэтапном снижении зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов». Эту же цель преследует и Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 года. Мы с Минпромторгом и Минэкономразвития совместно разрабатываем меры поддержки отечественных машиностроителей. Один из примеров — утвержденные постановлением правительства России правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники. Но на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Конкуренция обострилась, а значит, и работать российским машиностроителям нужно по-новому, лучше, чтобы делами — то есть своей продукцией, ее ценой и качеством — убедить наших аграриев в преимуществе своей техники.
ПРОФИЛЬ: Одна из проблем российского села — относительно невысокое качество жизни. Что делается для его улучшения?
Федоров: Есть известный афоризм древнегреческого философа Протагора: «Человек — мера всех вещей». Речь здесь идет о познании мира. Но в это высказывание вкладывают и другой смысл: человек — основа, центр всего. Полагаю, что об этом должен думать каждый руководитель. Грош цена губернатору, который рапортует о каких-то успехах в регионе, а в деревнях и селах нет ни хороших дорог, ни современных школ, ни больниц…
Я шестнадцать лет руководил Чувашской Республикой — регионом, где порядка 40% составляет сельское население. И именно социальное развитие села всегда было ключевым направлением региональной политики. И сейчас, находясь на посту федерального министра, по-прежнему считаю, что основой государственной аграрной политики должна быть забота о земледельце, создание цивилизованных условий для жизни и работы на селе. В нынешнем году завершается федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года». Назову некоторые итоги. За 2003—2012 годы 250 тыс. сельских семей улучшили жилищные условия благодаря строительству и приобретению 16,9 млн кв. м жилья, в том числе 83,6 тыс. молодых семей и молодых специалистов — 5,1 млн кв. м жилья. В сельской местности повысился уровень газификации с 33,1% до 55,8% и водоснабжения с 40,7% до 59,1%.
ПРОФИЛЬ: Как вы оцениваете эти результаты?
Федоров: Это неплохо, но недостаточно. Один из главных результатов — преодолена негативная динамика демографических процессов на селе. Так, с 2003-го по 2011 год коэффициент смертности сельского населения уменьшился на 17%, коэффициент рождаемости увеличился на 27%. Все больше молодежи остается на малой родине, «выбирая деревню на жительство». Однако предстоит сделать еще очень многое, чтобы создать для селян достойные условия жизни. В следующем году стартует масштабная федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года». Общий объем финансирования программы в 2014—2020 годах — 299,2 млрд рублей.
Но, как сказано в Писании, «вера без дел мертва». Без созидательной и напряженной работы даже самые масштабные программы — просто стопки бумаги. Уверен, что каждый подлинный патриот России своими пусть малыми, но добрыми делами сможет внести лепту в возрождение села. Потому что это не только восстановление исторической справедливости по отношению к российскому крестьянству. Это возвращение к нашим истокам — культуре, языку, духовности. Если хотите — к детству и Родине.
О том, что изменилось для сельхозпроизводителей за этот год и о том, как правительство собирается поддерживать отечественный АПК, в интервью «Профилю» рассказал министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров.
ПРОФИЛЬ: Прошло около года с момента присоединения России к ВТО. По-вашему, это позитивное или негативное событие?
Федоров: В мире много неоднозначных явлений. Про такие не скажешь: «Это черное, а это белое». Присоединение России к ВТО наряду с трудностями создает для аграриев и новые возможности, дает стимул к поиску прорывных решений. Есть известное выражение: «Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности». Давайте будем оптимистами.
ПРОФИЛЬ: Пессимисты — противники вступления России в ВТО — подчеркивают, что развитые страны субсидируют свой аграрный сектор в значительно большем объеме, чем Россия, и это ставит отечественных производителей в заведомо проигрышное положение.
Федоров: Чтобы не быть голословным, назову вначале несколько цифр. Объем бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы составлял около 500 млрд рублей, а на 2013—2020 годы из федерального бюджета еще прошлым летом планировалось выделить уже 1,509 трлн рублей. Немалый рост, согласитесь. Но уже в 2013 году руководство страны поддержало предложения российских крестьян об усилении поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей. В результате на эти цели Минсельхозу России выделено еще 42 млрд рублей. Но эти огромные суммы легко уйдут в песок, если осваивать их неэффективно. Не устаю повторять: «Не в деньгах счастье и даже не в их количестве, а в умении эффективно распоряжаться ими». Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь помогать надо тем, кто работает хорошо, сельхозпроизводителям, которые смогут не только обеспечить сырьем и продовольствием внутренний рынок, но и составить конкуренцию на внешних рынках. Это не принцип «падающего толкни», как у Ницше, а «поддержи честных и сильных, чтобы слабые увидели перспективу и подтянулись».
Если же говорить о западных странах, с которыми так любят сравнивать Россию, скажу, что в той же Европе, например, не все так идеально. Европейские аграрии, к примеру, жалуются на высокие налоги. В России же в прошлом году была продлена нулевая ставка по налогу на прибыль для сельхозорганизаций, действует ряд других налоговых льгот. Минувшим летом президент Владимир Путин подписал закон, которым юридически закрепляется понятие «неблагоприятные для производства сельскохозяйственной продукции территории». Помощь таким регионам находится в рамках «зеленой корзины» и не будет ограничена в условиях членства России в ВТО.
ПРОФИЛЬ: И все же, надо ли увеличивать господдержку АПК?
Федоров: Конечно, Минсельхоз считает, что объемы господдержки селян нужно увеличивать. Но при этом мы понимаем, что бюджет страны не резиновый. Поэтому еще раз о главном: прежде всего нужно правильно расставлять приоритеты, рационально использовать имеющиеся ресурсы, привлекать внебюджетные источники.
ПРОФИЛЬ: Многие сельхозпроизводители жалуются, что из-за нечистоплотных чиновников они реальной финансовой помощи от государства не получают. Как планируется с этим бороться?
Федоров: Среди стереотипов массового сознания негативный образ чиновника — самый устойчивый. На самом деле не все так просто и однозначно. Разумеется, в ряде случаев возникают конфликтные ситуации, связанные с предоставлением господдержки. В частности, порой на местах предъявляются избыточные требования к документам. В таких случаях наше министерство рекомендует органам исполнительной власти субъектов Федерации внести изменения в региональные нормативные правовые акты, чтобы искусственно не сужать круг получателей субсидий. Но, как говорили римляне, audiatur et altera pars – «пусть будет выслушана и другая сторона». Случается, сельхозтоваропроизводитель винит местных чиновников в том, что не может получить субсидию. А стоит аграрию самому просто правильно оформить все необходимые документы, и проблема решена. Еще примеры. Если сельхозтоваропроизводитель не соблюдает определенные агротехнические условия, то страховая компания вправе отказать ему в выплате. Аграрии же при этом нередко винят во всех грехах страховщика. Минфин России требует, чтобы получатель субсидии исправно платил самые минимальные налоги. Соответственно, если сельхозорганизация не предоставляет соответствующую справку из налоговой службы, может ли она рассчитывать на получение субсидии? Вопрос риторический…
ПРОФИЛЬ: С 2013 года заработал новый механизм — предоставление субсидий на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур. Почему был выбран этот механизм?
Федоров: Причина кроется в слове… ой, действительно… из трех букв — ВТО. Россия в 2012 году присоединилась к Всемирной торговой организации, и прежние меры прямой государственной поддержки уже не могут применяться. Поэтому и был утвержден постановлением правительства новый механизм господдержки сельхозтоваропроизводителей, не связанный с производственными показателями растениеводства.
ПРОФИЛЬ: Сохранится ли в будущем действие нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей?
Федоров: Льгота теперь является бессрочной: это немалое подспорье для компаний, ведь остающиеся средства могут быть использованы для новых проектов. Кроме того, до 31 декабря 2017 года устанавливается льготная ставка НДС в размере 10% при ввозе в Россию и реализации семенного материала и эмбрионов отдельных видов племенного скота. Организациям потребительской кооперации численностью более 100 человек предоставляется право применять систему единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 января 2018 года. Могут появиться и другие льготы.
ПРОФИЛЬ: Формально отечественные компании после вступления в ВТО получили доступ на западные рынки сбыта. Есть ли предпосылки того, что отечественный продовольственный экспорт будет расти, или он останется фрагментарным?
Федоров: Пожалуй, если не все, то многие помнят, что перед Первой мировой войной Россия была лидером по экспорту зерновых. Сейчас, спустя столетие, нам удалось вновь стать ведущими поставщиками зерна на мировой рынок. Несмотря на то, что погода наших аграриев не балует, прогнозы в целом оптимистичные. В 2012 году экспорт зерна составил 22,4 млн тонн, а к 2020 году экспортный потенциал зерна прогнозируется на уровне 30 млн тонн. Но мы все-таки сориентированы экспортировать больше продукции переработки зерна, лучше и выгоднее — глубокой переработки. Есть предпосылки для более широкого выхода и других видов продукции отечественного агропрома на внешние рынки. В первую очередь — растительных масел, сахара, мяса птицы. Подтверждение тому — данные Федеральной таможенной службы. Так, в прошлом году экспорт из России подсолнечного масла увеличился по сравнению с 2011 годом в 2,8 раза, рапсового масла — в 1,3 раза, соевого масла — в 1,1 раза, семян подсолнечника — в 2,2 раза, жмыхов — в 2,3 раза, риса — в 2,2 раза, кукурузы — втрое. Конечно, эти цифры радуют. Но все же главная наша задача в том, чтобы в российском продовольственном экспорте сместить акценты в сторону продукции с более высокой добавленной стоимостью. Скажем так, зерно и мясо должны потесниться и дать дорогу российским макаронам и колбасе. Потребуется серьезная модернизация действующих производств, принятие ряда законодательных решений, подготовка финансовых и страховых механизмов поддержки экспорта сельхозпродукции. Необходимы передовые маркетинговые стратегии, чтобы продвигать российскую продукцию на зарубежный рынок. Успешно конкурировать с мировыми производителями — задача, прямо сказать, непростая. Но выполнимая. Как говорят в таких случаях, сложно, но можно. Добавлю: и нужно.
ПРОФИЛЬ: Надо ли поддерживать отечественное производство сельхозтехники? Один из главных критиков вступления России в ВТО, совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин утверждает, что отрасль гибнет.
Федоров: По правилам ВТО, сельхозтоваропроизводитель может приобретать любую технику — как отечественную, так и импортную — и получать на это субсидии. Но что для аграриев плюс, для машиностроителей минус. Безусловно, поддержка российских производителей сельхозтехники — одно из приоритетных направлений государственной политики. В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации прямо говорится о «поэтапном снижении зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов». Эту же цель преследует и Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 года. Мы с Минпромторгом и Минэкономразвития совместно разрабатываем меры поддержки отечественных машиностроителей. Один из примеров — утвержденные постановлением правительства России правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники. Но на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Конкуренция обострилась, а значит, и работать российским машиностроителям нужно по-новому, лучше, чтобы делами — то есть своей продукцией, ее ценой и качеством — убедить наших аграриев в преимуществе своей техники.
ПРОФИЛЬ: Одна из проблем российского села — относительно невысокое качество жизни. Что делается для его улучшения?
Федоров: Есть известный афоризм древнегреческого философа Протагора: «Человек — мера всех вещей». Речь здесь идет о познании мира. Но в это высказывание вкладывают и другой смысл: человек — основа, центр всего. Полагаю, что об этом должен думать каждый руководитель. Грош цена губернатору, который рапортует о каких-то успехах в регионе, а в деревнях и селах нет ни хороших дорог, ни современных школ, ни больниц…
Я шестнадцать лет руководил Чувашской Республикой — регионом, где порядка 40% составляет сельское население. И именно социальное развитие села всегда было ключевым направлением региональной политики. И сейчас, находясь на посту федерального министра, по-прежнему считаю, что основой государственной аграрной политики должна быть забота о земледельце, создание цивилизованных условий для жизни и работы на селе. В нынешнем году завершается федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года». Назову некоторые итоги. За 2003—2012 годы 250 тыс. сельских семей улучшили жилищные условия благодаря строительству и приобретению 16,9 млн кв. м жилья, в том числе 83,6 тыс. молодых семей и молодых специалистов — 5,1 млн кв. м жилья. В сельской местности повысился уровень газификации с 33,1% до 55,8% и водоснабжения с 40,7% до 59,1%.
ПРОФИЛЬ: Как вы оцениваете эти результаты?
Федоров: Это неплохо, но недостаточно. Один из главных результатов — преодолена негативная динамика демографических процессов на селе. Так, с 2003-го по 2011 год коэффициент смертности сельского населения уменьшился на 17%, коэффициент рождаемости увеличился на 27%. Все больше молодежи остается на малой родине, «выбирая деревню на жительство». Однако предстоит сделать еще очень многое, чтобы создать для селян достойные условия жизни. В следующем году стартует масштабная федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года». Общий объем финансирования программы в 2014—2020 годах — 299,2 млрд рублей.
Но, как сказано в Писании, «вера без дел мертва». Без созидательной и напряженной работы даже самые масштабные программы — просто стопки бумаги. Уверен, что каждый подлинный патриот России своими пусть малыми, но добрыми делами сможет внести лепту в возрождение села. Потому что это не только восстановление исторической справедливости по отношению к российскому крестьянству. Это возвращение к нашим истокам — культуре, языку, духовности. Если хотите — к детству и Родине.
Источник: http://mcx.ru