Субсидирование птицеводства в Казахстане






Субсидирование птицеводства в Казахстане

Представители экспертного сообщества в сфере птицеводства обсудили ситуацию с дотациями внутри отрасли. Трехуровневое субсидирование государством яиц и мяса птицы увеличивается из года в год, но не сопровождается ростом производства из-за дешевого импорта. Рабочая группа планирует предложить прозрачную модель субсидий с учетом интересов птицеводов и государства.

В середине прошлой недели рабочая группа проекта «Разработка прозрачной модели субсидирования птицеводства в Казахстане», финансируемого Фондом Сорос-Казахстан, провела свою первую рабочую встречу под эгидой Аграрно-экологического союза. В работе группы приняли участие организаторы проекта, представители Министерства сельского хозяйства, Союза птицеводов Казахстана, эксперт Владимир Пак и проектный экономист Олжас Худайбергенов.

Первая встреча в рамках проекта стала информационным ориентиром и инструментом обмена мнениями между экспертами по отрасли и профильного органа. Ее содержание показало, какие проблемы существуют в сфере птицеводства и почему вопрос субсидирования птицефабрик вызывает столько дискуссий между государством и производителями мяса птицы и яиц.

Начнем с того, что в течение последних нескольких лет государство оказывало постоянную поддержку птицефабрикам, выделяя субсидии. До 2010 года они были двухуровневые, то есть субсидии выделялись в зависимости от двух установленных уровней объема производства как по мясу птицы, так и по яйцу. В результате производство медленно, но верно росло и отрасль развивалась устойчивыми темпами.

Однако в 2011 году, несмотря на выделение больших по сравнению с 2010 годом сумм в размере 5,3 млрд тенге на производство мяса птицы и около 4 млрд тенге на производство яйца, объемы выпуска продукции в отрасли существенно не выросли. Учитывая то, что в этом году планируется выделение 6,7 млрд тенге на мясо птицы и около 4 млрд тенге на производство яиц, естественным образом возникает вопрос, насколько разумно увеличивать субсидии в отрасль без гарантий роста производства.

Впрочем, по мнению эксперта по птицеводству Владимира Пака, высказанного в ходе встречи, вопрос развития отрасли состоит не в росте производства. «Если цель – только рост производства, то надо просто вводить новые мощности, например, ввели в 2008 году «КазРос-Бройлер» и сразу же производство мяса в 1,5 раза выросло, то есть нужно просто построить еще один «КазРос» для роста производства», – отметил он. «Вопрос больше в том, чтобы все работало, когда государство прекратит оказывать поддержку птицефабрикам. Если сейчас прекратить помощь, то все повалится», – заявил г-н Пак.

Производству птицы не позволяет вырасти импорт, который в нынешнем году занял до 55% казахстанского рынка. Конкуренцию казахстанской продукции в основном составили окорочка из США и Бразилии, а также продукция украинских птицеводов. Причина кроется в демократичной цене окорочков, которые стоят в два раза дешевле казахстанского птичьего мяса, и это при квоте Таможенного союза в 110 тыс. тонн птичьего мяса.

В производстве яйца из-за специфики продукта и его скоропортящейся натуры такой проблемы нет, и импорт составляет всего около 7%, которые ввозятся россиянами в северные области и редко – из экзотических стран типа Пакистана. Однако здесь защищенность рынка ослабляется сезонностью продукта, который в большом количестве производят подсобные хозяйства. Летом они сбивают цену на яйцо на городских рынках, чему приходится следовать «яичникам» в своем ценообразовании. Интересно отметить, что, несмотря на это сезонное снижение, цены на яйца в торговых сетях практически не меняются из-за перераспределения маржи в пользу супермаркетов.

При этом в обоих направлениях отрасли не развита розница, то есть производители мяса птицы и яйца торгуют в основном через посредников. Неплохо налажена розница лишь у Усть-Каменогорской птицефабрики, которая имеет хороший опыт работы с ней и развивает направление продаж охлажденного мяса, что в Казахстане редкость. Другие же крупные, средние и мелкие птицефабрики ограничиваются производством и не занимаются активно розницей, поскольку производство отнимает много ресурсов, а торговать только яйцами и мясом птицы зачастую невыгодно. Для этого нужно накапливать опыт, наращивать сеть и, возможно, потребуется создать отдельную компанию по продаже продуктов птицеводства. Но субсидии могут выделяться только производителям, реализующим продукцию, аффилированные с ними компании не могут их получать напрямую. Зато те птицефабрики, которые могут наладить действующую розницу, могут потенциально получать вдвое больше прибыли, считает Владимир Пак.

Другим важным фактором деятельности отрасли является социальная значимость мяса птицы и яйца для государства. За их ценообразованием постоянно следят представители государственных органов, которые могут ограничивать сезонные повышения цен на яйцо и регулировать цены на мясо птицы. Если это происходит, то рентабельность производства яйца может уйти в минус и станет убыточной при том, что субсидии составляют до 18% от себестоимости яйца. Производство яйца осложняется дефицитом племенного поголовья, которое в основном ввозится из-за рубежа, отсутствием глубокой переработки и сложной схемой откармливания, где корма состоят примерно из 20 компонентов. Это все влияет на затраты.

Сейчас МСХ субсидирует производителей яйца по системе трех уровней. Те, кто производит более 100 млн яиц в год, получают по 3 тенге за штуку, производящие от 40 млн до верхнего уровня имеют по 2,6 тенге на яйцо, а производителям от 20 млн яиц выделяется 2 тенге на единицу продукции. Такая схема более справедлива по сравнению с предыдущей, двухуровневой и позволяет выделять средства мелким птицефабрикам. Конечно, они не смогут быстро нарастить производство в два раза, чтобы выйти на второй уровень, но при этом не останутся обделенными и получат перераспределенные 10–20% от всего объема субсидий, что лимитирует долю крупных и средних птицефабрик. Это более объективный подход, учитывая, что в 2010 году крупные птицефабрики получили хорошую поддержку от «КазАгро» и МСХ на модернизацию своего производства и пополнение оборотных средств.

Субсидирование производства птичьего мяса также стало более демократичным и трехуровневым. В текущем году МСХ будет выделять птицефабрикам, производящим более 15 тыс. тонн мяса, исходя из расчета по 70 тенге на килограмм. Производящие 8 тыс. тонн и выше получат по 66 тенге на килограмм, а мелкие, имеющие производство в 1,5 тыс. и выше – до второго уровня, будут получать по 60 тенге за единицу веса. Сейчас планка субсидий выше, нежели при прежней, двухуровневой системе, когда первый уровень получал по 66 тенге, а второй – по 60 тенге за килограмм, и вдвое больше, чем ставка субсидий мяса три года назад. Снижение нормативов способствовало перераспределению средств в пользу более мелких производителей. С другой стороны, объем субсидий увеличился и отрасль получила больше поддержки.

По информации экспертов, в 2006 году, когда закладывались ориентиры концепции субсидирования мяса птицы, была поставлена задача компенсировать птицефабрикам до 50% затрат на комбикорма, которые составляют до 70% себестоимости продукции. Таким образом, планировалось субсидировать 20–22% всех издержек. При этом стоит отметить, что в стране большинство крупных и средних птицефабрик имеют свои собственные комбикормовые заводы и цехи, которых в целом насчитывается 16 единиц по Казахстану. Некоторые производители сами выращивают ячмень, зерно, чтобы кормить птицу, но все равно коридор себестоимости кормов существенно варьируется, согласно данным, выставляемым птицефабриками. Многое в цене комплектуется транспортными расходами, однако наличие собственного завода или цеха позволяет снизить издержки на корма примерно на 30–40%.

Пока же субсидирование птицеводства осуществляется на основе заявок, формируемых областными акиматами. В рамках профильных комиссий с участием общественных организаций и птицефабрик на местах они определяют потребности регионов в поддержке птицеводства.

По итогам первой встречи участники пришли к выводу, что предложение альтернативной модели субсидирования птицеводства могло бы добавить прозрачности в отрасли. Было вынесено решение, что в рамках следующей встречи участники рабочей группы соберутся в начале августа. После нее проектным экономистом Олжасом Худайбергеновым будет разработана и представлена альтернативная модель субсидирования, которая пройдет обсуждение и критику экспертов.
Источник: http://ptichki.net
Категория: Птицеводство | Добавил: hellmann (23.07.2012) Просмотров: 1599 | Рейтинг: 0.0/0
All Right Reserved. Copyright: poultrysite.ru ™ © 2000 - 2024.
Поддержка сайта: Ринат Мустаев admin@poultrysite.ru
Подписка на рассылку: новости птицеводства и сельского хозяйства
Проверить тИЦ и PR
Top.Mail.Ru
Рассылка-Птицеводство
Правильный CSS!
Информация с новостных сайтов, публикуется согласно авторского права
с активной гиперссылкой на сайт первоисточника