Собственный бренд. Как агрохолдинги диверсифицируют производство
Собственный бренд. Как агрохолдинги диверсифицируют производство
И зачем им это нужно
Российские агрохолдинги не ограничиваются сферой выращивания и продажи урожая. Некоторые из них уже успешно запустили собственные бренды техники, семян и даже IT-продукты. Зачем крупные агрокомпании создают товары под своими торговыми марками и помогает ли это дополнительно заработать — в обзоре журнала Поле.РФ.
Закрыть собственные потребности или заработать?
Дефицит предложения, неудовлетворенность качеством доступных товаров сельхозпроизводства и стремление повысить эффективность собственного бизнеса — вот что чаще всего подталкивает агрохолдинги инвестировать в новые направления.
«Если сельхозпроизводитель идет на риск инвестировать ресурсы финансовые, человеческие и другие в новые непрофильные проекты, то скорее всего, это вызвано насущной необходимостью закрыть какие-то потребности, которые не закрыть более простыми способами», — отмечает генеральный директор Агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко.
По его словам, все проекты агрохолдинга в области инноваций, промышленных разработок, селекции и генетики связаны с решением конкретных производственных задач. В подавляющем большинстве случаев это долгосрочные инвестиции, сроки окупаемости которых могут исчисляться годами.
Директор департамента «Экосистема» ГК «АгроТерра» Наталья Киселева
«В 2014-2017 годах мы уже являлись одним из самых крупных растениеводческих предприятий Центрально-Черноземного региона и в определенный момент четко осознали собственную потребность в высококачественных семенах», — поделилась директор департамента «Экосистема» ГК «АгроТерра» Наталья Киселева. Причем уже первый сезон 2018 года, когда в группе компаний начали высевать собственные семена, показал положительный эффект для всего бизнеса.
Много лет назад холдинг «Мираторг» поставил себе амбициозную задачу развивать собственное производство, в том числе в машиностроительной сфере. А предпосылки к этому те же — снизить зависимость от внешних факторов и не подстраивать свою технологию под предложение рынка.
«Собственное производство оборудования и комплектующих минимизирует зависимость от международных поставщиков. Кроме того, обладая экспертными знаниями в сельском хозяйстве — животноводстве, растениеводстве — «Мираторг» получил возможность самостоятельно формировать запрос на технические характеристики оборудования, а не подстраиваться под существующие варианты», — прокомментировал генеральный директор машиностроительного завода «Мираторга» Сергей Мишуров.
Зачастую проекты, которые стартовали с цели «обеспечить самих себя», со временем выросли в коммерчески успешные. Например, семена бренда Relix от «АгроТерры» на Поле.РФ сегодня могут купить хозяйства любых регионов России.
«При разработке новой технологии, оборудования, техники, сортов семян, считая экономику проекта, мы планируем несколько сценариев — не только базовые, которые предусматривают окупаемость, но и прогрессивные, которые предусматривают коммерческое масштабирование и прибыль от продаж на конкурентном рынке», — рассказывает Недужко.
Впрочем, бывает, что к развитию новых направлений бизнеса компании подталкивает меняющаяся рыночная конъюнктура, и проекты изначально создаются как коммерческие. Например, «ЭкоНива — Техника-Холдинг» начал работу над проектом производства запасных частей и технических жидкостей для импортной самоходной и прицепной техники в 2022 году, а в 2024 году вывел их на рынок под собственной торговой маркой «Агрознак».
«Целью запуска собственного производства запчастей было обеспечение рынка качественными аналогами импортных деталей и компонентов, доступ к которым оказался затруднен», — пояснили в компании.
Вячеслав Лукомец: «Не только аграрии начинают верить в науку, но и бизнес начинает верить в селекцию»
Вот уже несколько лет российская селекция и семеноводство переживают своеобразную «эпоху ренессанса». Особую роль в этом играют инициативы государства, в частности Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства (ФНТП), утвержденная в 2017 году.
«Государство стало уделять серьезное внимание мерам стимулирования отрасли, направленным на привлечение частного капитала. Началась серьезная трансформация семеноводства из централизованно управляемой отрасли в структуру самостоятельных, конкурирующих между собой селекционно-семеноводческих и семеноводческих объединений, — комментирует Киселева. — Хозяйства и агрохолдинги в новых условиях стали гораздо свободнее выбирать себе направление производственной деятельности».
75% семян собственной селекции к 2030 году — цель Доктрины продовольственной безопасности России
В этих условиях в ГК «АгроТерра» увидели новые возможности и начали создавать инфраструктуру для запуска полного цикла производства семян от поля до упаковки не только для себя, но и для всего агрорынка. Так появился официально зарегистрированный товарный знак RELIX®. Сегодня под ним продаются семена кукурузы, подсолнечника, рапса, зерновых культур. В сезоне-2025 компания увеличила продажи семян в 5 раз, а к сезону 2026 года планирует удвоить этот результат.
«С гордостью констатируем: семеноводство для нас — это приоритетное направление бизнеса», — сообщает Киселева.
Отвечая на вопрос о возможностях для холдингов диверсифицировать бизнес и заработать, эксперт «АгроТерры» отмечает, что рынок быстро заполняется новыми игроками, но тех, кто по-настоящему серьезно и профессионально заложил основу для входа в него, не так много. По мнению Киселевой, в условиях растущего спроса на высококачественные отечественные семена лидирующие позиции займут компании, которые уже создали сильную семеноводческую инфраструктуру.
«Далеко не каждый агрохолдинг, особенно сейчас, когда с момента начала этой трансформации прошло достаточно много времени, может эффективно осуществить запуск направления семеноводства», — утверждает спикер.
Для налаживания полного цикла производства семян «АгроТерре» потребовалось несколько лет, в течение которых закупались необходимые активы и выстраивалась вертикально интегрированная производственная система. Следующим шагом стал запуск собственной селекционной программы и сейчас государственные сортовые испытания проходит портфель гибридов и сортов.
В «АгроТерре» признают, что сдерживающий эффект могут оказать ограничение инвестиций, дефицит персонала и технологические стандарты, однако имеющиеся у агрохолдинга ресурсы и потенциал помогут преодолеть эти вызовы.
Российские агрохолдинги не ограничиваются сферой выращивания и продажи урожая. Некоторые из них уже успешно запустили собственные бренды техники, семян и даже IT-продукты. Зачем крупные агрокомпании создают товары под своими торговыми марками и помогает ли это дополнительно заработать — в обзоре журнала Поле.РФ.
Закрыть собственные потребности или заработать?
Дефицит предложения, неудовлетворенность качеством доступных товаров сельхозпроизводства и стремление повысить эффективность собственного бизнеса — вот что чаще всего подталкивает агрохолдинги инвестировать в новые направления.
«Если сельхозпроизводитель идет на риск инвестировать ресурсы финансовые, человеческие и другие в новые непрофильные проекты, то скорее всего, это вызвано насущной необходимостью закрыть какие-то потребности, которые не закрыть более простыми способами», — отмечает генеральный директор Агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко.
По его словам, все проекты агрохолдинга в области инноваций, промышленных разработок, селекции и генетики связаны с решением конкретных производственных задач. В подавляющем большинстве случаев это долгосрочные инвестиции, сроки окупаемости которых могут исчисляться годами.
Директор департамента «Экосистема» ГК «АгроТерра» Наталья Киселева
«В 2014-2017 годах мы уже являлись одним из самых крупных растениеводческих предприятий Центрально-Черноземного региона и в определенный момент четко осознали собственную потребность в высококачественных семенах», — поделилась директор департамента «Экосистема» ГК «АгроТерра» Наталья Киселева. Причем уже первый сезон 2018 года, когда в группе компаний начали высевать собственные семена, показал положительный эффект для всего бизнеса.
Много лет назад холдинг «Мираторг» поставил себе амбициозную задачу развивать собственное производство, в том числе в машиностроительной сфере. А предпосылки к этому те же — снизить зависимость от внешних факторов и не подстраивать свою технологию под предложение рынка.
«Собственное производство оборудования и комплектующих минимизирует зависимость от международных поставщиков. Кроме того, обладая экспертными знаниями в сельском хозяйстве — животноводстве, растениеводстве — «Мираторг» получил возможность самостоятельно формировать запрос на технические характеристики оборудования, а не подстраиваться под существующие варианты», — прокомментировал генеральный директор машиностроительного завода «Мираторга» Сергей Мишуров.
Зачастую проекты, которые стартовали с цели «обеспечить самих себя», со временем выросли в коммерчески успешные. Например, семена бренда Relix от «АгроТерры» на Поле.РФ сегодня могут купить хозяйства любых регионов России.
«При разработке новой технологии, оборудования, техники, сортов семян, считая экономику проекта, мы планируем несколько сценариев — не только базовые, которые предусматривают окупаемость, но и прогрессивные, которые предусматривают коммерческое масштабирование и прибыль от продаж на конкурентном рынке», — рассказывает Недужко.
Впрочем, бывает, что к развитию новых направлений бизнеса компании подталкивает меняющаяся рыночная конъюнктура, и проекты изначально создаются как коммерческие. Например, «ЭкоНива — Техника-Холдинг» начал работу над проектом производства запасных частей и технических жидкостей для импортной самоходной и прицепной техники в 2022 году, а в 2024 году вывел их на рынок под собственной торговой маркой «Агрознак».
«Целью запуска собственного производства запчастей было обеспечение рынка качественными аналогами импортных деталей и компонентов, доступ к которым оказался затруднен», — пояснили в компании.
Вячеслав Лукомец: «Не только аграрии начинают верить в науку, но и бизнес начинает верить в селекцию»
Вот уже несколько лет российская селекция и семеноводство переживают своеобразную «эпоху ренессанса». Особую роль в этом играют инициативы государства, в частности Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства (ФНТП), утвержденная в 2017 году.
«Государство стало уделять серьезное внимание мерам стимулирования отрасли, направленным на привлечение частного капитала. Началась серьезная трансформация семеноводства из централизованно управляемой отрасли в структуру самостоятельных, конкурирующих между собой селекционно-семеноводческих и семеноводческих объединений, — комментирует Киселева. — Хозяйства и агрохолдинги в новых условиях стали гораздо свободнее выбирать себе направление производственной деятельности».
75% семян собственной селекции к 2030 году — цель Доктрины продовольственной безопасности России
В этих условиях в ГК «АгроТерра» увидели новые возможности и начали создавать инфраструктуру для запуска полного цикла производства семян от поля до упаковки не только для себя, но и для всего агрорынка. Так появился официально зарегистрированный товарный знак RELIX®. Сегодня под ним продаются семена кукурузы, подсолнечника, рапса, зерновых культур. В сезоне-2025 компания увеличила продажи семян в 5 раз, а к сезону 2026 года планирует удвоить этот результат.
«С гордостью констатируем: семеноводство для нас — это приоритетное направление бизнеса», — сообщает Киселева.
Отвечая на вопрос о возможностях для холдингов диверсифицировать бизнес и заработать, эксперт «АгроТерры» отмечает, что рынок быстро заполняется новыми игроками, но тех, кто по-настоящему серьезно и профессионально заложил основу для входа в него, не так много. По мнению Киселевой, в условиях растущего спроса на высококачественные отечественные семена лидирующие позиции займут компании, которые уже создали сильную семеноводческую инфраструктуру.
«Далеко не каждый агрохолдинг, особенно сейчас, когда с момента начала этой трансформации прошло достаточно много времени, может эффективно осуществить запуск направления семеноводства», — утверждает спикер.
Для налаживания полного цикла производства семян «АгроТерре» потребовалось несколько лет, в течение которых закупались необходимые активы и выстраивалась вертикально интегрированная производственная система. Следующим шагом стал запуск собственной селекционной программы и сейчас государственные сортовые испытания проходит портфель гибридов и сортов.
В «АгроТерре» признают, что сдерживающий эффект могут оказать ограничение инвестиций, дефицит персонала и технологические стандарты, однако имеющиеся у агрохолдинга ресурсы и потенциал помогут преодолеть эти вызовы.
Источник: https://поле.рф
