Не простое, а золотое. Понесет ли Ряба золотые яйца?






Не простое, а золотое. Понесет ли Ряба золотые яйца?

Российское производство мяса птицы приближается к уровню удовлетворения внутренней потребности, поэтому участники рынка все чаще думают о возможности экспорта своей продукции. Конечно, коррективы в их планы может внести грядущее вступление России в ВТО, а также членство в ТС.

Станут ли эти изменения толчком для дальнейшего развития отечественных птицепереработчиков? Хотя эксперты пока не дают однозначного ответа, совершенно очевидно, что сегодня ни одна страна не сможет развиваться в изоляции от мировой экономической системы.

Тренды мирового рынка

К 2050 г. возросшая численность населения Земли потребует производства вдвое большего объема питания по сравнению с 2010 г. Такого объема производства можно достичь только с помощью технологий, увеличивающих интенсивность и эффективность, в том числе – с помощью генной модификации растительных и животных источников пищи.

По данным FAO, прогноз роста потребления основных видов мяса с 2010 по 2019 гг. таков: птица +23 % (до 115 млн т); свинина +17 % (до 126 млн т); говядина: +14,5 % (до 74 млн т).

Региональный директор Американской федерации по экспорту мяса (USMEF) Джон Брук прогнозирует, что возрастание спроса произойдет за счет увеличения потребления мяса в Китае, странах Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Африки. При этом в большинстве стран потребление будет обеспечиваться за счет импорта. Даже сейчас Япония и Корея «закрывают» более 50% потребления за счет импорта; Россия – более 36%.

Кто обеспечит этот спрос? В 2011 г. ожидается сохранение ограниченного предложения всех видов мяса при росте объема общемирового экспорта.

Вице-президент Международной программы развития птицеводства IPDP Совета США по экспорту домашней птицы и яиц Альберт Давлеев уверен, что в ближайшее время уровень потребления мяса птицы в России и мире продолжит расти.

Производство птицы в мире возрастает с 83,12 млн т в 2005 г. до 117,85 млн т в 2019 г. (по данным ОСЭР). Это объясняется быстрой окупаемостью инвестиций в птицеводство, ростом потребления мяса птицы в расчете на 1 чел. в год (с 12,72 кг в 2005 г. до 15,3 кг в 2019 г.), удорожанием говядины на мировом рынке и снижением объема ее производства, отмечает эксперт в своем докладе.

По прогнозам, США и Бразилия останутся крупнейшими экспортерами птицы (по данным USDA, экспорт из США достигнет 4 000 тыс. т, из Бразилии – 3 600 тыс. т, суммарно – около 80% всего объема рынка). Россия будет и далее снижать объем импорта птицы, а Китай, наоборот, будет ежегодно увеличивать ее ввоз.

«Основной проблемой всего мирового птицеводства является удорожание кормов. Связано это со многими причинами. Одна из них – наращивание объема производства биоэтанола при одновременном сокращении земельных площадей под выращивание кормовых культур. Тенденция «Продовольствие в обмен на нефть» набирает силу.

При этом в Бразилии и Аргентине есть возможность наращивать производство кормов за счет имеющихся природных ресурсов, и производство птицы в этих странах будет в ближайшее время наиболее рентабельно», – подчеркивает Альберт Давлеев.

По его словам, на внутреннем рынке США наблюдается снижение поголовья стада птицы (в том числе это связано с сокращением и удорожанием кормовой базы, а также с тем, чтобы удержать цены на птицу путем сокращения предложения на рынке), сокращение производства мяса птицы и одновременная капитализация брендов за счет разработки новых продуктов глубокой переработки птицы.

На внешних рынках США идет развитие новых направлений экспорта (Африка, Карибы, Средний Восток). США последовательно добивается расширения зон свободной торговли, особенно со странами ЕС и борется с торговыми барьерами, которые постоянно создаются в различных странах (в том числе и в России).

В Бразилии мясо птицы конкурирует с продуктами из других видов мясного сырья. Капитализация в основном направлена на ресурсы (запашка новых земель и высокоэффективное земледелие). Поэтому цена кормов не увеличивается, и достигается полное самообеспечение страны кормами.

На внешних рынках бразильские птицеводы занимаются поиском новых клиентов, скупают активы в США, борются за доминирование в Китае, Японии, на Ближнем Востоке, противостоят политике протекционизма ЕС. Производство курятины идет в сторону дальнейшего добавления стоимости продукции за счет глубокой переработки и активного продвижения бренда BRAZIL CHICKEN.

Эксперт рассказал, что в странах ЕС птицеводство сталкивается с такими вызовами, как строгое квотирование производства, ужесточение экологического законодательства и требований Welfare (гуманного обращения с животными), обеспечение прослеживаемости происхождения. Эти факторы, вкупе с ростом курса евро на фондовом рынке, увеличивают себестоимость продукции и ограничивают возможность ее экспорта.

В Белоруссии производство птицы идет под лозунгом «экспорт любой ценой». В Казахстане происходит реструктуризация импорта. Украина вышла на внешние рынки, многие украинские птицеводческие и птицеперерабатывающие предприятия получают сертификаты ЕС. Другие страны тоже делают попытки расширить присутствие на мировом рынке: Аргентина – за счет конвертации дешевого сырья, Таиланд осваивает свободную нишу глубокой переработки, Иран производит продукцию «халяль», ЮАР и Австралия борются за региональные рынки.

Адаптироваться к правилам свободного рынка

Российское птицеводство, благодаря мерам государственной поддержки, а также инвестициям, вложенным в отрасль за последние годы, находится в стадии активного развития. Показатели производства эффективных предприятий уже сравнимы с таковыми в странах с наиболее развитым птицеводством.

По данным Росптицесоюза, объем отечественного производства птицы в 2011 г. увеличится на 15%, что составляет примерно 360 тыс. т. Импорт, несмотря на его снижение почти на 300 тыс. т из-за ветеринарного запрета в прошлом году, в 2011-м сократится еще на 330 тыс. т вследствие уменьшения квот. В долгосрочной перспективе (до 2020 г.) импорт будет занимать долю менее 10%.

При этом, по словам Альберта Давлеева, отрасль сегодня зависима от господдержки, а высокая себестоимость продукции еще не позволяет выдерживать конкуренцию на мировом рынке. Потребление птицы в России главным образом организовано через розничную торговли (85%), переработка и ресторанный бизнес занимают скромные ниши (10 и 5% соответственно), в то время как в США продукция птицеводства очень востребована именно в ресторанном сегменте (45%). Узкий ассортимент продукции и недостаточно эффективный контроль качества также являются сдерживающими факторами в борьбе за выход на мировой рынок.

«Для птицеводов России наступает период насыщения рынка, ведущий к обострению внутренней конкуренции. В этой связи тенденцией 2012 г. станет рост сделок по слияниям и поглощениям, что позитивно отразится на эффективности птицеводческой отрасли, – уверен президент Мясного Союза России Мушег Мамиконян. – Насыщение рынка, а также дисбаланс в структуре спроса и предложения, например более высокий спрос на окорочка и более низкий спрос на белое мясо, заставит птицеводов позаботиться об экспорте своей продукции на зарубежные рынки».

Уже в 2010 г. объем экспорта мяса птицы составил около 15 тыс. т, в 2011 г. прогнозируется поставка более 60 тыс. т., еще через три года Россия сможет экспортировать 100 тыс. т мяса птицы (субпродукты и белое мясо). К 2020 г. объем экспорта должен достичь уровня в 200 тыс. т.

В силу сложившихся традиций и близости культур основными рынками сбыта российских продуктов питания являются страны СНГ. В остальных странах спрос на традиционные российские продукты питания незначителен, в том числе по причине отсутствия их рекламного сопровождения со стороны российских производителей.

По мнению Мушега Мамиконяна, перспективными для продвижения отечественной продукции являются рынки стран арабского мира и Северной Африки, которые испытывают нехватку зерна.

При этом он советует птицеводам уделить особое внимание сегменту консервированной продукции. Спрос на консервы из птицы существует не только в странах с низкой покупательной способностью населения, но также в развитых и развивающихся странах. Между тем эта категория товара в России еще недостаточно оценена и апробирована.

Большой недостаток современных агрохолдингов заключается в том, что они меньше концентрируются на маркетинге, потому что у них есть ресурсы для экстенсивного развития, сходятся во мнении эксперты. В качестве примера можно рассмотреть структуру производства птицы в тушках. Во всех остальных странах мира производятся тушки или с массой 2,5 кг, предназначенные для разделки и переработки (выход мяса от такой тушки выше, качество его лучше), или не более 1 кг – для гриля и приготовления цыплят-табака в секторе общественного питания.

Именно такие продукты нужны российскому рынку и по маркетинговым причинам, и для повышения эффективности производства. Тем более это актуально в связи с ежегодным ростом доли разделанной птицы. В России же производятся тушки птицы «усредненного размера», в основном массой 1,2-1,5 кг. Никаких исключений из этого правила не наблюдается.

Кто-то из птицеводов должен стать первопроходцем в производстве тушек большей массы. Эти позитивные изменения очень важны для общей устойчивости и конкурентоспособности отрасли – как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Стремясь укрепить свои позиции, российские производители будут вынуждены разрабатывать эффективную маркетинговую стратегию и формировать грамотное ассортиментное предложение. Если они смогут адаптировать свои продуктовые предложения к новым правилам, вступление России в ВТО только облегчит их выход на международный рынок.
Источник: http://sfera.fm
Категория: Аналитика, обзоры, право | Добавил: hellmann (20.01.2012) Просмотров: 917 | Рейтинг: 0.0/0
All Right Reserved. Copyright: poultrysite.ru ™ © 2000 - 2024.
Поддержка сайта: Ринат Мустаев admin@poultrysite.ru
Подписка на рассылку: новости птицеводства и сельского хозяйства
Проверить тИЦ и PR
Top.Mail.Ru
Рассылка-Птицеводство
Правильный CSS!
Информация с новостных сайтов, публикуется согласно авторского права
с активной гиперссылкой на сайт первоисточника