Россия прикроется от ВТО "зеленой корзиной
Россия прикроется от ВТО "зеленой корзиной
Государство российское обещает не бросать сельское хозяйство в беде под названием Всемирная торговая организация. А наш суровый климат еще сослужит российским аграриям добрую службу: поможет обойти некоторые из требований ВТО.
На прошлой неделе правительство распределяло между регионами РФ сельскохозяйственные субсидии на различные цели: софинансирование региональных программ развития сельского хозяйства, уплату процентов по кредитам фермерских хозяйств, завоз семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д. Суммы, правда, не впечатляли размахом: счет шел на миллионы рублей, редко переваливая за миллиард. С другой стороны, это лишь часть дотаций, которые получает агропром, – деньги ему выделяются также региональным бюджетами, приходят в виде скидок на ГСМ и т.п.
Какой суммарный объем субсидий сегодня получает сельское хозяйство – пока не может сказать даже глава Минсельхоза Николай Федоров. По его словам, нет точных данных, только в следующем году планируется разработать соответствующие методики и собрать информацию. Кстати, интересно в этой связи, а на основе каких данных велись переговоры с ВТО? С чего наши переговорщики утверждали, что нынешний уровень господдержки села составляет около $4 млрд в год, на каком основании выторговывали лимит субсидий в $9 миллиардов? Который, к тому же, в течение нескольких лет должен быть уменьшен вдвое, то есть практически сведен к нынешнему (опять же, гипотетическому) уровню. Ну, да ладно, видимо, расчеты какие-то были.
Зато теперь будут другие. Сколько денег государство планирует вложить в сельское хозяйство в последующие годы? Как обещает Минсельхоз, с 2013 г. формы поддержки агропрома станут гораздо разнообразнее, а финансирование – обильнее. Согласно утвержденной недавно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, в период с 2013 по 2020 гг. из федерального бюджета на нужды АПК поступит более 1,5 трлн рублей. То есть по 190 млрд в год, что эквивалентно $6,3 миллиарда. Плюс к этому – еще 770 млрд рублей должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается $9,6 млрд в год – сумма, превышающая даже нынешний максимум аграрных субсидий, который страны ВТО установили для России. А ведь к 2020 г. этот лимит, напомним, будет снижен вдвое! Однако Николай Федоров заявляет, что в процессе реализации программы объемы выделяемых средств, напротив, еще вырастут.
На что же мы рассчитываем? На то, что далеко не все формы государственной поддержки сельского хозяйства подпадают в ВТО под жесткое лимитирование. Есть так называемая "зеленая корзина" мер, на которые государство может тратиться, сколько угодно. Например, проводить научные исследования в области сельского хозяйства, развивать социальную инфраструктуру села, строить дороги, наконец. Немалая часть запланированных дотаций попадет именно в эту "корзину"; так, в этом году 10 млрд руб. выделено на дорожное строительство в сельской местности (правда, Дмитрий Медведев признал, что это – "капля в море, учитывая масштабы нашей страны").
А еще превысить лимит господдержки села поможет не слишком благоприятный для сельского хозяйства российский климат. Согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, – это относится к мерам "зеленой корзины". И Госдума недавно приняла в первом чтении законопроект о зонировании земель сельхозназначения, предусматривающий критерии определения территорий с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства с целью их дополнительной поддержки. Таким регионом будет считаться территория субъекта РФ, на которой в связи с природно-климатическими условиями, социально-экономическими, почвенными или географическими факторами уровень доходности у сельхозпроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли. Этот уровень, а также конкретный перечень "неблагоприятных" регионов будет определять правительство. В предварительный список Минсельхоза вошла почти половина субъектов РФ: почти все регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, большинство регионов Северо-Западного округа, по пять – из Приволжского и Уральского, по два – из Южного и Северо-Кавказского и один из Центрального (Смоленская область). То есть половина страны сможет получать аграрные субсидии без ограничения.
Впрочем, запланированные дотации можно назвать в некоторой степени условными. Дело в том, что правительство выделяет деньги регионам на условиях софинасирования. То есть регион должен внести свою долю, чтобы получить деньги и чтобы в итоге набралась запланированная сумма. А как показывает практика, регионы деньги селу выделяют весьма неохотно – зачастую у них просто нет таких сумм. Так, по данным за девять месяцев этого года, как минимум десять регионов отказались от субсидий из федерального бюджета, предназначенных для поддержки села, на общую сумму в 4,8 млрд рублей. Больше всего средств "сэкономили" бюджету таким образом власти Волгоградской области – почти 600 миллионов. Разумеется, за это их не похвалили, а совсем даже наоборот: министр сельского хозяйства распорядился вынести главам агарных ведомств этих регионов предупреждения о дисциплинарной ответственности. Но факт остается фактом: у регионов может просто не найтись требуемых объемов средств на софинансирование сельскохозяйственных дотаций.
Заметим, однако, что даже если все деньги найдутся, Россия будет сильно отставать от Европы по уровню поддержки села. Объем дотаций в пересчете на гектар у нас в самом-самом лучшем случае составит около €70, тогда как в ЕС в среднем – €270, а, например, в Нидерландах – €475. Латвийские фермеры недавно провели акцию протеста в Брюсселе из-за того, что их стране выделяется непростительно мало – всего-навсего €95 на гектар. Спрашивается, где и перед кем протестовать российским крестьянам?
На прошлой неделе правительство распределяло между регионами РФ сельскохозяйственные субсидии на различные цели: софинансирование региональных программ развития сельского хозяйства, уплату процентов по кредитам фермерских хозяйств, завоз семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д. Суммы, правда, не впечатляли размахом: счет шел на миллионы рублей, редко переваливая за миллиард. С другой стороны, это лишь часть дотаций, которые получает агропром, – деньги ему выделяются также региональным бюджетами, приходят в виде скидок на ГСМ и т.п.
Какой суммарный объем субсидий сегодня получает сельское хозяйство – пока не может сказать даже глава Минсельхоза Николай Федоров. По его словам, нет точных данных, только в следующем году планируется разработать соответствующие методики и собрать информацию. Кстати, интересно в этой связи, а на основе каких данных велись переговоры с ВТО? С чего наши переговорщики утверждали, что нынешний уровень господдержки села составляет около $4 млрд в год, на каком основании выторговывали лимит субсидий в $9 миллиардов? Который, к тому же, в течение нескольких лет должен быть уменьшен вдвое, то есть практически сведен к нынешнему (опять же, гипотетическому) уровню. Ну, да ладно, видимо, расчеты какие-то были.
Зато теперь будут другие. Сколько денег государство планирует вложить в сельское хозяйство в последующие годы? Как обещает Минсельхоз, с 2013 г. формы поддержки агропрома станут гораздо разнообразнее, а финансирование – обильнее. Согласно утвержденной недавно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, в период с 2013 по 2020 гг. из федерального бюджета на нужды АПК поступит более 1,5 трлн рублей. То есть по 190 млрд в год, что эквивалентно $6,3 миллиарда. Плюс к этому – еще 770 млрд рублей должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается $9,6 млрд в год – сумма, превышающая даже нынешний максимум аграрных субсидий, который страны ВТО установили для России. А ведь к 2020 г. этот лимит, напомним, будет снижен вдвое! Однако Николай Федоров заявляет, что в процессе реализации программы объемы выделяемых средств, напротив, еще вырастут.
На что же мы рассчитываем? На то, что далеко не все формы государственной поддержки сельского хозяйства подпадают в ВТО под жесткое лимитирование. Есть так называемая "зеленая корзина" мер, на которые государство может тратиться, сколько угодно. Например, проводить научные исследования в области сельского хозяйства, развивать социальную инфраструктуру села, строить дороги, наконец. Немалая часть запланированных дотаций попадет именно в эту "корзину"; так, в этом году 10 млрд руб. выделено на дорожное строительство в сельской местности (правда, Дмитрий Медведев признал, что это – "капля в море, учитывая масштабы нашей страны").
А еще превысить лимит господдержки села поможет не слишком благоприятный для сельского хозяйства российский климат. Согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, – это относится к мерам "зеленой корзины". И Госдума недавно приняла в первом чтении законопроект о зонировании земель сельхозназначения, предусматривающий критерии определения территорий с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства с целью их дополнительной поддержки. Таким регионом будет считаться территория субъекта РФ, на которой в связи с природно-климатическими условиями, социально-экономическими, почвенными или географическими факторами уровень доходности у сельхозпроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли. Этот уровень, а также конкретный перечень "неблагоприятных" регионов будет определять правительство. В предварительный список Минсельхоза вошла почти половина субъектов РФ: почти все регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, большинство регионов Северо-Западного округа, по пять – из Приволжского и Уральского, по два – из Южного и Северо-Кавказского и один из Центрального (Смоленская область). То есть половина страны сможет получать аграрные субсидии без ограничения.
Впрочем, запланированные дотации можно назвать в некоторой степени условными. Дело в том, что правительство выделяет деньги регионам на условиях софинасирования. То есть регион должен внести свою долю, чтобы получить деньги и чтобы в итоге набралась запланированная сумма. А как показывает практика, регионы деньги селу выделяют весьма неохотно – зачастую у них просто нет таких сумм. Так, по данным за девять месяцев этого года, как минимум десять регионов отказались от субсидий из федерального бюджета, предназначенных для поддержки села, на общую сумму в 4,8 млрд рублей. Больше всего средств "сэкономили" бюджету таким образом власти Волгоградской области – почти 600 миллионов. Разумеется, за это их не похвалили, а совсем даже наоборот: министр сельского хозяйства распорядился вынести главам агарных ведомств этих регионов предупреждения о дисциплинарной ответственности. Но факт остается фактом: у регионов может просто не найтись требуемых объемов средств на софинансирование сельскохозяйственных дотаций.
Заметим, однако, что даже если все деньги найдутся, Россия будет сильно отставать от Европы по уровню поддержки села. Объем дотаций в пересчете на гектар у нас в самом-самом лучшем случае составит около €70, тогда как в ЕС в среднем – €270, а, например, в Нидерландах – €475. Латвийские фермеры недавно провели акцию протеста в Брюсселе из-за того, что их стране выделяется непростительно мало – всего-навсего €95 на гектар. Спрашивается, где и перед кем протестовать российским крестьянам?
Источник: http://newsland.com