Какие фермы нужны России: вопрос в размере
Какие фермы нужны России: вопрос в размере
Какая модель сейчас превалирует в российском сельском хозяйстве – крупные холдинги или средние хозяйства, с каким перевесом и в чем причины такой расстановки сил, спросили мы у экспертов
Портал AGRO XXI собрал мнения по поводу российского бизнес-агроландшафта, и вот что говорят наши респонденты.
Эмиль Ахундов, коммерческий директор в НИИ Развития Народного Образования, руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений».
- В российском сельском хозяйстве преобладает модель крупных холдингов. Они имеют большой перевес над средними и малыми хозяйствами. Основные причины такой расстановки сил - это более эффективное использование ресурсов, доступность современных технологий и более высокий экономический эффект. Информацию о структуре российских ферм по размеру я получаю из различных источников, таких как новости, аналитические отчеты, исследования. Для меня эта тема является интересной, потому что сельскохозяйственное производство является важным сектором экономики России.
- Где больше крупных агрохолдингов – в растениеводстве или животноводстве? В каких регионах? С чем это связано?
- Больше крупных агрохолдингов в растениеводстве. Это связано с тем, что крупные холдинги могут легче справляться со сложностями, связанными с перевозкой и сбытом продукции, а также контролировать качество товаров, так как растительные культуры легче транспортировать и хранить. Большинство крупных агрохолдингов находятся в Поволжье, Центральной России и Сибири.
К мега-холдингам относятся компании, владеющие более чем 10 тысячами гектаров и имеющие многопрофильную деятельность. Примерами таких хозяйств могут служить компании "Агрохолдинг Кубань", "Белгородская птицефабрика", "Чико-Груп". Преимущества мега-холдингов заключаются в более высокой производительности труда и возможности снижения производственных затрат. Однако у них есть и недостатки, такие как трудности в управлении и недостаточная гибкость в адаптации к изменяющимся рыночным условиям.
- Какое хозяйство Вы считаете средним КФХ, какие преимущества у такой фермы, перспективы развития и проблемы. Как Вы считаете, что надо сделать, чтобы КФХ в России стало больше?
- Среднее крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) - это хозяйство, занимающее площадь от 0,5 до 10 тысяч гектаров и специализирующееся на производстве растениеводческой или животноводческой продукции. Преимущества КФХ заключаются в том, что они находятся ближе к рынку сбыта и могут быстро реагировать на изменения спроса. Однако у них есть и недостатки, такие как ограниченный доступ к средствам производства и слабое инвестиционно-финансовое обеспечение. Чтобы КФХ стали более распространенными в России, необходимо создать льготы и обеспечить доступ к кредитам и современным технологиям.
- Как оцениваете перспективы самозанятости в АПК?
- Я считаю, что самозанятость в АПК имеет перспективное будущее. Это связано с тем, что сельское хозяйство имеет высокий потенциал для развития и предоставляет множество возможностей для малого и среднего бизнеса. Однако, чтобы самозанятость в АПК стала более распространенной, необходимо улучшить инфраструктуру и обеспечить доступ к рынкам сбыта.
- На Ваш взгляд, государство равнозначно поддерживает фермерство любого масштаба или нет, и почему?
- Государство неодинаково поддерживает фермерство разного масштаба. Крупные холдинги могут получить большие льготы и финансовую поддержку, чем малые фермерские хозяйства. Это связано с тем, что крупные холдинги могут дать больший экономический эффект и иметь более значительный вклад в государственную экономику.
- Где видите точки роста в российском АПК? Как привлечь молодежь в отрасль?
- Точками роста в российском АПК являются повышение качества продукции, повышение производительности труда, внедрение новых технологий и улучшение экологической обстановки. Я считаю, что сельское хозяйство может быть привлекательным для молодежи, если обеспечить доступ к современным технологиям и финансовым ресурсам, а также создать условия для развития инноваций и технологического предпринимательства.
Чтобы работа в АПК стала более престижной и высокооплачиваемой, необходимо повысить уровень среднего образования сельскохозяйственных работников, улучшить качество профессионального обучения и обеспечить доступ к современным технологиям и инвестиционным ресурсам. Я считаю, что средняя зарплата в аграрной отрасли должна быть на уровне 50-60 тысяч рублей в месяц.
Наталья Давыденко, руководитель направления «Растениеводство и грибоводство» компании «Интерагро».
- Сейчас в России идет монополизация тепличной отрасли, крупные игроки покупают тепличные комбинаты, убирают старых специалистов, проводят свою политику. Чем комбинат крупнее, тем лучше доступ к финансированию: у него есть залог. Но это могли бы быть и кооперативы, состоящие из небольших КФХ, если бы эта система в России работала.
Один фермер выращивает относительно небольшой объём продукции, и ему невыгодно покупать дорогостоящее оборудование, которое обеспечило бы, например, качественное хранение. Делать это в складчину целесообразнее. Крупному кооперативу легче получить доступ к поддержке государства и кредитам.
В нашей стране маленькие хозяйства стараются сбыть свою продукцию как можно быстрее и продают с колес перекупщикам. Поэтому фермеру нет смысла добиваться качества продукции — он ее сразу продает.
Кооператив позволил бы его участникам вместе создать логистический узел по типу распределительного центра, где у каждого фермера была бы своя камера хранения, где можно было бы поставить линию по мойке и фасовке, а возможно и переработке, так фермеры могли бы производить продукт и получать добавочную стоимость.
Почему у нас это не работает? В законе о сельхозкооперации не прописаны регламенты, которые регулировали бы распределение прибыли. Хотя было много попыток навести порядок. Еще одна причина: наши крестьяне разрознены, видимо, в силу менталитета. Собственническое чувство «это мое» очень сильное.
Фермеры в Европе поставляют продукцию сразу в торговые сети. Они обязаны выдерживать качество продукта, дорабатывать его, упаковывать и, поскольку оборудование дорогое, они вынуждены объединяться. Наши фермеры могут продавать на рынке, с машин. Поэтому они не думают о выгодах кооперации. В то же время у потребителей уже сформировалась потребность приобретать российское. Вывести качественный отечественный продукт на рынок в одиночку невозможно. Есть запрос на продукцию, есть зачатки кооперации, но нет понятного регламента, который бы четко рассказывал, какие выгоды получит производитель от кооперации.
Отметим еще следующий важный факт. По данным ВШЭ сегодня только 4% агропромышленных производств можно назвать высокотехнологичными — они применяют современные автоматизированные линии на подавляющей части производственной цепочки.
Низкая доля цифровизации российского аграрного сектора в целом, по мнению экспертов «Интерагро», связана с нехваткой оборотных средств в средних и мелких хозяйствах. Если говорить об отдельных отраслях, то тепличное производство и сегодня остается передовой отраслью, куда автоматизация и цифровизация проникают быстрее всего. Однако и здесь инвестировать в передовые технологии могут, к сожалению, только крупные игроки.
На мой взгляд, для дальнейшего развития отрасли, особенно в регионах, необходимо создавать средний класс производителей. И доступ к технологиям должен быть и у средних, и мелких фермерских хозяйств.
Портал AGRO XXI собрал мнения по поводу российского бизнес-агроландшафта, и вот что говорят наши респонденты.
Эмиль Ахундов, коммерческий директор в НИИ Развития Народного Образования, руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений».
- В российском сельском хозяйстве преобладает модель крупных холдингов. Они имеют большой перевес над средними и малыми хозяйствами. Основные причины такой расстановки сил - это более эффективное использование ресурсов, доступность современных технологий и более высокий экономический эффект. Информацию о структуре российских ферм по размеру я получаю из различных источников, таких как новости, аналитические отчеты, исследования. Для меня эта тема является интересной, потому что сельскохозяйственное производство является важным сектором экономики России.
- Где больше крупных агрохолдингов – в растениеводстве или животноводстве? В каких регионах? С чем это связано?
- Больше крупных агрохолдингов в растениеводстве. Это связано с тем, что крупные холдинги могут легче справляться со сложностями, связанными с перевозкой и сбытом продукции, а также контролировать качество товаров, так как растительные культуры легче транспортировать и хранить. Большинство крупных агрохолдингов находятся в Поволжье, Центральной России и Сибири.
К мега-холдингам относятся компании, владеющие более чем 10 тысячами гектаров и имеющие многопрофильную деятельность. Примерами таких хозяйств могут служить компании "Агрохолдинг Кубань", "Белгородская птицефабрика", "Чико-Груп". Преимущества мега-холдингов заключаются в более высокой производительности труда и возможности снижения производственных затрат. Однако у них есть и недостатки, такие как трудности в управлении и недостаточная гибкость в адаптации к изменяющимся рыночным условиям.
- Какое хозяйство Вы считаете средним КФХ, какие преимущества у такой фермы, перспективы развития и проблемы. Как Вы считаете, что надо сделать, чтобы КФХ в России стало больше?
- Среднее крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) - это хозяйство, занимающее площадь от 0,5 до 10 тысяч гектаров и специализирующееся на производстве растениеводческой или животноводческой продукции. Преимущества КФХ заключаются в том, что они находятся ближе к рынку сбыта и могут быстро реагировать на изменения спроса. Однако у них есть и недостатки, такие как ограниченный доступ к средствам производства и слабое инвестиционно-финансовое обеспечение. Чтобы КФХ стали более распространенными в России, необходимо создать льготы и обеспечить доступ к кредитам и современным технологиям.
- Как оцениваете перспективы самозанятости в АПК?
- Я считаю, что самозанятость в АПК имеет перспективное будущее. Это связано с тем, что сельское хозяйство имеет высокий потенциал для развития и предоставляет множество возможностей для малого и среднего бизнеса. Однако, чтобы самозанятость в АПК стала более распространенной, необходимо улучшить инфраструктуру и обеспечить доступ к рынкам сбыта.
- На Ваш взгляд, государство равнозначно поддерживает фермерство любого масштаба или нет, и почему?
- Государство неодинаково поддерживает фермерство разного масштаба. Крупные холдинги могут получить большие льготы и финансовую поддержку, чем малые фермерские хозяйства. Это связано с тем, что крупные холдинги могут дать больший экономический эффект и иметь более значительный вклад в государственную экономику.
- Где видите точки роста в российском АПК? Как привлечь молодежь в отрасль?
- Точками роста в российском АПК являются повышение качества продукции, повышение производительности труда, внедрение новых технологий и улучшение экологической обстановки. Я считаю, что сельское хозяйство может быть привлекательным для молодежи, если обеспечить доступ к современным технологиям и финансовым ресурсам, а также создать условия для развития инноваций и технологического предпринимательства.
Чтобы работа в АПК стала более престижной и высокооплачиваемой, необходимо повысить уровень среднего образования сельскохозяйственных работников, улучшить качество профессионального обучения и обеспечить доступ к современным технологиям и инвестиционным ресурсам. Я считаю, что средняя зарплата в аграрной отрасли должна быть на уровне 50-60 тысяч рублей в месяц.
Наталья Давыденко, руководитель направления «Растениеводство и грибоводство» компании «Интерагро».
- Сейчас в России идет монополизация тепличной отрасли, крупные игроки покупают тепличные комбинаты, убирают старых специалистов, проводят свою политику. Чем комбинат крупнее, тем лучше доступ к финансированию: у него есть залог. Но это могли бы быть и кооперативы, состоящие из небольших КФХ, если бы эта система в России работала.
Один фермер выращивает относительно небольшой объём продукции, и ему невыгодно покупать дорогостоящее оборудование, которое обеспечило бы, например, качественное хранение. Делать это в складчину целесообразнее. Крупному кооперативу легче получить доступ к поддержке государства и кредитам.
В нашей стране маленькие хозяйства стараются сбыть свою продукцию как можно быстрее и продают с колес перекупщикам. Поэтому фермеру нет смысла добиваться качества продукции — он ее сразу продает.
Кооператив позволил бы его участникам вместе создать логистический узел по типу распределительного центра, где у каждого фермера была бы своя камера хранения, где можно было бы поставить линию по мойке и фасовке, а возможно и переработке, так фермеры могли бы производить продукт и получать добавочную стоимость.
Почему у нас это не работает? В законе о сельхозкооперации не прописаны регламенты, которые регулировали бы распределение прибыли. Хотя было много попыток навести порядок. Еще одна причина: наши крестьяне разрознены, видимо, в силу менталитета. Собственническое чувство «это мое» очень сильное.
Фермеры в Европе поставляют продукцию сразу в торговые сети. Они обязаны выдерживать качество продукта, дорабатывать его, упаковывать и, поскольку оборудование дорогое, они вынуждены объединяться. Наши фермеры могут продавать на рынке, с машин. Поэтому они не думают о выгодах кооперации. В то же время у потребителей уже сформировалась потребность приобретать российское. Вывести качественный отечественный продукт на рынок в одиночку невозможно. Есть запрос на продукцию, есть зачатки кооперации, но нет понятного регламента, который бы четко рассказывал, какие выгоды получит производитель от кооперации.
Отметим еще следующий важный факт. По данным ВШЭ сегодня только 4% агропромышленных производств можно назвать высокотехнологичными — они применяют современные автоматизированные линии на подавляющей части производственной цепочки.
Низкая доля цифровизации российского аграрного сектора в целом, по мнению экспертов «Интерагро», связана с нехваткой оборотных средств в средних и мелких хозяйствах. Если говорить об отдельных отраслях, то тепличное производство и сегодня остается передовой отраслью, куда автоматизация и цифровизация проникают быстрее всего. Однако и здесь инвестировать в передовые технологии могут, к сожалению, только крупные игроки.
На мой взгляд, для дальнейшего развития отрасли, особенно в регионах, необходимо создавать средний класс производителей. И доступ к технологиям должен быть и у средних, и мелких фермерских хозяйств.
Источник: http://www.agroxxi.ru