Агроэкспорт в условиях санкций: с какими сложностями сталкиваются российские экспортеры продукции АПК






Агроэкспорт в условиях санкций: с какими сложностями сталкиваются российские экспортеры продукции АПК

Российские экспортеры продукции животноводства столкнулись с массой проблем в условиях санкций: иностранные перевозчики отказываются работать с российскими компаниями, фрахт кораблей и портовые сборы выросли в несколько раз, оплата продукции происходит с большими задержками.
Сложности испытывают даже экспортеры зерна – товара, который исключен из санкций. Об этом рассказали опрошенные «Ветеринарией и жизнью» эксперты. При этом объемы российского агроэкспорта не снижаются, а по большинству позиций даже растут, свидетельствуют данные системы Россельхознадзора «Аргус».
ЭКСПОРТЕРЫ О ПРОБЛЕМАХ
«Несмотря на то что поставки зерна формально выведены из-под действия санкций в силу своего гуманитарного характера (в виде прямых исключений или так называемых генеральных лицензий), на практике российские экспортеры зерна столкнулись с массой проблем, серьезно затрудняющих поставки зерна в нуждающиеся страны. Это связано как с трудностями фрахта кораблей из-за пропавшей возможности страхования и перестрахования грузов и флота в акватории Азово-Черноморского бассейна, так и с трудностями получения оплаты контрактов в валюте, которой в подавляющем большинстве являются доллары США», – сообщил «ВиЖ» председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.
Он добавил, что для решения возникших сложностей экспортеры зерна обратились в Центральный банк РФ, к полномочиям которого относятся обе проблемы. «Надеемся вскоре получить приемлемые для рынка решения», – уточнил Эдуард Зернин.
О проблемах с логистикой «ВиЖ» рассказали и в Молочном союзе России. «Большинство иностранных перевозчиков (кроме MSC) отказались работать с российскими компаниями. Тем самым на рынке морских перевозок критично снизилась конкуренция, что, в свою очередь, привело к росту стоимости логистики в 1,5–2 раза», – сообщили в Молочном союзе. Например, если в 2019 году стоимость фрахта до порта Абиджан была 2300 долларов, в 2021 году – 3500 долларов, то текущая цена составляет 6000 долларов. К тому же выросли портовые сборы, сообщили в союзе. «Дополнительно взимается сбор за отправку из портов Санкт-Петербурга и Новороссийска в размере 1000 долларов за контейнер», – пояснили эксперты отраслевой организации.
Среди прочих сложностей экспортеры назвали нерегулярность отправки судов, что приводит к возникновению дополнительных расходов за простои в портах. Причем оставшиеся на российском рынке перевозчики осуществляют доставку не во все порты, поэтому затруднена отгрузка по некоторым направлениям.
«Увеличились сроки доставки по многим маршрутам и количество промежуточных портов перевалки. Например, время доставки контейнера в Израиль выросло с 30 до 80 дней», – привели пример в Молочном союзе.
В пресс-службе группы компаний «Черкизово» (одного из крупнейших экспортеров свинины и мяса птицы) «ВиЖ» также сообщили о резком повышении ставок фрахта и дефиците морских контейнеров из-за ухода с российского рынка крупных компаний, таких как Maersk и CMA. Кроме того, представители «Черкизово» отметили некоторые проблемы с прохождением платежей.
В Молочном союзе также подтвердили, что оплата товара сейчас происходит с большими задержками. «Банки-корреспонденты в недружественных странах не пропускают платежи в адрес российских банков-получателей», – пояснили эксперты. Среди других финансовых трудностей экспортеры назвали вынужденный переход на плату за фрахт в валюте, так как при оплате услуг перевозчиков российскими дочерними компаниями применяют надбавку 25%.
Создает дополнительные проблемы для экспортеров и обязательство продавать 80% своей валютной выручки.
«Само требование обязательной продажи валютной выручки практически никак не сказалось на деятельности экспортеров, которые и без того реализовывали валюту для финансирования закупок зерна у сельхозпроизводителей. Однако жесткие сроки продажи и некоторые дополнительные ограничения, как, например, невозможность использовать валютную выручку от сделки для обслуживания и погашения привлеченного под сделку валютного кредита, ударили по финансовым показателям экспортеров зерна. Эту проблему мы тоже обсуждаем с Центральным банком РФ, некоторые позитивные подвижки уже есть», – рассказал «ВиЖ» Эдуард Зернин.
ОБ ОБЪЕМАХ АГРОЭСПОРТА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Несмотря на сложности, российские экспортеры продолжают поставки своей продукции за рубеж, объемы отгрузок даже растут.
«По итогам первого квартала 2022 года мы фиксируем рост экспортных продаж в физическом и денежном выражении. Так, отгрузки мяса курицы – самого популярного экспортного товара – выросли на 79% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 17,6 тыс. тонн, поставки свинины увеличились на 10% – до 3,45 тыс. тонн», – сообщили «ВиЖ» в пресс-службе компании «Черкизово».
В целом, по данным системы Россельхознадзора «Аргус», экспорт российского мяса и мясопродуктов с начала текущего года по 15 апреля составил 177 087 тонн, за такой же период 2021 года объем зарубежных поставок был меньше – 150 960 тонн.
По экспорту молочной продукции также наблюдается рост объема поставок. С начала года по 15 апреля на экспорт отправили 49 710 тонн молочной продукции, за такой же период 2021-го – 43 159 тонн.
Небольшое снижение зафиксировано по объемам экспорта рыбы и морепродуктов. С начала этого года по 15 апреля на экспорт отправили 452 568 тонн рыбы и морепродуктов, а за такой же период прошлого года – 455 200 тонн.
Стабильно идут поставки за рубеж российского зерна. «В нашем бизнесе статистика ведется по сезонам (сельхозгодам). С начала сезона 2021–2022 мы экспортировали примерно 32 млн тонн зерна, что составляет 75% от сопоставимых объемов прошлого сезона. Если же брать календарный 2021 год, по данным ФТС России, было экспортировано 42,9 млн тонн злаков», – сообщил Эдуард Зернин.
Он добавил, что география поставок российского зерна практически не изменилась. «Наш основной, можно сказать, домашний рынок сбыта уже много лет – это страны региона MENA (Ближний Восток и Северная Африка). Именно на этом рынке мы доминируем как за счет цены и качества нашего зерна, так и за счет логистических преимуществ наших экспортеров. Внутри региона, конечно, есть конкуренция между странами-импортерами, но для нас гораздо важнее держать позиции в целом по региону, чем фокусироваться на конкретных странах», – пояснил наш собеседник.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЭКСПОРТЕРОВ
Чтобы стабильно продолжались поставки российской продукции АПК за рубеж, экспортеры предлагают запустить независимую национальную систему морских перевозок. Такую инициативу выдвинули ведущие экспортеры молочной продукции, сообщили «ВиЖ» в Молочном союзе России. Помимо этого, нужна государственная поддержка частным российским компаниям по развитию морских перевозок, отметили в союзе.
В числе других предложений эксперты назвали увеличение субсидии Российского экспортного центра (РЭЦ) на возмещение стоимости экспортной логистики с текущих 25 до 50% и выше. Также предлагается ввести временное разрешение на получение валютной выручки дочерними иностранными структурами российских экспортеров с декларированием в ФНС России и под обязательство возвращения в российскую финансовую систему при стабилизации ситуации с денежными переводами в банковском секторе.
Мнение
Как международные стандарты МЭБ влияют на мировую торговлю
Будимир Плавшич, руководитель Регионального представительства Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) в Москве:
Влияние международных стандартов МЭБ на мировую торговлю огромно. Я хочу отметить, что Россия признает важность статусов МЭБ и понимает преимущества, которые дают международные стандарты для ориентации производства на экспорт. Это означает, что, если какая-нибудь российская компания или частный предприниматель захочет экспортировать, например, сыр в другую страну, сначала нужно будет обсудить с этой страной ветеринарный сертификат, необходимый для ввоза данного продукта. Такой ветеринарный сертификат является для экспортера доказательством того, что этот продукт безопасен для употребления людьми и не содержит патогенов (бактерий, вирусов и токсинов). В этом заключается роль ветеринарных служб – защитить страну от завоза патогенов, больных животных или пищевой продукции, представляющей биологическую, химическую и другие угрозы.
Я хочу подчеркнуть, что прямое и непрямое влияние международных стандартов на торговлю значительно. Участие ветеринарных служб в процессе разработки стандартов чрезвычайно важно, поэтому необходимо взаимодействие ветеринарных органов, производителей и других уполномоченных органов. Особенно хочу отметить поддержку в этом вопросе научно-исследовательских организаций. Например, в России есть два научно-исследовательских учреждения, которые сотрудничают с МЭБ: Федеральный центр охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора) во Владимире и Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов (ФГБУ «ВГНКИ» Россельхознадзора) в Москве. Они являются нашими центрами сотрудничества.
Помимо этого, нас признает ВТО в качестве консультационного центра во всех аспектах торговли пищевыми продуктами, живыми животными, продукцией животного происхождения, что обусловливает высокую заинтересованность стран-участников в сотрудничестве через платформу МЭБ. Когда я говорю «через платформу МЭБ», я имею в виду, что не МЭБ разрабатывает эти стандарты для стран-участников. Нет. Стандарты разрабатывают сами страны, а МЭБ всего лишь облегчает процесс переговоров между странами и принятия обсуждаемых стандартов через нашу платформу.
В мае наступит самый важный день для МЭБ, для всех 182 стран-участников и их ветеринарных служб, – состоится генеральная сессия МЭБ, которая обычно проводится в Париже. Именно на ней обсуждаются международные стандарты. Возможно, мы примем какие-то новые стандарты или усовершенствуем некоторые из существующих.
Международные стандарты МЭБ описаны в четырех руководствах: «Кодексе здоровья наземных животных», «Ветеринарно-санитарном кодексе водных животных», «Руководстве по диагностическим тестам и вакцинам для наземных животных» и «Руководстве по диагностическим тестам и вакцинам для водных животных». Все они опубликованы на сайте МЭБ на французском, английском, испанском и русском языках. Наше представительство совместно с Россельхознадзором заботится о том, чтобы все эти материалы были переведены на русский язык и доступны в русскоязычных странах.
На основе чего происходит изменение стандартов (разработка новых или внесение изменений в существующие)? На основе науки: научных знаниях и данных различных исследований, предоставляемых нам учеными из различных стран. Мы совместно обсуждаем, какие из этих данных необходимо принять во внимание при изменении стандартов. Например, если существует новый научный метод по оценке рисков, связанных с заболеваниями животных, новые средства для диагностики заболеваний животных, новые вакцины для предотвращения заболеваний или новые препараты для лечения инфекций, тогда представители стран-участников проводят обсуждение и вносят изменения в стандарты.
Источник: https://vetandlife.ru/
Категория: Аналитика, обзоры, право | Добавил: hellmann (12.05.2022) Просмотров: 134 | Теги: Агроэкспорт санкции АПК перевозчики | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0


Имя *:
Email *:
Код *:
All Right Reserved. Copyright: poultrysite.ru ™ © 2000 - 2022.
Поддержка сайта: Ринат Мустаев admin@poultrysite.ru
Подписка на рассылку: новости птицеводства и сельского хозяйства
Проверить тИЦ и PR
Top.Mail.Ru
Рассылка 'Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.'
Правильный CSS!
Информация с новостных сайтов, публикуется согласно авторского права
с активной гиперссылкой на сайт первоисточника