Российские Зерновой и Ягодный Союзы направили открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину
Российские Зерновой и Ягодный Союзы направили открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину
О целенаправленной политике Минсельхоза России по введению необоснованных обязательных требований при подготовке нормативных актов к Закону о семеноводстве
ТЕКСТ ОБРАЩЕНИЯ:
Уважаемый Владимир Владимирович!
Российский Зерновой и Ягодный Союзы от лица своих членов вынуждены обратиться к Вам с данным открытым письмом в надежде, что Вы, как гарант Конституции Российской Федерации и высшее должностное лицо, обеспечивающее согласованное функционирование и взаимодействие органов власти, защитите интересы отечественных селекционеров, семеноводов, производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, что позволит обеспечить продовольственную безопасность России.
С 01 сентября 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2021 № 454-ФЗ «О семеноводстве» и в настоящее время Минсельхозом России идет подготовка подзаконных актов.
Принятие самого закона, и, особенно, разрабатываемых подзаконных актов, отраслевым сообществом воспринимается с большим опасением. В настоящее время стало совершенно очевидным, что под предлогом обеспечения продовольственной безопасности ведется подготовка к переделу рынка путем установления огромного количества дополнительных обязательных требований. Общее количество этих требований превышает 100 и дает регулятору неограниченные возможности для оказания прямого давления на бизнес. Введение значительного количества обязательных требований направлено на создание разрешительно- запретительных барьеров, что чревато серьёзными коррупционными рисками, не соблюдены также принципы законности, обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, открытости, и предсказуемости, а также исполнимости обязательных требований, как того требует федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Все, ранее предпринятые отраслевым сообществом попытки отстоять свои интересы посредством обращения в Минсельхоз России (соответствующие материалы прилагаются), были полностью проигнорированы.
Особенную озабоченность вызывает подготовленный Минсельхозом России проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации» (далее – «Правила»).
Данный документ четко демонстрирует желание разработчика ввести жесткое нерыночное регулирование семеноводства путем принятия мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, применением ставок ввозных таможенных пошлин, импортных тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот, и введением количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера, связанных с импортом.
Установленные Правилами принципы осуществления комплекса мероприятий по локализации грубо нарушают Конституцию Российской Федерации и подписанный Вами закон о семеноводстве.
Так, в понятие «получение сортов и(или) гибридов сельскохозяйственных растений» в нарушение нормы закона о семеноводстве включается «деятельность по созданию, выведению, выявлению сорта и(или) гибрида сельскохозяйственного растения», то есть селекция. При этом селекционная деятельность и семеноводство являются различными по своей сути. Селекционная деятельность является научной творческой деятельностью, а семеноводческая – производственной. Таким образом, разработчик Правил выходит за пределы предмета правового регулирования, которое должно ограничиваться исключительно деятельностью по производству семян, как это предусмотрено законом о семеноводстве. Введение большого количества явно избыточных требований неизбежно приведет к резкому сокращению количества селекционных организаций и, по сути, к монополизации рынка.
Правила устанавливают, что «российские организации» и «организации с иностранным участием» осуществляют деятельность совместно с «научными организациями». Установление такого ограничения противоречит Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, а также свобода научного и других видов творчества. Действие нормы закона о семеноводстве не может быть ограничено или иным образом обусловлено никакими подзаконными актами, если иное не предусмотрено текстом закона. Упомянутая в пункте 10 Правил статья закона таких ограничений не содержит.
Другим, не менее важным аспектом Правил локализации, является создание дискриминационных условий для иностранных компаний, причем уже работающих на российском рынке. При этом необходимо учитывать факт огромной зависимости нашей страны от импорта семян, и эта проблема не решается силовым путем. Введение таких ограничений неизбежно приведет к уходу из России крупнейших компаний, резко усиливая нашу зависимость от импортируемых семян и отбрасывая отечественную селекцию на десятилетия назад. Локализация всегда достигается созданием благоприятных условий для ведения бизнеса, а не усилением ограничений.
В настоящее время в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2030 годы ведётся работа по созданию конкурентоспособных отечественных сортов и гибридов сельскохозяйственных растений. Однако промежуточные результаты данной работы нельзя назвать удовлетворительными. Сельскохозяйственные товаропроизводители по-прежнему отдают предпочтение семенам зарубежной селекции. Рыночный спрос на них продолжает расти.
По данным Минсельхоза, за период с января по ноябрь 2022 года в Россию ввезено 99,2 тыс. тонн семян, тогда как за аналогичный период 2021 года было ввезено 98 тыс. тонн. Увеличились объёмы ввоза семян таких импортозависимых культур, как: кукуруза – на 19,5% (32,1 тыс. тонн), подсолнечник – на 4,5% (24,3 тыс. тонн), сахарная свёкла – на 10% (2,7 тыс. тонн), ячмень – на 13% (96 тонн), овощи – на 47,8% (719 тонн), картофель – на 1,3% (14,3 тыс. тонн). В 2022 году доля высева семян иностранной селекции составляла: по сахарной свёкле – 97,15% (в 2021 году – 96,58%), по картофелю – 68,52% (в 2021 году – 65,23%), по кукурузе – 55,90% (в 2021 году – 55,13%), по подсолнечнику – 71,90% (в 2021 году – 72,75%).
Приведённые данные свидетельствуют о низкой эффективности принимаемых Минсельхозом мер по реализации Ваших поручений по формированию мероприятий, достаточных для обеспечения технологического суверенитета в АПК, дополнительному стимулированию использования сельскохозяйственными товаропроизводителями научных результатов, полученных в ходе реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030, информационному сопровождению программы в целях расширения рынков сбыта продукции, полученной в ходе её реализации (поручения от 12.12.2021 г. № Пр-2352 и от 14.12. 2022 г. № Пр-2397).
Вместе с тем, Минсельхоз пытается подменить реальную работу по созданию и продвижению конкурентоспособных сортов и гибридов сельскохозяйственных растений грубым навязыванием российским аграриям неконкурентоспособных достижений подведомственных государственных научных учреждений, переданных ведомству в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. № 1777-р. под надуманным и не соответствующим действительности предлогом ухода с российского рынка селекционных компаний из недружественных государств. По факту, российский рынок покинула лишь одна компания – американская Сorteva AgriScience, остальные лишь предупреждали клиентов о возможном срыве поставок по причине ограничений, введённых Минсельхозом без объяснения каких-либо причин. После широкого общественного резонанса, вызванного данными предупреждениями, Минсельхоз снял необоснованные ограничение и поставки продолжились. Все законтрактованные партии семян были успешно доставлены российским клиентам.
В инициированных Минсельхозом пропагандистских публикациях в прессе утверждается, что уровень развития семеноводства, например, по масличным уже достаточно неплохой. «Даже если иностранные компании не захотят работать с нами по нашей схеме, нам будет чем их заменить. Возможно, это приведёт к временным просадкам по урожаю. Но это не критично, потому что мы производим продуктов из масличных гораздо больше, чем потребляем. Поэтому здесь риск минимален», считает Минсельхоз.
Однако при этом не учитываются неизбежные потери производителей сельскохозяйственной продукции. А именно: рост стоимости семян селекции научных организаций при отсутствии конкуренции со стороны частных российских и иностранных компаний, рост себестоимости сельскохозяйственной продукции, произведённой из менее урожайных семян, а следовательно – сокращение товарного производства и рост потребительских цен на продукцию АПК страны.
Вместе с тем, стабильно и в возрастающих объёмах поставляемые в Российскую Федерацию импортные семена представляют собой образцы наиболее передовых мировых селекционных достижений и прямо способствуют обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации. Иностранные поставщики – частные селекционные компании, остаются на российском рынке, инвестировали значительные средства в строительство на территории нашей страны современных семенных заводов и селекционных центров и заявляют о планах продолжать эту работу.
При этом совершенно очевидно, что создание благоприятных условий для иностранных компаний из недружественных государств (основных производителей семян для российского рынка) в настоящее время не является приоритетом. Однако существенное и резкое ограничение их деятельности по производству семян на территории Российской Федерации чревато серьёзными негативными последствиями для отечественного агропрома. Поэтому отсутствие какой-либо регламентации как в плане стимулирования, так и в плане ограничения локализованного производства семян, представляется весьма целесообразным и гораздо более предпочтительным, чем полный отказ иностранных инвесторов от локализации в силу неприемлемости для них её правил.
Следует также отметить, что ещё на этапе разработки закона о семеноводстве отраслевое сообщество неоднократно информировало Минсельхоз о сложности разработки правил локализации производства семян в силу особой специфики данного процесса (прежде всего, в части защиты прав селекционеров), а также о необходимости обязательного привлечения к данной работе представителей частных российских и иностранных инвесторов. Однако, позиция отраслевого сообщества была проигнорирована.
Равно проигнорировано было и отрицательное заключение Минэкономразвития России, вынесенное по результатам оценки регулирующего воздействия Правил.
Очевидный провал (по вине Минсельхоза) попыток приведения Правил в соответствие с действующим законодательством и обеспечения баланса интересов регулятора и частных российских и иностранных инвесторов делает дальнейшую работу над Правилами бессмысленной и бесперспективной.
В связи с изложенным, предлагаем исключить из текста закона о семеноводства часть 4 статьи 12, согласно которой правила локализации производства семян утверждаются Правительством Российской Федерации.
Локализация производства – сложный процесс встраивания иностранной селекционной компании (от малой семейной до крупной транснациональной) в конкретные почвенно- климатические, экономические, политические и социальные условия в регионах присутствия.
Степень и формы локализации могут значительно различаться в зависимости от этих всегда различных и всегда конкретных условий. В отличие от других сфер производственной деятельности, локализация в сфере производства семян не поддаётся государственному регулированию без значительного ущерба инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
Предлагаемое Правилами «изъятие» интеллектуальной собственности компаний не может способствовать развитию селекции и семеноводства и прямо противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Несоответствие формируемого подхода в области семеноводства Конституции Российской Федерации, действующему законодательству (прежде всего – подписанному Вами закону о семеноводстве), потребностям бизнеса, а также навязывание инвесторам неприемлемых условий, приведёт к невозможности производства семян частной российской и иностранной селекции на территории Российской Федерации, а также к сворачиванию уже существующих программ в неприемлемые и угрожающие российскому АПК сроки.
Озвученные положения являются важной, но лишь небольшой частью опасений, связанных с нововведениями формирующегося законодательства в области семеноводства. Это еще раз утверждает нас в мысли, что прежде радикального слома сложившейся системы, новое законодательство должно быть комплексно проанализировано и выверено с учетом мнения не только разработчика, но и отраслевого сообщества.
В ходе рабочей поездки в Тулу 4 апреля сего года Вы справедливо указали на важность стремления к 100-процентной локализации производства в России по критически важным направлениям, подчеркнув при этом, что это НЕ значит, «что мы ВЕЗДЕ должны стремиться к 100-процентной локализации. Там, где мы видим, что возможно наладить устойчивые, хорошие, стабильные надёжные отношения с партнёрами, которые действительно хотят с нами работать, причем работать на среднесрочную и более удалённую перспективу, там и будем кооперироваться с этими партнёрами, безусловно».
Изложенная выше позиция отраслевого сообщества полностью соответствует Вашей глубоко и всесторонне продуманной, политически и экономически обоснованной позиции.
Уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас внимательнейшим образом отнестись к складывающейся ситуации, заключающейся в стремительном сваливании селекции и семеноводства в глубокий кризис, а также поддержать всецело разделяющую Ваши взгляды отрасль!
С глубоким уважением!
Президент Российского Зернового Союза А.Л. Злочевский
Генеральный директор Ягодного Союза И.Ю. Козий
ТЕКСТ ОБРАЩЕНИЯ:
Уважаемый Владимир Владимирович!
Российский Зерновой и Ягодный Союзы от лица своих членов вынуждены обратиться к Вам с данным открытым письмом в надежде, что Вы, как гарант Конституции Российской Федерации и высшее должностное лицо, обеспечивающее согласованное функционирование и взаимодействие органов власти, защитите интересы отечественных селекционеров, семеноводов, производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, что позволит обеспечить продовольственную безопасность России.
С 01 сентября 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2021 № 454-ФЗ «О семеноводстве» и в настоящее время Минсельхозом России идет подготовка подзаконных актов.
Принятие самого закона, и, особенно, разрабатываемых подзаконных актов, отраслевым сообществом воспринимается с большим опасением. В настоящее время стало совершенно очевидным, что под предлогом обеспечения продовольственной безопасности ведется подготовка к переделу рынка путем установления огромного количества дополнительных обязательных требований. Общее количество этих требований превышает 100 и дает регулятору неограниченные возможности для оказания прямого давления на бизнес. Введение значительного количества обязательных требований направлено на создание разрешительно- запретительных барьеров, что чревато серьёзными коррупционными рисками, не соблюдены также принципы законности, обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, открытости, и предсказуемости, а также исполнимости обязательных требований, как того требует федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Все, ранее предпринятые отраслевым сообществом попытки отстоять свои интересы посредством обращения в Минсельхоз России (соответствующие материалы прилагаются), были полностью проигнорированы.
Особенную озабоченность вызывает подготовленный Минсельхозом России проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации» (далее – «Правила»).
Данный документ четко демонстрирует желание разработчика ввести жесткое нерыночное регулирование семеноводства путем принятия мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, применением ставок ввозных таможенных пошлин, импортных тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот, и введением количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера, связанных с импортом.
Установленные Правилами принципы осуществления комплекса мероприятий по локализации грубо нарушают Конституцию Российской Федерации и подписанный Вами закон о семеноводстве.
Так, в понятие «получение сортов и(или) гибридов сельскохозяйственных растений» в нарушение нормы закона о семеноводстве включается «деятельность по созданию, выведению, выявлению сорта и(или) гибрида сельскохозяйственного растения», то есть селекция. При этом селекционная деятельность и семеноводство являются различными по своей сути. Селекционная деятельность является научной творческой деятельностью, а семеноводческая – производственной. Таким образом, разработчик Правил выходит за пределы предмета правового регулирования, которое должно ограничиваться исключительно деятельностью по производству семян, как это предусмотрено законом о семеноводстве. Введение большого количества явно избыточных требований неизбежно приведет к резкому сокращению количества селекционных организаций и, по сути, к монополизации рынка.
Правила устанавливают, что «российские организации» и «организации с иностранным участием» осуществляют деятельность совместно с «научными организациями». Установление такого ограничения противоречит Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, а также свобода научного и других видов творчества. Действие нормы закона о семеноводстве не может быть ограничено или иным образом обусловлено никакими подзаконными актами, если иное не предусмотрено текстом закона. Упомянутая в пункте 10 Правил статья закона таких ограничений не содержит.
Другим, не менее важным аспектом Правил локализации, является создание дискриминационных условий для иностранных компаний, причем уже работающих на российском рынке. При этом необходимо учитывать факт огромной зависимости нашей страны от импорта семян, и эта проблема не решается силовым путем. Введение таких ограничений неизбежно приведет к уходу из России крупнейших компаний, резко усиливая нашу зависимость от импортируемых семян и отбрасывая отечественную селекцию на десятилетия назад. Локализация всегда достигается созданием благоприятных условий для ведения бизнеса, а не усилением ограничений.
В настоящее время в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2030 годы ведётся работа по созданию конкурентоспособных отечественных сортов и гибридов сельскохозяйственных растений. Однако промежуточные результаты данной работы нельзя назвать удовлетворительными. Сельскохозяйственные товаропроизводители по-прежнему отдают предпочтение семенам зарубежной селекции. Рыночный спрос на них продолжает расти.
По данным Минсельхоза, за период с января по ноябрь 2022 года в Россию ввезено 99,2 тыс. тонн семян, тогда как за аналогичный период 2021 года было ввезено 98 тыс. тонн. Увеличились объёмы ввоза семян таких импортозависимых культур, как: кукуруза – на 19,5% (32,1 тыс. тонн), подсолнечник – на 4,5% (24,3 тыс. тонн), сахарная свёкла – на 10% (2,7 тыс. тонн), ячмень – на 13% (96 тонн), овощи – на 47,8% (719 тонн), картофель – на 1,3% (14,3 тыс. тонн). В 2022 году доля высева семян иностранной селекции составляла: по сахарной свёкле – 97,15% (в 2021 году – 96,58%), по картофелю – 68,52% (в 2021 году – 65,23%), по кукурузе – 55,90% (в 2021 году – 55,13%), по подсолнечнику – 71,90% (в 2021 году – 72,75%).
Приведённые данные свидетельствуют о низкой эффективности принимаемых Минсельхозом мер по реализации Ваших поручений по формированию мероприятий, достаточных для обеспечения технологического суверенитета в АПК, дополнительному стимулированию использования сельскохозяйственными товаропроизводителями научных результатов, полученных в ходе реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030, информационному сопровождению программы в целях расширения рынков сбыта продукции, полученной в ходе её реализации (поручения от 12.12.2021 г. № Пр-2352 и от 14.12. 2022 г. № Пр-2397).
Вместе с тем, Минсельхоз пытается подменить реальную работу по созданию и продвижению конкурентоспособных сортов и гибридов сельскохозяйственных растений грубым навязыванием российским аграриям неконкурентоспособных достижений подведомственных государственных научных учреждений, переданных ведомству в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. № 1777-р. под надуманным и не соответствующим действительности предлогом ухода с российского рынка селекционных компаний из недружественных государств. По факту, российский рынок покинула лишь одна компания – американская Сorteva AgriScience, остальные лишь предупреждали клиентов о возможном срыве поставок по причине ограничений, введённых Минсельхозом без объяснения каких-либо причин. После широкого общественного резонанса, вызванного данными предупреждениями, Минсельхоз снял необоснованные ограничение и поставки продолжились. Все законтрактованные партии семян были успешно доставлены российским клиентам.
В инициированных Минсельхозом пропагандистских публикациях в прессе утверждается, что уровень развития семеноводства, например, по масличным уже достаточно неплохой. «Даже если иностранные компании не захотят работать с нами по нашей схеме, нам будет чем их заменить. Возможно, это приведёт к временным просадкам по урожаю. Но это не критично, потому что мы производим продуктов из масличных гораздо больше, чем потребляем. Поэтому здесь риск минимален», считает Минсельхоз.
Однако при этом не учитываются неизбежные потери производителей сельскохозяйственной продукции. А именно: рост стоимости семян селекции научных организаций при отсутствии конкуренции со стороны частных российских и иностранных компаний, рост себестоимости сельскохозяйственной продукции, произведённой из менее урожайных семян, а следовательно – сокращение товарного производства и рост потребительских цен на продукцию АПК страны.
Вместе с тем, стабильно и в возрастающих объёмах поставляемые в Российскую Федерацию импортные семена представляют собой образцы наиболее передовых мировых селекционных достижений и прямо способствуют обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации. Иностранные поставщики – частные селекционные компании, остаются на российском рынке, инвестировали значительные средства в строительство на территории нашей страны современных семенных заводов и селекционных центров и заявляют о планах продолжать эту работу.
При этом совершенно очевидно, что создание благоприятных условий для иностранных компаний из недружественных государств (основных производителей семян для российского рынка) в настоящее время не является приоритетом. Однако существенное и резкое ограничение их деятельности по производству семян на территории Российской Федерации чревато серьёзными негативными последствиями для отечественного агропрома. Поэтому отсутствие какой-либо регламентации как в плане стимулирования, так и в плане ограничения локализованного производства семян, представляется весьма целесообразным и гораздо более предпочтительным, чем полный отказ иностранных инвесторов от локализации в силу неприемлемости для них её правил.
Следует также отметить, что ещё на этапе разработки закона о семеноводстве отраслевое сообщество неоднократно информировало Минсельхоз о сложности разработки правил локализации производства семян в силу особой специфики данного процесса (прежде всего, в части защиты прав селекционеров), а также о необходимости обязательного привлечения к данной работе представителей частных российских и иностранных инвесторов. Однако, позиция отраслевого сообщества была проигнорирована.
Равно проигнорировано было и отрицательное заключение Минэкономразвития России, вынесенное по результатам оценки регулирующего воздействия Правил.
Очевидный провал (по вине Минсельхоза) попыток приведения Правил в соответствие с действующим законодательством и обеспечения баланса интересов регулятора и частных российских и иностранных инвесторов делает дальнейшую работу над Правилами бессмысленной и бесперспективной.
В связи с изложенным, предлагаем исключить из текста закона о семеноводства часть 4 статьи 12, согласно которой правила локализации производства семян утверждаются Правительством Российской Федерации.
Локализация производства – сложный процесс встраивания иностранной селекционной компании (от малой семейной до крупной транснациональной) в конкретные почвенно- климатические, экономические, политические и социальные условия в регионах присутствия.
Степень и формы локализации могут значительно различаться в зависимости от этих всегда различных и всегда конкретных условий. В отличие от других сфер производственной деятельности, локализация в сфере производства семян не поддаётся государственному регулированию без значительного ущерба инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
Предлагаемое Правилами «изъятие» интеллектуальной собственности компаний не может способствовать развитию селекции и семеноводства и прямо противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Несоответствие формируемого подхода в области семеноводства Конституции Российской Федерации, действующему законодательству (прежде всего – подписанному Вами закону о семеноводстве), потребностям бизнеса, а также навязывание инвесторам неприемлемых условий, приведёт к невозможности производства семян частной российской и иностранной селекции на территории Российской Федерации, а также к сворачиванию уже существующих программ в неприемлемые и угрожающие российскому АПК сроки.
Озвученные положения являются важной, но лишь небольшой частью опасений, связанных с нововведениями формирующегося законодательства в области семеноводства. Это еще раз утверждает нас в мысли, что прежде радикального слома сложившейся системы, новое законодательство должно быть комплексно проанализировано и выверено с учетом мнения не только разработчика, но и отраслевого сообщества.
В ходе рабочей поездки в Тулу 4 апреля сего года Вы справедливо указали на важность стремления к 100-процентной локализации производства в России по критически важным направлениям, подчеркнув при этом, что это НЕ значит, «что мы ВЕЗДЕ должны стремиться к 100-процентной локализации. Там, где мы видим, что возможно наладить устойчивые, хорошие, стабильные надёжные отношения с партнёрами, которые действительно хотят с нами работать, причем работать на среднесрочную и более удалённую перспективу, там и будем кооперироваться с этими партнёрами, безусловно».
Изложенная выше позиция отраслевого сообщества полностью соответствует Вашей глубоко и всесторонне продуманной, политически и экономически обоснованной позиции.
Уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас внимательнейшим образом отнестись к складывающейся ситуации, заключающейся в стремительном сваливании селекции и семеноводства в глубокий кризис, а также поддержать всецело разделяющую Ваши взгляды отрасль!
С глубоким уважением!
Президент Российского Зернового Союза А.Л. Злочевский
Генеральный директор Ягодного Союза И.Ю. Козий
Источник: https://agrotime.info/