Анализ структуры посевных площадей России в рамках концепции устойчивого земледелия






Анализ структуры посевных площадей России в рамках концепции устойчивого земледелия

Устойчивое земледелие является одной из составных частей Концепции устойчивого развития (далее — Концепция УР) — системы взглядов на возможности удовлетворения текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды.

Концепция УР на международной арене сформировалась во второй половине XX века, когда стало очевидным, что проблемы окружающей среды и социальной сферы препятствуют поступательному экономическому прогрессу. Взаимосвязанные вопросы неравенства, бедности, истощения ресурсов, изменения климата продолжали обостряться, оказывая не только негативное влияние на природную среду и социум, но и в долгосрочной перспективе сдерживая экономическое развитие.

Наличие этих фундаментальных проблем с очевидностью указывало на необходимость пересмотра традиционной парадигмы экономического роста и внедрения концепции УР, призванной гармонизировать экономические, социальные и экологические аспекты жизнедеятельности человечества. Осознание взаимозависимости данных сфер и необходимости их сбалансированного развития стало ключевым вызовом, поставленным перед международным сообществом во второй половине прошлого столетия.

Как отмечает С.В. Маслова, «Концепция УР является одной из доминирующих в XXI веке и по своей значимости не уступает международным трендам на глобализацию, цифровую трансформацию, построение сетевого общества».

Концепция устойчивого развития основывается на трех взаимозависимых и взаимодополняющих элементах: экологическом, социальном и экономическом. Данные компоненты являются неотъемлемыми и равнозначными составляющими этой концепции. Экологический компонент предполагает рассмотрение вопросов, связанных с состоянием окружающей среды, использованием природных, водных и энергетических ресурсов, загрязнением воздуха. Данный аспект направлен на обеспечение экологической устойчивости, сохранение и рациональное использование природного капитала в интересах нынешнего и будущих поколений. Социальный компонент охватывает проблематику качества жизни людей, их благополучия и социальной справедливости. Он предполагает решение вопросов, связанных с преодолением бедности, неравенства, обеспечением доступа к образованию, здравоохранению и другим базовым услугам, развитием человеческого потенциала. Экономический компонент сфокусирован на обеспечении устойчивости экономического развития, рациональном использовании финансовых и производственных ресурсов, внедрении зеленых технологий, развитии экологически чистых отраслей экономики. Данное направление призвано гармонизировать экономический рост с принципами экологической и социальной ответственности.

Организация Объединенных Наций декларирует 17 целей устойчивого развития (ЦУР). G. Koehler считает, что ЦУР — это новая, прогрессивная, эгалитарная и основанная на правах человека повестка дня в области развития, которая будет охватывать эффективный подход к искоренению нищеты, предоставлению общественных благ и услуг, повышению производительности и сосредоточению внимания на занятости.

H.L. Moore констатирует, что ЦУР направлены на предоставление глобальных общественных благ, для достижения которых потребуются новые формы политических коалиций и сотрудничества, которые могут обеспечить социальную, экономическую и экологическую ценность для сообществ по всему миру. Большинство целей устойчивого развития имеют отношение к состоянию и использованию земель в сельском хозяйстве, но наиболее тесно с ним связаны три: ликвидация голода, борьба с изменением климата, сохранение экосистем суши.

Несмотря на значительные усилия, направленные на реализацию целей устойчивого развития ООН, отмечаются серьезные проблемы с их достижением в установленные сроки. Основными сдерживающими факторами выступают последствия пандемии COVID-19, рост цен на продовольствие, негативные эффекты изменения климата, участившиеся экстремальные погодные явления, нестабильная геополитическая обстановка и вооруженные конфликты.

Пандемия COVID-19 оказала существенное деструктивное влияние на социально-экономическую ситуацию во многих странах, усугубив и без того непростые условия для реализации ЦУР, в особенности ликвидации голода. Кризис нарушил функционирование производственно-сбытовых цепочек, ухудшил финансовое положение домохозяйств и бизнеса, спровоцировал рост безработицы, что в совокупности привело к повышению продовольственной уязвимости населения.

В дополнение к последствиям пандемии резкое обострение геополитической напряженности спровоцировало масштабные нарушения в международной торговле сельскохозяйственной продукцией и сырьевыми товарами. Внезапное сокращение экспорта ключевых продовольственных и сырьевых ресурсов привело к стремительному росту цен на продовольствие, особенно ощутимому для стран, зависимых от импорта.

Кроме того, нарастающее влияние климатических изменений, характеризующихся участившимися экстремальными погодными явлениями, оказывает негативное воздействие на сельскохозяйственное производство, подрывая продовольственную безопасность. Данные факторы в своей совокупности создают серьезные препятствия для достижения цели 2 (ликвидация голода) в установленные повесткой дня на период до 2030 года сроки.

Воздействие климатических изменений на сельское хозяйство имеет далеко идущие последствия, усугубляя проблемы продовольственной безопасности во многих регионах мира. Повышение средних температур, изменение моделей осадков, участившиеся экстремальные погодные явления, такие как засуха и наводнение, оказывают серьезное влияние на сельскохозяйственное производство.

В регионах, где сельское хозяйство уже находится под угрозой, эти климатические изменения приводят к снижению урожайности, деградации почв и ухудшению качества экосистемных услуг, крайне важных для аграрного сектора. Засушливые регионы Африки, Центральной и Южной Америки особенно уязвимы к этим климатическим воздействиям. Учащение засухи и наводнений в этих районах усугубляет проблему отсутствия продовольственной безопасности, приводя к недоеданию и неполноценному питанию населения. Кроме того, повышенная активность вредителей и распространение болезней растений наносят дополнительный ущерб сельскохозяйственным культурам.

Для смягчения последствий изменения климата в аграрном секторе необходим комплексный, междисциплинарный подход, включающий в себя разработку и внедрение более устойчивых к климатическим воздействиям сельскохозяйственных практик. Крайне важно укреплять адаптационные возможности фермеров, особенно в наиболее уязвимых регионах, посредством улучшения доступа к информации, финансовым ресурсам и передовым технологиям.

Лишь путем объединения усилий на глобальном, региональном и местном уровнях можно будет эффективно противостоять угрозе, которую изменение климата представляет для продовольственной безопасности и устойчивого сельского хозяйства во всем мире.

Сохранение экосистем суши в хорошем состоянии и с большим видовым разнообразием обеспечивает доступ человека к качественным материальным благам: лекарственному и техническому сырью, пищевым ресурсам. Однако деятельность человека оказывает разрушительное воздействие на экосистемы суши по всему миру.

Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что в ближайшие десятилетия под угрозой исчезновения могут оказаться около 40 тыс. видов растений и животных. Ежегодно безвозвратно уничтожается площадь лесов, сопоставимая с территорией Исландии, — более 10 млн га. При этом более половины ключевых районов, отличающихся исключительным биоразнообразием, до сих пор не взяты под охрану.

Эта тревожная тенденция стремительного разрушения природных экосистем требует незамедлительных и масштабных действий. Многие страны предпринимают попытки применять принципы устойчивого управления природными ресурсами. Они выделяют и активно защищают наиболее ценные в экологическом плане территории, внедряют новое природоохранное законодательство и реализуют комплекс соответствующих мер.

Однако предпринимаемых усилий пока недостаточно для коренного перелома ситуации. Решение этой глобальной проблемы требует скоординированных и согласованных действий — как на национальном, так и на международном уровне. Необходимо разработать и внедрить целостную стратегию защиты окружающей среды, предусматривающую не только создание новых охраняемых природных объектов, но и радикальное изменение подходов к хозяйственному освоению земель. Только комплексный подход, включающий жесткое регулирование природопользования и широкое внедрение экологически ответственных практик, способен обеспечить сохранение уникальных природных экосистем для будущих поколений.

Среди нормативно-правовых актов Российской Федерации в области устойчивого развития следует выделить Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» (далее — РП РФ 1912-р), Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития Российской Федерации» (далее — ПП РФ 1587).

РП РФ 1912-р определяет всего четыре цели устойчивого развития, и все они имеют прямое отношение к сельскому хозяйству: сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды; снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и (или) предотвращение их влияния на окружающую среду; сокращение выбросов парниковых газов; энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.

Существуют два вида проектов устойчивого развития — зеленые проекты и адаптационные проекты. Их ключевое отличие в том, что адаптационный проект должен отвечать только одному или нескольким из следующих требований:

соответствует одной из четырех целей устойчивого развития;
Быть направленным на достижение целей Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 года 21-й сессией Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, либо одной или нескольким целям, указанным в декларации «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»;
способствовать достижению экологического эффекта;
соответствовать технологическим показателям наилучших доступных технологий;
отсутствию значимых побочных эффектов на окружающую среду.
Вопросы устойчивого развития нашли отражение в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145, в рамках которой к большим вызовам для общества, государства и науки в том числе отнесены: возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан, изменение климата и влияние последствий его изменения на различные отрасли экономики, население и окружающую среду; потребность в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России, конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на мировых рынках продовольствия, снижение технологических рисков в агропромышленном комплексе на фоне глобального продовольственного кризиса.

В связи с этим приоритеты Стратегии: переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству; разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных; хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции; создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.

На достижение определенных целей устойчивого развития, в особенности на ликвидацию голода, направлено Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 «Об утверждении государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» (далее — Государственная программа).

Стратегические цели данной Государственной программы — повышение продовольственной безопасности и обеспечение устойчивого развития АПК на основе вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, восстановления и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации на современном научно-техническом уровне при активном использовании аграрно-производственного, социально-экономического и экологического потенциала регионов.

Государственной программой предусмотрена реализация пяти подпрограмм:

Создание условий для эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения.
Повышение водообеспеченности мелиорированных земель, инновационное развитие мелиоративного комплекса и его эффективное организационное и экономическое управление.
Обеспечение условий эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
Обеспечение реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
Цель данной научной работы — комплексный анализ влияния изменений в структуре посевных площадей и системе землепользования на обеспечение устойчивости земледелия России.
Полный текст и графики по ссылке:
https://agrarnayanauka.ru/analiz-struktury-posevnyh-ploshhadej-rossii-v-ramkah-konczepczii-ustojchivogo-zemledeliya/

Источник: https://agrarnayanauka.ru/
Категория: Аналитика, обзоры, право | Добавил: hellmann (20.10.2024) Просмотров: 209 | Теги: земледелие анализ структуры посевны | Рейтинг: 0.0/0
All Right Reserved. Copyright: poultrysite.ru ™ © 2000 - 2024.
Поддержка сайта: Ринат Мустаев admin@poultrysite.ru
Подписка на рассылку: новости птицеводства и сельского хозяйства
Проверить тИЦ и PR
Top.Mail.Ru
Рассылка-Птицеводство
Правильный CSS!
Информация с новостных сайтов, публикуется согласно авторского права
с активной гиперссылкой на сайт первоисточника