В Стратегии-2020 потеряли сельское хозяйство. Аграрии не вписались в проект светлого будущего страны
В Стратегии-2020 потеряли сельское хозяйство. Аграрии не вписались в проект светлого будущего страны
Новый вариант «Стратегии-2020» принципиально отличается от первой версии, утвержденной правительством в 2008 году. Первое, что бросается в глаза, – игнорирование сельского хозяйства и агропромышленного комплекса (АПК). Аграрии недоумевают: от АПК зависит продовольственная безопасность и социальное благополучие, объемы экспорта и импорта, перспективы торговли и пищепрома. Прогресс экономики невозможен без успехов села. Разработчики объясняют аграрный пробел сознательным исключением из стратегии отраслевых вопросов.
В апреле Россия начинает весенние полевые работы. В конце марта премьер Владимир Путин на совещании с аграриями в Воронеже сообщил, что задача государства – эффективно использовать бюджетные средства, выделенные на развитие АПК.
Необходимо, «чтобы АПК России и дальше был одним из лидеров роста российской экономики». «Особенно это актуально в связи с присоединением России ко Всемирной торговой организации», – сказал Путин. Казалось бы, правительство всерьез озабочено развитием агропрома. Тем удивительнее тот факт, что агропром в качестве стратегических отраслей в тексте обновленной «Стратегии-2020» даже не упоминается. Напомним, в 2008 году правительство приняло первый вариант «Стратегии-2020» – так называемую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Однако мировой финансовый кризис кардинально изменил российские перспективы. И в конце 2010 года Путин поручил экономистам обновить стратегический документ. Была создана 21 экспертная группа. Координацией работы занимались Высшая школа экономики (ВШЭ) и Академия народного хозяйства и госслужбы. В декабре 2011 года правительство получило итоговый текст. Однако ни среди разделов «Стратегии», ни в списке экспертных групп нельзя найти сельскохозяйственную проблематику.
Вчера аграрии высказали по этому поводу свое недоумение. «Практически полное игнорирование проблем аграрного сектора в стратегическом документе выглядит очень странно. В Китае, Индии, Бразилии и ЮАР – наши «соседи» по группе БРИКС – потенциал развития агросектора рассматривается как важнейший экономический фактор, – сказал руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. – Могу предположить, что авторы «Стратегии-2020» очень далеки от проблем агросектора и, вероятно, вообще не бывали на современных фермах и агрокомплексах». По словам Юшина, агросектор – это не только проблемы производства тонн зерна, мяса и молока, это пересечение проблем инфраструктурного и регионального развития, размещения рабочей силы и демографии. Однако аграрный сектор не первый раз выпадает из ключевых экономических документов. «В первоначальном финансовом меморандуме ВЭБа как института развития агропром вообще не был упомянут. Нам потребовалось больше года убеждать власти, что институт развития должен кредитовать в том числе аграрные предприятия», – напоминает Юшин.
«Сельское хозяйство вносит в валовый продукт вклад небольшой, но АПК кроме сельского хозяйства включает в себя еще пищевую и перерабатывающую промышленности. А это уже почти половина розничной торговли России. Население тратит около 50–55% денежных средств на покупку продовольственных товаров и продуктов питания. Сельское хозяйство – это отрасль экономики, с которой связана не только производственная деятельность, но и жизнь людей в сельской местности. Около 30 миллионов человек в стране связаны с сельским хозяйством», – говорит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут и добавляет, что в старой Концепции долгосрочного развития РФ АПК прописан был. Отсюда – вопрос, как авторы «Стратегии», которые призывают власть к новой социальной политике, предполагают повышать качество человеческого капитала без развития сельского хозяйства.
На то, что в «Стратегии-2020» досадным образом отсутствует проработка аграрных вопросов, указывал ранее и один из разработчиков документа – первый проректор ВШЭ Лев Якобсон. Другие разработчики попытались вчера объяснить «НГ» такое упущение. Оказывается, в «Стратегии-2020» в принципе не предполагались отраслевые обзоры, чтобы не было ввязывания в лоббистские войны. Как сообщили в пресс-службе Академии народного хозяйства и госслужбы, отраслевая проблематика может быть проработана в будущем, если будет соответствующий запрос от правительства или самих отраслей. «Для отраслевой проработки не хватило ни времени, ни средств», – добавляет научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. Не только агропром остался за пределами «Стратегии», но и, как сообщил Ясин, промышленность, транспорт, торговля.
Между тем заметим, что в «Стратегии» все же поднимаются вопросы, связанные с промышленностью (диверсификация, внедрение инноваций, реформирование естественных монополий), с инфраструктурой (преодоление территориальной разобщенности, развитие транспортной системы) и т.д. Хотя нельзя отрицать, что эти вопросы являются скорее обрамлением для более глобальной концепции. «Авторы в «Стратегии» находятся на более высоком уровне абстракции. И с этой точки зрения главным недостатком документа является не столько отсутствие раздела об агропроме, сколько то, что продовольственная безопасность страны не выделяется в качестве фундаментального стратегического приоритета», – отмечает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.
Минсельхоз, в свою очередь, не испытывает никакой тревоги из-за того, что агропром не попал в «Стратегию-2020». Как заметил директор департамента государственной политики в сфере АПК и информации Минсельхоза Дмитрий Бобков, «Стратегия-2020» носит скорее макроэкономический характер и направлена на социальную сферу в целом. Но это не значит, что сельское хозяйство перестало быть в стране стратегически важной отраслью. Можно назвать несколько масштабных документов, посвященных проблемам АПК. «На данный момент разработана и должна быть внесена в правительство госпрограмма по развитию сельского хозяйства до 2020 года. В ней детально прописаны все мероприятия по поддержке отрасли, регламентированы все стратегические направления АПК», – говорит Дмитрий Бобков. Также есть Доктрина продовольственной безопасности от 2010 года. В ней регламентируются уровни самообеспечения России теми или иными видами продовольствия. Как сообщает Бобков, по многим позициям Россия уже достигла целевых показателей по самообеспечению.
В апреле Россия начинает весенние полевые работы. В конце марта премьер Владимир Путин на совещании с аграриями в Воронеже сообщил, что задача государства – эффективно использовать бюджетные средства, выделенные на развитие АПК.
Необходимо, «чтобы АПК России и дальше был одним из лидеров роста российской экономики». «Особенно это актуально в связи с присоединением России ко Всемирной торговой организации», – сказал Путин. Казалось бы, правительство всерьез озабочено развитием агропрома. Тем удивительнее тот факт, что агропром в качестве стратегических отраслей в тексте обновленной «Стратегии-2020» даже не упоминается. Напомним, в 2008 году правительство приняло первый вариант «Стратегии-2020» – так называемую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Однако мировой финансовый кризис кардинально изменил российские перспективы. И в конце 2010 года Путин поручил экономистам обновить стратегический документ. Была создана 21 экспертная группа. Координацией работы занимались Высшая школа экономики (ВШЭ) и Академия народного хозяйства и госслужбы. В декабре 2011 года правительство получило итоговый текст. Однако ни среди разделов «Стратегии», ни в списке экспертных групп нельзя найти сельскохозяйственную проблематику.
Вчера аграрии высказали по этому поводу свое недоумение. «Практически полное игнорирование проблем аграрного сектора в стратегическом документе выглядит очень странно. В Китае, Индии, Бразилии и ЮАР – наши «соседи» по группе БРИКС – потенциал развития агросектора рассматривается как важнейший экономический фактор, – сказал руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. – Могу предположить, что авторы «Стратегии-2020» очень далеки от проблем агросектора и, вероятно, вообще не бывали на современных фермах и агрокомплексах». По словам Юшина, агросектор – это не только проблемы производства тонн зерна, мяса и молока, это пересечение проблем инфраструктурного и регионального развития, размещения рабочей силы и демографии. Однако аграрный сектор не первый раз выпадает из ключевых экономических документов. «В первоначальном финансовом меморандуме ВЭБа как института развития агропром вообще не был упомянут. Нам потребовалось больше года убеждать власти, что институт развития должен кредитовать в том числе аграрные предприятия», – напоминает Юшин.
«Сельское хозяйство вносит в валовый продукт вклад небольшой, но АПК кроме сельского хозяйства включает в себя еще пищевую и перерабатывающую промышленности. А это уже почти половина розничной торговли России. Население тратит около 50–55% денежных средств на покупку продовольственных товаров и продуктов питания. Сельское хозяйство – это отрасль экономики, с которой связана не только производственная деятельность, но и жизнь людей в сельской местности. Около 30 миллионов человек в стране связаны с сельским хозяйством», – говорит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут и добавляет, что в старой Концепции долгосрочного развития РФ АПК прописан был. Отсюда – вопрос, как авторы «Стратегии», которые призывают власть к новой социальной политике, предполагают повышать качество человеческого капитала без развития сельского хозяйства.
На то, что в «Стратегии-2020» досадным образом отсутствует проработка аграрных вопросов, указывал ранее и один из разработчиков документа – первый проректор ВШЭ Лев Якобсон. Другие разработчики попытались вчера объяснить «НГ» такое упущение. Оказывается, в «Стратегии-2020» в принципе не предполагались отраслевые обзоры, чтобы не было ввязывания в лоббистские войны. Как сообщили в пресс-службе Академии народного хозяйства и госслужбы, отраслевая проблематика может быть проработана в будущем, если будет соответствующий запрос от правительства или самих отраслей. «Для отраслевой проработки не хватило ни времени, ни средств», – добавляет научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. Не только агропром остался за пределами «Стратегии», но и, как сообщил Ясин, промышленность, транспорт, торговля.
Между тем заметим, что в «Стратегии» все же поднимаются вопросы, связанные с промышленностью (диверсификация, внедрение инноваций, реформирование естественных монополий), с инфраструктурой (преодоление территориальной разобщенности, развитие транспортной системы) и т.д. Хотя нельзя отрицать, что эти вопросы являются скорее обрамлением для более глобальной концепции. «Авторы в «Стратегии» находятся на более высоком уровне абстракции. И с этой точки зрения главным недостатком документа является не столько отсутствие раздела об агропроме, сколько то, что продовольственная безопасность страны не выделяется в качестве фундаментального стратегического приоритета», – отмечает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.
Минсельхоз, в свою очередь, не испытывает никакой тревоги из-за того, что агропром не попал в «Стратегию-2020». Как заметил директор департамента государственной политики в сфере АПК и информации Минсельхоза Дмитрий Бобков, «Стратегия-2020» носит скорее макроэкономический характер и направлена на социальную сферу в целом. Но это не значит, что сельское хозяйство перестало быть в стране стратегически важной отраслью. Можно назвать несколько масштабных документов, посвященных проблемам АПК. «На данный момент разработана и должна быть внесена в правительство госпрограмма по развитию сельского хозяйства до 2020 года. В ней детально прописаны все мероприятия по поддержке отрасли, регламентированы все стратегические направления АПК», – говорит Дмитрий Бобков. Также есть Доктрина продовольственной безопасности от 2010 года. В ней регламентируются уровни самообеспечения России теми или иными видами продовольствия. Как сообщает Бобков, по многим позициям Россия уже достигла целевых показателей по самообеспечению.
Источник: http://www.yarmarka.net